Стандарт уменьшил выбор

20.04.11 10:23

Опубликована новая, доработанная версия проекта образовательных стандартов для старшеклассников. «Обязательных» предметов в ней стало больше, предметов по выбору - меньше. Кроме того, разработчики сняли ограничение на выбор предметов из разных областей. Впрочем, это не окончательная редакция стандартов: разработку документа продлили до середины мая.

Во вторник на сайте Минобрнауки появилась новая, доработанная версия образовательных стандартов для старшеклассников - третья по счету. Обсуждение этого документа вызвало широкую дискуссию не только среди профессионального сообщества, но и среди родителей и учеников. В частности, многих смутила предложенная разработчиками схема обучения в старших классах: документ предполагал четыре «обязательных» предмета, на выбор же ученику предлагались шесть предметных групп, причем из каждой школьник мог выбрать не более двух предметов. Выбранные предметы старшеклассник, говорилось в документе, мог изучать на трех уровнях - профильном, базовом и интегрированном - в зависимости от будущей профориентации ученика.

В новой редакции стандартов разработчики сохранили три уровня изучения предметов, но изменили соотношение обязательных предметов и предметов по выбору. Если в предыдущем варианте документа на обязательную часть основной образовательной программы приходилось 40%, а на предметы по выбору - 60% от общего объема, то теперь обязательная часть составляет уже 60%, а «формируемая участниками образовательного процесса» - 40%. Увеличилось и количество учебных часов: если первая редакция «разрешала» в течение двух лет 2520 часов занятий, то теперь в проекте говорится, что «количество учебных занятий за два года на одного учащегося - не менее 2100 и не более 2590».

Кроме того, в новой редакции разработчики стандартов сняли ограничение на выбор предметов из групп.

«В предыдущей редакции были ограничения, связанные с тем, что по предметным областям, к примеру, «естественные науки» или «гуманитарные» можно было выбрать не больше двух предметов. А если выпускник поступает на медицинский факультет, то ему нужно изучать на углубленном уровне и физику, и химию, и биологию. Поэтому сейчас в проект стандартов внесены изменения, которые позволяют выбирать более двух предметов из разных предметных областей», - пояснил «Газете.Ru» руководитель группы мониторинга доработки проектов стандартов, глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин.

По словам депутата, право выбора теперь распространяется и на предметы, и на уровень их изучения.

Всего новый проект стандарта предполагает изучение 9-10 предметов на профильном, базовом или интегрированном уровнях, при этом на профильном уровне каждый школьник должен изучать 3-4 предмета.

Обязательно должны будут присутствовать в школьной программе математика, русский язык, литература, иностранный язык и еще ряд предметов. Но если математику можно выбрать на всех трех уровнях, включая интегрированный (несмотря на то что она сдается на ЕГЭ), то русский язык (как и литературу) разрешено выбирать либо на базовом, либо на профильном уровне. Предметы, которые первоначально назвали «обязательными» (физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и так называемый индивидуальный проект), как и в прошлой редакции называются «общими». Эти предметы вне зависимости от выбора школьников будут присутствовать в его индивидуальном учебном плане.

При этом, к сожалению представителей школ, в стандартах сохранились пункты, предполагающие требования к материально-технической базе, которую должны обеспечить учебные заведения. А механизмы финансирования со стороны государства в документе по-прежнему не прописаны.

Если раньше администрация школ должна была думать только о санитарных нормах и нормах безопасности, то по проекту нового стандарта этого будет недостаточно. Предполагается, что школы должны будут отвечать за оборудование классов и спортзалов, наличие учебных пособий и индивидуальных школьных планов, а также определенную подготовку учителей. «Стандарты предполагают материально-техническую базу, которой большинство школ сейчас не располагает. Объективно лишь небольшой процент школ готов к их реализации. Другой важный момент - формирование индивидуального подхода к каждому ученику, но это можно делать и без технического оснащения. Я считаю, что в данной ситуации нужно вкладываться в учителя, а не в спортивный зал», - высказал свое мнение «Газете.Ru» директор ЦО № 975 Москвы Александр Пименов.

Представители Минобрнауки считают, что движение к профильности образования, особенно в старших классах школы, необходимо.

«Стандарт - это еще один шаг к профильной школе, но важно, чтобы этот выбор был осознанным», - сказал по поводу стандарта для старших классов школы замминистра Максим Дулинов на пресс-конференции, предшествовавшей выходу новой редакции стандартов. При этом чиновник подчеркнул, что подготовка к выбору своего профиля у школьников будет закладываться начиная с начальной школы. Он также отметил, что стандарты не предполагают никаких доплат из кармана родителей. «Было очень много разговоров на эту тему: многие опасаются, что с введением нового стандарта часть уроков в школах станет платной, но это не так. Бесплатность - это ключевой момент стандартов. Принципы общедоступности и бесплатности будут строго соблюдаться», - подчеркнул он.

В Минобрнауки говорят, что прекрасно осведомлены о проблемах подготовки учителей и уже предпринимают шаги для того, чтобы сделать школы более подготовленными для внедрения новых стандартов.

«Мы прекрасно понимаем, что необходимо повышать квалификацию учителей и менять систему их подготовки. Эта работа уже была начата в рамках федеральной целевой программы по развитию образования с 2006 года и будет усовершенствована. В этом году в каждом федеральном округе будут созданы стажировочные площадки, на базе которых будет разработан учебно-методический комплекс программы по реализации стандарта нового поколения», - сообщил Дулинов.

Впрочем, это еще не окончательный вариант стандартов для старших классов, и дорабатывать его будут как по сути, так и стилистически.

По словам Балыхина, рабочая группа по мониторингу проекта стандартов старшей школы продлила доработку этого проекта еще на один месяц - с 15 апреля по 15 мая. «Текст уменьшился примерно на треть, но все еще требует редактуры, и третий вариант стандартов в этом смысле еще не доработан. Мы на последнем заседании создали редакционную группу из разработчиков и членов рабочей группы мониторинга по самому тексту - доводим до ума стилистику, формулировки. Сейчас эта работа продолжается, и там очень много замечаний. Текст обязательно будет дорабатываться», - сообщил Григорий Балыхин. Кроме того, обещано проработать «условия реализации образовательной программы с точки зрения финансирования и материально-технического обеспечения». И не исключено, что срок сдачи документа вновь будет перенесен.

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/social/2011/04/19/3589105.shtml

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"