Повышение социально-экономического статуса учителя в ходе реализации Постановления Правительства РФ от 31 мая 2011 № 436

30 ноября 2011 года в Томске состоялось общественное обсуждение «Повышение социально-экономического статуса учителя в ходе реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011г. № 436».

В работе принимают участие эксперты ИПОП "Эврика", представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных учреждений Томской области, Красноярского края, Республики Алтай, Кемеровской и Новосибирской областей.

В ходе общественного обсуждения участники прорабатывают вопросы, связанные с реализацией механизмов и моделей, направленных на доведение заработных плат учителей до уровня средней заработной платы по экономике и на повышение социального статуса учителя.

Выступление начальника Департамента общего образования Томской области Александра Щипкова (презентация в прикреплённом файл).

В своем сообщении он обозначил основные направления действий по реализации комплекса региональных мер, направленных на увеличение заработных плат педагогов в Томской области.

«Основная задача обсуждаемого проекта - добиться, чтобы средняя зарплата учителя была не ниже средней по экономике, - отметил Александр Щипков. - Без решения этой задачи - нет оснований говорить о высоком статусе учителя».

С введением ФГОС представления о качестве образования получат свое развитие. А это, в свою очередь, станет основанием для повышения привлекательности профессии учителя и роста его социального и экономического статусов. «Уважение к учителю должно выстраиваться на отношении к нему, как к человеку, который дает то, что востребовано, необходимо в обществе», - подчеркнул докладчик.

Повышение качества образования в регионе проводится по трем основным линиям:

- повышение квалификации учителей и их аттестация в новой форме;

- повышение заработной платы учителей;

- переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (новое содержание образовательных программ, создание материально-технических условий, информационно-образовательной среды).

В Томской области проанализировали соотношение зарплаты учителя и средней по экономике с 2006 года. Докладчик предоставил аудитории данные по динамике показателя соотношения средней заработной платы учителей и средней заработной платы в экономике Томской области за период 2006 - 2011 года и прогноз на 2012 год. В течение пяти лет (с 2006 по 2011 гг.), по данным докладчика, соотношение находилось в коридоре - 70-75%, за это время не возникало приближения к этому показателю. К 2012 году область берет на себя обязательство привести это соотношение к 100% - т.е. довести заработную плату учителей до полного соответствия средней зарплаты по экономике.

Александр Щипков также привел данные по показателю дифференциации зарплаты учителей области в зависимости от их вклада в качество образования (за сентябрь 2011 года). Около 10% учителей получают заработную плату в размере до 10 тысяч рублей, основная масса педагогов - около 60% получает от 15 до 30 тысяч рублей в месяц.

В качестве рисков докладчиком были названы приток «случайных», не планирующих долгое время работать в школе специалистов, повышение среднего возраста педагогов, снижение мотивации педагогов к организации внеурочной деятельности учащихся на основной работе и развитие совместительства.

Сообщение на тему «Эффективные механизмы и модели реализации комплексов региональных мер, направленных на увеличение заработных плат учителей общеобразовательных учреждений» представил заместитель директора ИПОП «Эврика» Роман Селюков (презентация в прикреплённом файле).

Одним из ключевых действий по реализации региональных комплексов мер по направлению повышения средних заработных плат учителей стало установление взаимосвязи норматива финансирования школ с величиной средней заработной платы по экономике региона. «Система образования сейчас наполняется деньгами, - отметил докладчик. - В этой ситуации важно не только понять, как правильно ими распорядиться, но и не упустить направление по оптимизации расходования средств, которые уже имеются в системе. Именно сейчас важно отработать и внедрить механизмы, которые позволят эффективно обеспечить достойный уровень заработных плат учителям, помимо вливания дополнительных средств в норматив».

Докладчик обозначил шесть основных линий модернизации системы образования, направленных на увеличение заработных плат учителей:

- введение современных финансово-экономических механизмов;

- введение ФГОС;

- модернизация системы повышения квалификации педагогов;

- введение нового порядка аттестации педагогических работников;

- процессы информатизации образования;

- энергоэффективность образовательных учреждений.

Эксперт уточнил содержание каждого из 6 направлений модернизации, и более подробно остановился на ключевых индикаторах по направлению введения НСОТ:

- Любой доведенный до школы объем средств может быть распределен на заработные платы. «Во многих территориях идет колоссальный обман в доведении средств до ОУ, - сказал Роман Селюков. - Эту ситуацию необходимо остановить».

- В оплате труда учителя учитывается интенсивность его труда. «Учитель и директор должны понимать, что школа не может платить всем одинаковую зарплату, - отметил эксперт. - Заработная плата учителя, работающего с классом, в котором 15 детей и с классом, в котором - 25, должна различаться, потому что напряжение труда учителя - разное».

- Работают некомпенсаторные механизмы оплаты за внеурочные виды деятельности учителя. «Внеурочные виды должны быть описаны и тарифицированы, - прокомментировал докладчик. - Чтобы учитель точно знал и понимал, на каких условиях, он выполняет тот или иной вид деятельности».

- Работают механизмы дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от качества и объемов их труда.

Реализация ФЗ-83 является мощным механизмом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, получения школами различных государственных и муниципальных заданий (не только на общеобразовательную услугу, но и, например, на библиотечное, социальное обслуживание населения и др.) и повышения эффективности бюджетных расходов.

По направлению введения ФГОС эксперт сказал следующее: «Реализация проекта предусматривает приведение инфраструктуры школы в соответствие с требованиями ФГОС, что требует фиксации некоторой части учебных расходов на данные цели. Региону необходимо определить ключевые направления расходов, чтобы обеспечить их грамотное планирование на уровне образовательных учреждений».

Серьезные изменения ждут и систему повышения квалификации педагогических работников. Модернизация системы ПК основывается на следующих принципах:

- Нормативно-подушевое финансирование системы повышения квалификации.

- Демонополизация и развитие рынка услуг повышения квалификации, что обеспечит свободу выбора образовательных услуг.

- Введение персонифицированной модели повышения квалификации, которая предполагает самоанализ собственной компетентности педагога и осознанный выбор своей образовательной траектории.

- Связь повышения квалификации и аттестации педагогических работников.

Курсы повышения квалификации педагогических и руководящих работников (обеспечивающие реализацию ФГОС), по мнению эксперта, должны ориентироваться на результаты мониторинговых исследований степени готовности педагогов работать в новых условиях. Выявление дефицитов позволит регионам сформировать грамотные задания для институтов повышения квалификации.

Связь повышения квалификации и аттестации педагогических работников обеспечит изменение доли педагогов высшей и первой категории, дифференциацию в оплате труда педагогов различных категорий.

Выступление эксперта ИПОП «Эврика» Натальи Шадриной с сообщением на тему «Показатели эффективности реализации региональных комплексов мер по увеличению заработной платы учителей» ()презентация в прикреплённом файле).

Наталья Шадрина напомнила, что регионы взяли на себя обязательства по 6 направлениям модернизации системы общего образования, которые обеспечивают повышение заработных плат учителей:

- введение современных финансово-экономических механизмов;

- введение ФГОС;

- модернизация системы повышения квалификации педагогов;

- введение нового порядка аттестации педагогических работников;

- процессы информатизации образования;

- энергоэффективность образовательных учреждений.

В этих обязательствах заложены содержательные требования к тем моделям и механизмам, которые должны быть введены в субъектах РФ. ИПОП «Эврика» проводит мониторинг продвижения проекта, собирая информацию с уровня образовательных учреждений. Цель мониторинга - обнаружение дефицитов на разных уровнях и использование этой информации для принятия грамотных управленческих шагов.

Эксперт обратила внимание на расхождение данных, полученных из бумажных носителей (отчеты, статистика) и данных электронного мониторинга, которые могут свидетельствовать о том, что обязательства, взятые по проекту, зачастую, не выполняются. Наталья Шадрина предоставила обзорную информацию по показателям электронного мониторинга о выполнении регионами обязательств.

Реализация ФЗ-83 является мощным механизмом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, получения школами различных государственных и муниципальных заданий (не только на общеобразовательную услугу, но и, например, на библиотечное, социальное обслуживание населения и др.) и повышения эффективности бюджетных расходов.

Со стороны учредителя оценка качества может касаться только анализа наличия условий (финансово-экономических, кадровых, материально-технических) обеспечивающих реализацию требований ФГОС. В случае невыполнения требований ФГОС в конкретной школе, муниципальное задание к ней должно быть уточнено. Если обнаруживается, что в школе не созданы необходимые условия или в результате процедуры образовательного аудита выясняется, что учащиеся не достигают всех трех типов образовательных результатов, прописанных в стандарте (предметных, метапредметных и личностных) муниципалитет обязан сократить задание и финансирование, потому что школа не справилась с реализацией государственного заказа.

Выступление Владимира Бацина "Модельная дорожная карта общественного продвижения результатов и эффектов проекта" (презентация в прикреплённом файле).

Источник ИПОП "Эврика"

Прикрепленный файлРазмер
_1.ppt1.23 Мб
_томск.ppt7.95 Мб
_томск.ppt303 кб
_томск_мониторинг.ppt2.12 Мб
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"