День третий

Третий день Первой Областной школы «Шаги к успеху» начался для старшеклассников с практических занятий, посвященных научным вопросам, и продолжился вопросами о модернизации учреждений высшего образования и развития естественнонаучных дисциплин.

На занятии «Погружение в физику» ребята не только решали задачи, писали формулы и отвечали на вопросы об окружающем мире, но и узнали личные секреты достижения успеха Льва Элевича Генденштейна, преподавателя, кандидата физико-математических наук и автора многочисленных научных книг. «Каждый человек - кузнец своего счастья!», «Не полагайтесь на обстоятельства!», «Если тебя кинули - расправь крылья!» - этим и другим советам школьники внимали затаив дыхание. «Лев Элевич, какие качества нам нужны, чтобы добиться успеха?» - хором спрашивали ребята. «Не теряйте надежды, любите свое дело и будьте ему преданы, - отвечал мудрый педагог. - Если вы будете верить в себя, то достигните своей цели».

- Я говорю детям просто о сложных вещах и стараюсь, чтобы они сами делали открытия, - делится опытом Лев Элевич Генденштейн. - Это очень талантливые ученики, они многое знают и понимают. Надо лишь подсказать им направление поиска.

- Лев Элевич объясняет материал так, что сразу все понимаешь, - говорит тагильчанин Георгий Ибрагимов. - Он изменил мое отношение к решению задач, подсказал новые методы. Теперь я знаю, что от вопроса «Почему?» надо переходить к вопросу «Как?» - тогда гораздо проще получить правильный ответ.


На практическом занятии «Культура речевого общения» участники школы постигали основы грамотной речевой коммуникации. Ребята узнали о невербальных сигналах, манерах разговора, особенностях восприятия информации. Последнюю мысль подкрепил практический пример под названием «Снежинка»: юношам и девушкам была дана абсолютно одинаковая информация, но задание они выполнили каждый по-своему.

По словам Тамары Альбертовны Долининой, зав. кафедрой ИРО и Дины Ивановны Архаровой, кандидатов педагогических наук, доцента ИРО, дети произвели на них приятное впечатление. Причем, работать с такими талантливыми и «продвинутыми» ребятами непросто: нужно постоянно быть на должном уровне и не опускать во время всего занятия поднятую в начале планку.




Каким должен быть «университет ближайшего будущего»? Об этом на практическом занятии старшеклассникам рассказывал доктор философских наук, профессор Александр Перцев. В Уральском регионе будет один из семи университетов страны, который важен для развития образования и региона в целом.

- Мне не привыкать проводить занятия среди одаренных детей, - говорит Александр Владимирович. - Поэтому ситуация для меня привычная. Сегодня выступил перед тремя группами - никаких трудностей не возникло: аудитория умная, раскованная, начитанная…

- Очень интересно прошло занятие, - говорит ученик 21-й школы города Екатеринбурга Игорь Солонкин. - Александр Владимирович учит общаться с людьми, умеет увлечь слушателя. Он захватил наше внимание буквально с первых минут!



Свои вопросы к организаторам школы «Шаги к успеху», ученым и педагогам ребята смогли задать во время конференции c участием зав. кафедрой информационных технологий ИРО, доктора педагогических наук Леонида Исаевича Долинера, зав. кафедрой европейских исследований УрГУ, доктора исторических наук Александра Геннадьевича Нестерова, декана философского факультета УрГУ, академика РАЕН, профессора, доктора философских наук Александра Владимировича Перцева, начальника управления образования администрации города Нижний Тагил, кандидата педагогических наук Анатолия Валентиновича Соложнина, проректора Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя России Валерия Яковлевича Шевченко… Проводили конференцию кандидат филологических наук Дина Ивановна Архарова и заведующая кафедрой ИРО Тамара Альбертовна Долинина. Участники школы воспользовались возможностью задать вопросы ученым:

- Какие качества необходимы для достижения успеха?

- Какой он, успешный абитуриент-2011?

- В какой из вузов страны лучше поступать?

- Как относиться к тому, что многие отечественные люди науки стремятся уехать за границу?

- Как определиться с выбором профессии и при этом не ошибиться?

- Какие направления науки сегодня перспективны, и какие специальности востребованы?

Вот лишь часть вопросов, с которыми ребята обращались к сидящим в президиуме. Практически на все они получили интересные и развернутые ответы.

Валерий Яковлевич Шевченко отметил, что по вопросам, которые задают в зале, можно проанализировать, что на самом деле интересует участников школы, будущих абитуриентов и пожелал ребятам - идти к своим успехам - своим путем, быть полезным для других и совершенствовать то, что ты делаешь.

А Леонид Исаевич Долинер подтвердил, что во все времена и в каждой области ценятся хорошие специалисты.

В завершающей части конференции старшеклассников ждал сюрприз: теперь уже сами ученые начали задавать вопросы учащимся. Школьники, впрочем, не растерялись и поделились планами на будущее и впечатлениями не от учебы в школе, но даже мнениями о реформе образования. В итоге общение получилось очень насыщенным и плодотворным.

Затем продолжились тренинги креативности, социального взаимодействия, стратегии мнемотехники. Команды завершают работу по созданию информационного ролика о школе (монтаж, верстка, подбор музыкального сопровождения, запись закадровых текстов и интервью, подготовкам презентации фильма к завтрашнему дню).

Подведение итогов проделанной работы стало логичным завершением третьего дня работы школы «Шаги к успеху». Впереди еще один день.

Эссе участников Первой Областной школы «Шаги к успеху»

«Из жизни школы……»

«Весёлые старты»

Луткин Станислав Сергеевич

Серая низкая туча закружила белой метелью на месте встречи команд веселой спортивной эстафеты. Не занятые на лаборатории пришли заряженные на борьбу. Кто-то купился на первоапрельскую шутку и бросился переодевать ребят в девичьи костюмы. К моменту старта собрались команды «Созвездие талантов», «Парадокс» и «Сократ».

Борьба была очень азартная, но каждая команда заслужила право быть лучшим. «Парадокс» в согласии с названием проходил этапы - парадоксально! «Созвездие талантов» - действовали согласно принципу «честная игра». А «Сократ» выиграл самый интеллектуальный конкурс «Перетягивание каната».

«Наши ученые»

Александр Владимирович Перцев

Достаточно 70 минут, чтобы осознать: выбор вуза в котором будешь учиться - задача «на подумать»! Зрители переглядываются меж собой, лектор угадал их спонтанные мотивы профессионального самоопределения.

Университет будущего - это твоя личная образовательная траектория, которую ещё надо выстроить! И главное, ты сам отвечаешь за свой выбор.

А ещё есть Уральский федеральный университет и его профессор Перцев Александр Владимирович!

Вот и думай!

Нестеров Александр Геннадьевич

Не стоит заблуждаться о месте, которое ты занимаешь в этом мире. А Россия? Россия ценится в глобальном масштабе запасами газа и количеством ядерных боеголовок. Да или нет? Возможен диалог цивилизаций?

Люди начинают друг друга понимать, когда перестают понимать друг друга! За короткий час общения Александр Геннадьевич указал на проблемы взаимоотношения разных этнических культур.

И он же указал на то, что психологию других наций возможно постигнуть и применить во благо.

Очень хочется верить, что при ответе на вопрос: «Какой вы видите Россию через 50 лет?» - «Будет больше оптимизма, хотя бы потому, что у нас есть «одарённое будущее»!

Источник - сайт Нижнетагильского филиала ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования".


Другие материалы по теме

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта