В Свердловской области повысят качество профессионального образования

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования, активно занимающиеся обновлением материально-технической базы, должны иметь конкурентные преимущества. Как сообщили в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, об этом 15 августа заявил глава региона Александр Мишарин в ходе заседания президиума правительства, посвященного задачам развития профессионального образования Среднего Урала.

Заседание прошло на Первоуральском новотрубном заводе. Предварил его визит главы региона в новый корпус современного учебно-методического центра. «Мы сегодня находимся на Первоуральском новотрубном заводе, где уже на новом уровне занимаются подготовкой квалифицированных специалистов. Но у нас есть и другие заводы, флагманы промышленности, которые также должны думать о будущем, заниматься поддержкой учебных центров начального и среднего образования», - отметил губернатор.

По словам главы региона, современная организация учебного процесса несовершенна. Студенты оторваны непосредственно от производств или же осваивают навыки рабочих специальностей на станках многолетней давности.

«У нас сегодня ребята учатся на станках, которые выпущены в прошлом веке. Возраст оборудования доходит до 60 лет. Это недопустимо. Совместными усилиями мы должны сделать так, чтобы в учебных заведениях стояло самое современное оборудование. А условия для учебы и труда - это немаловажный стимул для привлечения молодежи», - подчеркнул Александр Мишарин.

Министр общего и профессионального образования Юрий Биктуганов сложившуюся ситуацию объяснил тем, что в предшествующие годы, к сожалению, многие предприятия отказывались от непрофильных активов, в результате чего учебные заведения оказались в плачевном состоянии. Одних же усилий областного бюджета для их поддержки и модернизации было явно недостаточно.

В настоящее время, по словам министра, региональные власти активно занимаются возрождением колледжей, техникумов и училищ, а также развитием технического творчества детей.

Так, в прошлом году на реализацию этой задачи было направлено 3 миллиарда рублей. В этом году сумма еще возросла.

Кроме этого, важнейшее значение имеет и возрождение престижа рабочей профессии. Министр подчеркнул, что нынешнее положение дел отличается явным ростом вакансий на современные, востребованные на производствах профессии при значительном падении интереса со стороны работодателей к таким исконно рабочим профессиям, как каменщик, сварщик и другие.

«Чтобы в корне изменить положение дел, необходимо разработать программу трудовых ресурсов области с учетом приоритетных направлений и отдельных рабочих специальностей», - считает Юрий Биктуганов.

Доклад Ю.И. Биктуганова

Уважаемый Александр Сергеевич!

Уважаемые члены президиума, участники заседания!

Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года главная цель долгосрочного развития региона заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанного на сбалансированном росте экономики.

Чтобы обеспечить этот рост, потребуется создать высокотехнологичный сектор в машиностроительном комплексе, обеспечить опережающее развитие металлургического производства, строительной индустрии, химического комплекса и сельского хозяйства.

Необходимо будет создать современные производства, выпускающие инновационную продукцию, которая соответствует международным стандартам качества и востребована на внутреннем и мировом рынке.

Согласно прогнозу социально-экономического развития области, к 2015 году произойдет почти двукратный рост физических объемов промышленного производства к уровню 2010 года.

Очень важно, что этот рост будет происходить в условиях сокращения численности экономически активного населения. В настоящее время на предприятиях Свердловской области трудится 8 процентов работников пенсионного возраста и 4 процента работников в возрасте свыше 60 лет. Поэтому к 2015 году сокращение численности занятых в экономике Свердловской области составит порядка 150 тысяч человек.

То есть для достижения целей, предусмотренных стратегией развития Свердловской области, потребуется принципиально повысить эффективность использования трудовых ресурсов.

Поэтому главная задача, которая сегодня стоит перед системой профессионального образования в Свердловской области - это обеспечить максимальное соответствие количества и качества подготовки выпускников по каждой конкретной специальности потребностям инновационного развития экономики области.

В предшествующие годы промышленные предприятия активно освобождались от непрофильных, как им тогда казалось, активов, включая учреждения профессионального образования. Но в Свердловской области эти образовательные учреждения не были закрыты. Понимая всю важность профессионального образования для сохранения и развития промышленного потенциала региона, руководство области взяло на себя финансирование этих образовательных учреждений.

В результате общие расходы областного бюджета на содержание образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования серьезным бременем легли на областной бюджет. В 2010 году они составили три миллиарда сто сорок восемь миллионов рублей, план на 2011 год - три миллиарда пятьсот сорок два миллиона рублей.

Но зато нам удалось сохранить сеть образовательных учреждений.

По количеству учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловская область сегодня занимает первое место в Уральском федеральном округе и второе место в России. Опережает нас по этому показателю только Московская область.

В системе профессионального образования Свердловской области сегодня насчитывается 180 образовательных учреждений, из них 36 учреждений начального профессионального образования, 113 учреждений среднего и 31 учреждение высшего профессионального образования.

Все учреждения высшего профессионального образования имеют ведомственную принадлежность, либо находятся в ведении Минобрнауки России, либо являются негосударственными.

В ведении Министерства общего и профессионального образования Свердловской области находятся 36 учреждений начального и 69 учреждений среднего профессионального образования.

Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования в 2009/2010 учебном году составило 17,9 тыс. человек и 77,7 тыс. человек - в учреждениях среднего профессионального образования. Число выпускников составило 12,6 тысяч человек и 15,6 тысячу человек соответственно.

Учебный процесс обеспечивают 16753 сотрудника, в том числе 7369 педагогов.

В Свердловской области готовятся специалисты практически по всему спектру специальностей, востребованных в настоящее время в экономике региона. Областными учреждениями профессионального образования реализуется более девятисот (918) образовательных программ по 165 наименованиям, в том числе:

- 573 программы начального профессионального образования;

- 38 программ профессиональной подготовки;

- 307 программ среднего профессионального образования.

Разработка новых образовательных программ ведется на постоянной основе. Новые федеральные образовательные стандарты позволяют нам формировать образовательную программу во взаимодействии с предприятиями-работодателями, и давать обучающимся именно те компетенции, которые действительно востребованы на производстве.

Но какой бы ни была образовательная программа, невозможно дать учащимся необходимые практические навыки, если нет необходимого учебного и производственного оборудования. Такое оборудование по своим техническим характеристикам должно максимально соответствовать оборудованию, которое используется на производстве.

Промышленные предприятия Свердловской области активно проводят техническое перевооружение. Поэтому сегодня на многих из них новое оборудование и технологии производства принципиально отличаются от тех, что применялись ранее.

Прекрасный пример тому мы наблюдаем прямо сейчас - новое оборудование и, более того, принципиально новая культура производства позволяют провести заседание президиума правительства области непосредственно в цехе действующего металлургического предприятия. Вряд ли такое было возможно еще десять лет тому назад.

Между тем, в областных учреждениях начального и среднего профессионального образования 44 процента оборудования приобретено более десяти лет тому назад, в том числе 22 процента оборудования имеют возраст свыше тридцати лет.

То есть значительная часть материальной базы образовательных учреждений нуждается в обновлении. Провести такую модернизацию только за счет средств областного бюджета невозможно. Поэтому мы активно ищем иные источники финансирования и добились в этом значительных успехов.

Прежде всего, образовательные учреждения Свердловской области постоянно участвуют в федеральных проектах развития образования.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в период с 2007 по 2010 годы за счет средств федерального бюджета на общую сумму 382 млн. рублей в Свердловской области удалось создать 547 новых ученических мест в кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебных полигонах и промышленных площадках предприятий.

За счет этих средств отремонтировано более четырех с половиной тысяч квадратных метров учебных помещений, внедрено в учебный процесс 724 единицы современного оборудования.

В том числе 30 единиц тренажеров-имитаторов сложного технологического оборудования, такого как прокатные станы и линии производства механосборочных работ.

Учебные заведения области получили в свое распоряжение 16 полностью оснащенных учебных лабораторий и информационных центров.

В текущем году заявка Свердловской области победила в конкурсе региональных программ модернизации системы профессионального образования. В результате в течение предстоящих трех лет в бюджет области должны поступить двести миллионов рублей субсидий из федерального бюджета

Очень динамично развивается взаимодействие учреждений профессионального образования с промышленными предприятиями и объединениями работодателей. Сегодня существуют прекрасные совместные проекты, которые предусматривают создание учебных полигонов, оснащение учебно-производственных мастерских, профориентационную работу со школьниками, педагогами и родителями.

Установлены тесные контакты между ОАО «Первоуральский Новотрубный Завод» и Первоуральским металлургическим колледжем, между ОАО «Уралмашзавод» и образовательными учреждениями общего и профессионального образования г. Екатеринбурга, между Екатеринбургским политехникумом и Производственным объединением «Уральский оптико-механический завод», между научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» и Нижнетагильским техникумом металлообрабатывающих производств и сервиса, между корпорацией «ВСМПО-Ависма» и Верхнесалдинским металлургическим техникумом.

Готовится к реализации совместный проект Верхотурского профессионального училища и ЗАО «Региональный центр листообработки».

«Трубная металлургическая компания» приступает к совершенствованию материальной базы учреждений профессионального образования в Каменске-Уральском и Полевском.

Предприятия и образовательные учреждения активно заключают договоры и соглашения о сотрудничестве. В рамках таких соглашений:

более одной тысячи четырехсот предприятий осуществляют трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования;

более одной тысячи семисот предприятий осуществляют предоставляют учащимся возможность прохождения производственной практики;

более четырехсот шестидесяти предприятий обеспечивают условия для стажировки и повышении квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения;

более девятисот предприятий принимают участие в разработке содержания профессиональных образовательных программ, что очень актуально в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

более восьмисот работодателей принимают участие в процедуре итоговой государственной аттестации выпускников учреждений профессионального образования и в сертификации квалификаций выпускников по отдельным специальностям;

более пятисот предприятий оказывают содействие в проведении конкурсов профессионального мастерства и иных мероприятий, направленных на повышение престижа рабочих профессий.

Нам удалось сохранить, хотя и в меньших масштабах, существовавшую ранее систему профиориентационной работы со школьниками.

Для учащихся с первого по девятый классы регулярно проводятся дни профессиональной ориентации. В эти дни занятия со школьниками проводят мастера и преподаватели учреждений начального и среднего профессионального образования, руководители производственных подразделений промышленных предприятий. Как пример можно привести Северский трубный завод, где занятия со школьниками проводят даже начальники цехов.

Учащиеся узнают о профессиях, которыми можно овладеть в учреждениях профессионального образования, о самих образовательных учреждениях. В таких занятиях обычно принимают участие лучшие выпускники учреждений профессионального образования, добившиеся наибольших результатов в выбранной профессии.

После девятого класса школьники имеют возможность продолжить обучение в профильных классах, где наряду с общеобразовательными дисциплинами изучаются предметы, необходимые для овладения профессией, такие как инженерная графика, материаловедение и так далее. Здесь в Первоуральске из тридцати школ города профильные классы имеются в пятнадцати.

Выпускники профильных классов получают возможность продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования срезу на втором или третьем курсе.

Говоря о профильных классах, очень важно отметить, что более 97 процентов ребят, поступивших в эти классы, успешно оканчивают школу и продолжают получение образования по выбранной специальности. То есть профильные классы - это исключительно эффективный инструмент профессиональной ориентации.

Еще два направления профориентационной работы сегодня требуют усиления.

Первое направление - это практика шефства промышленных предприятий над образовательными учреждениями. Сегодня только 40 процентов школ имеет шефов.

К первому сентября мы закрепим шефствующие предприятия за каждым образовательным учреждением.

Второе направление - это система поддержки технического творчества молодежи. В прошлом году неоднократно отмечалось, что в таком промышленно развитом регионе как Свердловская область осталось всего 6 станций юных техников.

Поэтому до конца текущего года в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» откроются десять новых станций технического творчества в семи муниципальных образованиях. На эти цели в областном бюджете предусмотрены 47 миллионов рублей. К концу текущего года там смогут начать занятия свыше 4000 ребят в возрасте от восьми до семнадцати лет.

Развивая систему профессионального образования мы стараемся не только сохранить и восстановить традиционные структуры и формы работы. Мы активно ищем новые подходы к подготовке кадров.

Большие перспективы открывает применение кластерного подхода при формировании сети образовательных учреждений. Ядром каждого такого кластера становится профильный ресурсный центр по соответствующей отрасли промышленности. Сейчас создано девять таких ресурсных центров.

В образовательных учреждениях, где имеются ресурсные центры, мы стремимся обновить материальную базу в приоритетном порядке. В результате учащиеся и педагоги образовательных учреждений области могут пройти стажировку на наиболее современном оборудовании.

То есть ресурсные центры становятся точками роста в системе подготовки кадров соответствующей отрасли.

Что мы считаем необходимым сделать для дальнейшего развития системы профессионального образования в Свердловской области?

Прежде всего, необходимо ликвидировать дисбаланс между потребностями рынка труда Свердловской области и существующей структурой подготовки кадров.

Сегодня предприятиям области требуется почти вдвое больше работников с начальным профессиональным образованием, чем готовят образовательные учреждения.

В то же время учреждения высшего профессионального образования дают в три раза больше выпускников, чем необходимо.

В чем причина?

Основная причина - в существующем уровне оплаты труда по целому ряду специальностей. Вот пример объявлений в газете за 11 августа. В городе Нижний Тагил на работу требуются: крановщик: заработная плата - 11 тысяч рублей, маляр - 10 тыс. рублей, плотник - 7 тыс. рублей, столяр - 5 тыс. рублей в месяц.

Рядом уже другое объявление. Тоже в Нижнем Тагиле торговой компании требуются: мерчендайзер - заработная плата 18 тысяч рублей, консультант торгового зала - 23 тысячи рублей.

В этой ситуации вопрос «куда пойти учиться» решается сам собой. И пытаться исправить положение только усилиями Министерства образования совершенно бесполезно. Необходим принципиальный пересмотр кадровой политики предприятий.

На заседании президиума Правительства области 26 июля Губернатор Свердловской области определил такой ориентир для развития промышленности региона - к 2015 году средняя заработная плата в промышленности должна быть не менее 45 тысяч рублей. Считаю, что начинать эту работу нужно с кадров рабочих профессий. В противном случае бессмысленно сетовать на нехватку рабочих рук в промышленности и на нежелание молодежи идти работать на производство.

В этой связи вношу предложение о необходимости скорейшей разработки программы развития трудовых ресурсов Свердловской области. Эта программа должна дополнить программу развития промышленности области, определить рамочные условия формирования кадровой политики как для каждой отдельной отрасли, так и для экономики в целом.

Помимо различий в уровне заработной платы по отраслям есть и другие причины несоответствия между спросом на рынке труда и объемом подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.

Если мы возьмем уровень среднего профессионального образования, то в целом по экономике потребность в кадрах будет примерно совпадать с числом выпускников учреждений профессионального образования.

Но если посмотреть на структуру подготовки кадров в разрезе укрупненных групп специальностей, то мы увидим, что по ряду специальностей число выпускников оказывается в 2-3 раза меньше, чем это требуется предприятиям области. Соответственно по другим группам специальностей часть выпускников остается невостребованной.

Почему так происходит?

Наряду с различием в заработной плате, важную роль в возникновении этого дисбаланса играет несовершенство системы прогнозирования потребности экономики Свердловской области в кадрах.

В настоящее время прогноз кадровой потребности формируется в разрезе укрупненных групп специальностей, то есть: «металлургия», «строительство» и так далее. Поэтому даже в том случае, если прогноз составлен достаточно точно, мы можем знать только потребность в кадрах для отрасли в целом. А вот сколько из этого числа нужно подготовить каменщиков, сколько маляров, а сколько - машинистов башенных кранов - это уже неизвестно.

Между тем, контрольные цифры приема в образовательные учреждения формируются в разрезе конкретных специальностей. Поэтому считаю, что порядок формирования прогноза кадровой потребности в Свердловской области требует принципиального пересмотра и вношу предложение: с 2012 года перейти к формированию прогноза потребности экономики Свердловской области в кадрах в разрезе отдельных профессий и специальностей.

Еще одно препятствие для развития профессионального образования - это снижение престижности рабочих профессий.

Разрыв в заработной плате между реальным сектором экономики и сферой обслуживания существует, к сожалению, достаточно давно. Как следствие, в глазах нынешней молодежи получение рабочей профессии уже не является гарантией материальной и социальной стабильности. Это неизбежно привело к снижению престижа рабочих профессий.

К сожалению, мы пока мало что делаем, чтобы изменить эту ситуацию.

А ведь менять ее можно не только за счет повышения заработной платы. Не всё в жизни измеряется деньгами.

Очень важными могут быть и нематериальные стимулы. Большинство людей стремятся получать моральное удовлетворение от своей работы. Люди хотят гордиться результатами своего труда, гордиться тем, что делают свою работу хорошо. Поэтому право называться лучшим специалистом на своем предприятии, в своем городе, в своей отрасли - это очень серьезный стимул.

Реализовать этот стимул помогают конкурсы профессионального мастерства. Отрадно, что сегодня более пятисот предприятий Свердловской области либо сами проводят, либо принимают участие в проведении таких конкурсов.

Но эта работа, к сожалению, почти не получает освещения в средствах массовой информации. И поэтому ее социальный эффект оказывается гораздо ниже возможного.

Более того, областные СМИ совершенно не пропагандируют промышленные предприятия как достойное место работы. А ведь в Свердловской области есть множество современных промышленных предприятий, обеспечивающих и достойную заработную плату и комфортные условия труда.

Думаю, большинство из нас сегодня были приятно удивлены, войдя в этот цех. И если такие комфортные условия работы стали сюрпризом для участников этого заседания, то несложно догадаться, как мало о них знают остальные жители области.

Поэтому вношу предложение: для более активного привлечения молодежи в реальный сектор экономики постоянно размещать на областных каналах телевидения документальные сюжеты о промышленных предприятиях области, о рабочих династиях, о конкретных людях, успешных в своей профессии. Также предлагаю сформировать на областном уровне единый перечень мероприятий, направленных на повышение престижа рабочих и инженерных специальностей, а также перечень конкурсов научного и технического творчества молодежи, чтобы максимально широко освещать эти мероприятия в средствах массовой информации.

Теперь о тех задачах, которые будет решать непосредственно Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Первая задача - это оптимизация сети учреждений профессионального образования.

Сегодня большинство учреждений начального и среднего профессионального образования являются многопрофильными. При этом перечень специальностей в разных учреждениях дублируется.

Поэтому с 2010 года, если в каком-либо муниципальном образовании кадры по одной и той же специальности могут быть подготовлены в двух и более образовательных учреждениях, то вопрос о том, кто получит государственное задание на подготовку кадров, решается путем проведения конкурса.

На конкурсе действуют два основных критерия - уровень подготовки выпускников, который определяется с участием представителей предприятий отрасли, и процент трудоустройства выпускников.

Для чего мы ввели такую систему?

То образовательное учреждение, которое лучше подготовит выпускников по какой-либо специальности, на следующий учебный год получит бо́льшую долю в задании на подготовку кадров. Если оно и дальше будет работать эффективнее других, то через 1-2 года оно полностью возьмет на себе подготовку кадров по этой специальности в своем муниципальном образовании.

То есть мы запустили своеобразный процесс естественного отбора - госзадание на подготовку кадров будут получать только лучшие образовательные учреждения. В результате средства областного бюджета, направляемые на подготовку кадров, будут расходоваться максимально эффективно.

Причем такое решение дает не только выигрыш в качестве подготовки кадров. Оно также существенно снижает потребности в обновлении материальной базы образовательных учреждений. Вместо того чтобы обновлять учебные и производственные классы по определенной специальности сразу в нескольких колледжах, нам будет достаточно модернизировать только одно образовательное учреждение.

Второе направление - это изыскание внутренних резервов, которые бы позволили увеличить ассигнования на модернизацию материальной базы образовательных учреждений.

Если обратиться к структуре расходов Министерства образования на содержание подведомственных образовательных учреждений, то мы увидим, что такие резервы имеются.

Конечно же, первое, что обращает на себя внимание, это расходы на заработную плату. Они составляют до 70 процентов от общего объема расходов. Но оптимизация этой статьи требует чрезвычайной осторожности.

С одной стороны, в системе профессионального образования Свердловской области на одного педагога приходится в среднем всего 13 воспитанников. Но, с другой стороны, нельзя забывать о той социальной нагрузке, которую несет эта система. В учреждениях начального профессионального образования Свердловской области сегодня учатся 3284 ребенка, оставшихся без попечения родителей, и 973 ребенка-инвалида. То есть практически каждый четвертый воспитанник учреждений начального профессионального образования - это особый ребенок, который требует индивидуального подхода. Поэтому к вопросу определения оптимальной численности педагогов мы будем подходить очень взвешено и строго индивидуально для каждого образовательного учреждения.

Иначе обстоит дело с общей численностью сотрудников. Сегодня некоторые учреждения профессионального образования выполняют совершенно несвойственные им функции.

Например, имеют собственные котельные, которые кроме самого образовательного учреждения обеспечивают теплом еще и близлежащий жилой фонд муниципальных образований. В основной массе это ветхие и чрезвычайно неэффективные источники. Из сорока шести котельных, которые находятся на балансе подведомственных образовательных учреждений, девять работают на дровах. Кроме того имеется одна мазутная и несколько электрокотельных. Только на подготовку этих котельных к предстоящему отопительному сезону, без учета расходов на приобретение топлива, потребовалось выделить более 44 миллионов рублей.

В этой связи прошу рассмотреть вопрос о возможности изъятия котельных с баланса учреждений профессионального образования и передачи их либо в собственность муниципальных образований, либо на баланс ГУП «Облкоммунэнерго».

Значительные расходы учреждения образования несут и на уплату земельного налога. В 2009 году на эти цели было направлено 240 млн. рублей. А на приобретение нового оборудования удалось выделить лишь девять миллионов рублей. То есть платежи за землю превысили расходы на модернизацию материальной базы в 26 раз.

В 2010 году, благодаря проведенной работе, удалось снизить платежи за землю почти в два раза. Думаю, это очень достойный результат.

Тем не менее, нулевые ставки земельного налога для образовательных учреждений до сих пор установлены далеко не везде. И в 2011 году нам снова предстоит выплатить порядка 120 миллионов рублей налога на землю, вместо того, чтобы направить эти средства на модернизацию материальной базы учреждений профессионального образования.

Министерство образования прекрасно понимает, что налог на землю - это один из важнейших источников дохода местных бюджетов. Но сегодня в рамках целого ряда программ, инициированных Губернатором Свердловской области, в муниципалитеты направляются значительные субсидии из областного бюджета, в том числе по линии Министерства образования.

Как пример: только на открытие новых детских садов муниципальные образования получат в этом году один миллиард сто шестьдесят пять миллионов рублей. В 2012 году в местные бюджеты на эти цели поступит еще более трех миллиардов рублей из областного бюджета. И программа развития сети детских садов - это далеко не единственная программа, по которой область оказывает финансовую поддержку муниципальным образованиям.

Поэтому считаю, что с учетом такой поддержки муниципальные образования вполне могут позволить себе ввести льготы по земельному налогу для образовательных учреждений.

Предлагаю рассмотреть вопрос о введении муниципальными образованиями в Свердловской области льгот по налогу за землю и по арендной плате для образовательных учреждений на заседании Совета муниципальных образований в Свердловской области.

И, наконец, третье направление работы Министерства образования - это развитие материальной базы учреждений профессионального образования во взаимодействии с промышленными предприятиями Свердловской области.

На сегодняшний день многие промышленные предприятия области, в особенности те, кто осуществляет масштабную модернизацию производства, испытывают острую нехватку квалифицированных кадров.

На заседании президиума Правительства области 26 июля прозвучал такой факт - в полуторамиллионном Екатеринбурге, который был одним из ведущих центров оборонной промышленности страны, «Уралмаш» не сумел найти 160 квалифицированных станочников для своего нового производства.

Министерство образования готово оказать и оказывает предприятиям всяческое содействие в подготовке кадров. Мы совместно корректируем учебные планы, увеличиваем долю общеобразовательных предметов, которые необходимы для овладения определенными специальностями. Но мы не можем дать учащимся необходимые практические навыки, если в образовательных учреждениях нет того оборудования, на котором выпускникам предстоит работать по окончании колледжа.

Понимая это, многие заводы готовы начать и уже начали проекты кооперации с учреждениями профессионального образования. Руководство предприятий готово вкладывать десятки и даже сотни миллионов рублей в обновление материальной базы, на которой ведется подготовка кадров.

Но рассчитывать на то, что частные инвесторы целиком возьмут на себя все расходы, мы, безусловно, не можем. Вкладывать средства в обновление основных фондов, которые находятся на балансе областных образовательных учреждений, а это, прежде всего, учебные здания и здания общежитий, инвесторы не готовы.

В то же время Свердловская область сама крайне заинтересована в модернизации промышленных производств, расположенных на территории региона. Именно эти производства дают львиную долю валового регионального продукта и обеспечивают основные налоговые поступления в областной бюджет. Поэтому чем быстрее они будут развиваться, тем быстрее будет развиваться и сама область, тем быстрее будет расти уровень жизни ее жителей.

Поэтому считаю, что целесообразно всячески поддерживать проекты кооперации предприятий и образовательных учреждений, в том числе и путем их софинансирования из областного бюджета.

Есть и еще одна причина, по которой мы заинтересованы в совместных проектах с промышленными предприятиями. Эти проекты уже сейчас дают материальную отдачу, увеличивая поступления в областной бюджет.

В этом году во многом именно благодаря проекту, реализуемому совместно Первоуральским новотрубным заводом и Первоуральским металлургическим колледжем, нам удалось победить в федеральном конкурсе и привлечь в область 200 миллионов рублей субсидий из федерального бюджета. Вот реальная, осязаемая отдача от таких проектов.

Любой серьезный проект сотрудничества образовательного учреждения и промышленного предприятия потребует материальных вложений со стороны области. Как минимум будут нужны средства на ремонт и реконструкцию помещений, в которых разместится новое оборудование. Также потребуется ремонт общежитий, чтобы учащиеся, приехавшие на стажировку в новый учебный центр из других городов, могли жить в достойных условиях.

На сегодняшний день в области реализуется уже порядка пяти крупных проектов сотрудничества предприятий и образовательных учреждений. И еще два серьезных проекта близки к запуску.

Поэтому необходимо упорядочить процесс подготовки и реализации таких инициатив. И прежде всего требуется установить четкие правила игры, чтобы инициатор проекта мог заранее определить, на какой объем бюджетной поддержки он может рассчитывать.

Безусловно, это очень сложный вопрос. Возможность получения бюджетной поддержки предполагает, что проект будет полезен не только заявителю, но и Свердловской области в целом. В одиночку сделать такое заключение Министерство образования не может. Поэтому предлагаю рассмотреть и закрепить в областной программе развития образования следующее решение, показанное в правой части слайда.

Предприятие, желающие реализовать проект по модернизации материальной базы подготовки кадров и заинтересованное образовательное учреждение обращаются в областное Министерство образования.

Министерство формализует их заявку и передает ее на рассмотрение в экспертный совет, в состав которого входят представители Министерства промышленности и науки, Министерства экономики и иных заинтересованных органов государственной власти Свердловской области, а также представители отраслевых союзов предприятий.

Экспертный совет рассматривает заявку и дает заключение о том, будет ли представленный проект полезен для отрасли в целом или же заявитель преследует только собственные интересы.

После чего заявка и заключение экспертного совета выносятся на рассмотрение Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Свердловской области, которая рассматривает представленные материалы и коллегиально принимает решение о поддержке либо об отклонении заявки. При этом положительное заключение комиссии служит основанием для включения проекта в областную программу «Развитие образования в Свердловской области» с выделением соответствующего финансирования из областного бюджета.

Уважаемые члены президиума Правительства!

Я надеюсь, что доклады руководителей ведущих промышленных предприятий Свердловской области убедят Вас в необходимости поддержи проектов сотрудничества промышленных предприятий и областных учреждений профессионального образования на принципах государственно-частного партнерства.

Со своей стороны Министерство общего и профессионального образования Свердловской области сделает все возможное, чтобы система подготовки кадров в Свердловской области отвечала задачам инновационного развития промышленного комплекса региона.

Благодарю за внимание!" (источник - сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области)

Источник публикации

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"