Преподавание в школе основ религиозной культуры

Президент Дмитрий Медведев не исключает, что практика преподавания в школах основ религии может быть расширена. Об этом он заявил в субботу на встрече с представителями Русской православной церкви.

Перед беседой глава государства посетил церковно-общественную выставку-форум "Православная Русь" - к Дню народного единства. Там, в сопровождении патриарха Московского и всея Руси Кирилла, он подробно ознакомился с экспозицией, рассказывающей об истории РПЦ. Работу организаторов выставки он оценил высоко. "Очень важно, что вы сумели собрать экспонаты выставки вместе, сделав это интерактивно, ведь сегодня без этого невозможно воспринимать информацию", - отметил президент.

Хотя современная Россия является светским государством, это не значит, что власть не стремится к взаимодействию с церковью. Президент назвал большим успехом то, что государственно-церковные начинания сумели состояться в последний период российской истории. Свидетельством тому, например, является введение в школьную программу основ религиозной культуры. Патриарх же, в целом, придерживался аналогичной линии. Если государство, по мнению Кирилла, обеспечивает всяческую охрану человека, то церковь прежде всего заботится о его душе, что, в конечном счете, взаимосвязано. "Самая совершенная юридическая система не будет работать и самые мощные правоохранительные органы не сумеют уберегать общество от самораспада, если начнет распадаться человеческая личность. Церковь же работает для спасения души. Государство обеспокоено, естественным образом заинтересовано в нравственном воспитании личности. Здесь и есть фокус сотрудничества церкви и государства", - полагает первосвятитель.

Участники встречи не раз замечали, что введение нового предмета в школьную программу прошло успешно. Дмитрия Медведева эти уверения настолько порадовали, что он не исключил: практика преподавания в школах основ религии может быть расширена. Правда, делать это, по его мнению, нужно с согласия родителей школьников и, возможно, с использованием пилотных регионов, где эта модель, по словам президента, будет обкатана перед ее распространением на другие школы. "В целом, я очень рад, что это получилось. Приняв непростое решение, мы ничего не нарушили, а создали дополнительные возможности", - заявил президент. И поскольку при введении нового курса школьникам предоставили выбор, тем самым были сняты страхи и опасения, которые, как считает Медведев, отчасти являлись оправданными, а отчасти навязывались в провокационных целях.

Впрочем, заменить материальную пищу духовной до конца все равно невозможно. Один из участников встречи пожаловался президенту, что сейчас зарплата священнослужителей в войсках составляет 10-12 тысяч. "Кто-то кого-то обманывает. Я специально задавал этот вопрос министру обороны. Он уверил меня, что если не сию секунду, то, начиная со следующего года, заработная плата капелланов и тех, кто служит в подразделениях минобороны - православных священников, а также представителей мусульманской церкви, - будет в районе 40 тысяч рублей. То есть она приблизится к уровню дохода, который будет иметь лейтенант", - насторожился глава государства. К тому же и сейчас, судя по той справке, которую предоставили Дмитрию Медведеву, зарплата священнослужителей в войсках должна быть выше 10-12 тысяч. "Если вы говорите, что это не так, у меня есть повод для того, чтобы разобраться, какую информацию дают министру обороны", - заявил президент. Общаясь с еще одним представителем РПЦ, Дмитрий Медведев посчитал нецелесообразным создавать государственные структуры по формированию информационной политики, в частности, на телевидении. "В президентских и правительственных структурах орган, который будет формировать информационную политику, бесперспективен, - пояснил он. - Однако против консультативных структур я не против". Источник "Российская газета".

К преподаванию основ религиозных культур и светской этики подключаются новые регионы

В конце октября заканчивается первый этап эксперимента по преподаванию в школе курса "Основы религиозных культур и светской этики". Общественный совет при минобрнауки обсудил первые результаты апробации нового курса "Основы религиозных культур и светской этики", который состоял из шести модулей. Итак, что дальше?

Напомним, курс включает: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В авральные сроки были написаны учебники по всем модулям, причем писали их представители разных конфессий.

Наибольшие споры разгорелись вокруг двух книг - по основам православной культуры и основам светской этики. Авторов первого учебника упрекали в излишней религиозности текста. А что касается второго, то авторов для него вообще нашли с большим трудом. Книга не раз редактировалась. Тем не менее все регионы вовремя получили комплекты учебников, книг для учителя и электронное сопровождение к материалам.

- Что касается содержания, то учебники написаны профессионально, - говорит директор Института всеобщей истории РАН и член Общественного совета Александр Чубарьян. - Но мне кажется, что они мало приспособлены для школ, потому что очень сложны для восприятия.

С ним полностью согласны практически все педагоги из экспериментальных регионов. Так, в департаменте образования Тверской области "РГ" рассказали, что учителям и ученикам очень не хватало еще и рабочих тетрадей по новому предмету. Разумеется, разработанных отдельно для каждого модуля. Зато порадовали тестовые задания в учебниках, которые требовали совместной работы учеников и родителей. Многие мамы и папы благодаря новому предмету впервые заглянули в учебники своих детей и попытались вместе найти ответы на вечные вопросы.

В Костромской области в малочисленных сельских школах, в школах с пятидневной рабочей неделей сложно было выделить часы на преподавание нового курса. Возникали трудности в решении финансовых вопросов.

Учителя Еврейской автономной области высказали претензии к графическому оформлению пособий курса и предложили не растягивать его на два учебных года, а уложиться в один. К примеру, в четвертом классе.

Что касается качества подготовки учителей, то тут, по единодушному мнению педагогического сообщества, лучше всего справились с новым курсом историки, обществоведы и литераторы. Хотя со "своими" учителями начальных классов, которых тоже привлекали к преподаванию, четвероклашкам было психологически комфортнее. Школьники выбирали в основном три модуля: основы светской этики, основы православной культуры и основы мировых религиозных культур.

Интересно, что в разных регионах процент учеников, которые выбрали одинаковые модули, очень сильно отличался. К примеру, в Тверской области подавляющее большинство детей выбрали основы православной культуры, а в Вологодской области - основы светской этики. В департаменте образования Тверской области интерес к православию объяснили тем, что в школах в рамках факультатива читался подобный курс и дети хотели выбрать то, что им уже отчасти знакомо. Национальная среда, конечно, тоже сыграла свою огромную роль в выборе.

Эксперимент показал - школьники, как правило, не выбирают модули для того, чтобы узнать что-то о другой культуре и религии. Большинство останавливают выбор на "своей". В Чечне, тоже участвовавшей в эксперименте, 99 процентов выбрали основы исламской культуры.

комментарии

Михаил Бураков, вице-президент "Общества духовной культуры", Екатеринбург:

- Краеугольным камнем духовности является толерантность, терпимость к чужим мировоззрениям. Преподавание ребенку культуры одной религии перекрывает путь к воспитанию такой толерантности. Нельзя разделять младших школьников по конфессиям в зависимости от желания родителей.

Знакомство с пособиями по религиозными культурам подтверждает, что изучение одной отдельно взятой религиозной культуры невозможно без приобщения учащихся хотя бы к некоторым догматам соответствующей религии. А это противоречит Конституции РФ как светского государства. В России, где традиционными определены четыре религии, следует обучать детей, сравнивая культуры хотя бы этих религий. Это и делается в пособии по "Основам мировых религиозных культур".

Светская этика "пристегнута" к курсу явно для того, чтобы удовлетворить родителей-атеистов. Хотя она в действительности необходима всем маленьким гражданам нашего светского общества.

Для воспитания духовно ориентированного и толерантно настроенного гражданина России необходимо преподавать всем школьникам без разделения на группы сначала светскую этику, а потом основы мировых, а не только традиционных для России религиозных культур. Ход эксперимента следует корректировать, не дожидаясь его окончания.

Татьяна Брославская, завуч школы N 25, Томск:

- У нас во всех трех пятых классах ребята изучают "Основы светской этики". Хотя некоторые родители хотели, чтобы ребенок изучал два модуля: допустим, православие и светскую этику или ислам и светскую этику. Нравится ли новый предмет? Отношение в целом позитивное. Есть пожелание - в регионы отправлять комплекты с запасом. Курс рассчитан на два года, и за лето численность классов иногда меняется. У нас, например, три новых ученика остались без книг. Пришлось выходить из положения.

Иван Никифоров, ученик 4-го класса, Алапаевск:

- Мне и моим родителям очень нравится урок "Основы православной культуры". Мы узнаем очень много нового и интересного. Спорим - существует ли Бог? Нужно ли верить в него? Мы узнали, что такое добро и зло. Кто управляет совестью. Узнали, кто такой "православный человек".

Д. Рахимова, родительница:

- Наша семья придерживается мусульманских традиций, но мы посчитали нужным для сына изучение модуля "Основы православной культуры". А причины две: весь класс выбрал этот модуль, а кроме того, интересны обычаи и традиции православного народа. Наш сын с удовольствием рассказывает о том, что узнал на уроке. Читаем вместе учебник и отвечаем на вопросы. Многие традиции совпадают.

Какие ожидаются изменения

В 2010-2011 годах к эксперименту подключаются Марий Эл, Ярославская область. Занятия для четвероклашек, которые только приступят к изучению нового предмета, начнутся не в четвертой четверти, как это было прежде, а в третьей. Количество часов при этом не изменится, только занятия будут проходить не два раза в неделю, а один.

Прийти к истокам - "Основы религиозных культур" будут в школе обязательны

Вице-премьер Александр Жуков считает, что предмет "Основы религиозных культур и светской этики" в российских школах как можно скорее должен стать обязательным.

По его мнению, уже в 2012 году надо подключить к преподаванию курса 50 процентов школ, а к 2013 году - абсолютно все школы. Напомним, сейчас в эксперименте участвует 21 регион. "Основы религиозных культур и светской этики" пока рассчитаны на преподавание в 4-х и 5-х классах, но вице-премьер предложил продолжить изучение курса в 7-х и 10-х классах. С чем, кстати, согласны почти все учителя из регионов, участвовавших в эксперименте.

Жуков добавил, что следует уделить особое внимание подготовке самих преподавателей. По его словам, 72 часов, которые отводятся на это, недостаточно. С другой стороны, опыт Калининградской области, где преподаватели проходят курс из 500 часов, избыточен.

За два года эксперимента педагоги накопили интересный опыт, который будет полезен всем. Например, вначале предлагалось разбить преподавание курса на два класса - четвертый и пятый, по одной четверти в каждом учебном году. Практика показала, что не стоит растягивать предмет на два года: дети за лето успевали забыть многое из того, что узнали накануне каникул. Сейчас в школах "Основы" преподаются в течение двух четвертей подряд в одном учебном году.

Сельские малокомплектные школы и школы, где есть многонациональные классы, оказались в самой трудной ситуации. Как организовать преподавание, если в одном классе ученики выбрали сразу 3-4 модуля? Надо ведь рассадить всех детей по разным классам и найти для каждой группы учителя. В некоторых регионах решили объединять группы из разных школ и возили детей на уроки в другие учебные заведения.

Поначалу в школах были сложности с учебниками и рабочими тетрадями. А когда они пришли, наконец, выяснилось, что многие тексты написаны слишком сложно и наукообразно. Кроме того, в некоторых учебниках был сделан упор не на культурологический аспект, а на религиозный. Вдобавок не оказалось никаких пособий для родителей, без участия которых в таком деле школе не обойтись. Судя по опросам учителей, примерно 28 процентов и сейчас отмечают, что им остро не хватает литературы по курсу "Основ". Так что в оставшееся время методистам есть над чем работать.

Справка "РГ"

Большинство школьников изучали основы этики - 42%, 30% - основы православной религии, 18% - мировой, 9% - исламской, 1% - иудейской и буддийской.

Источник - "Российская газета"

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"