Экспертно-аналитический семинар по разработке региональной модели поддержки одаренных детей

5 декабря 2011 года в Перми начался экспертно-аналитический региональный семинар по апробации разработанной региональной модели поддержки одаренных детей.

В ходе семинара обсуждается разработанная региональная модель поддержки талантливых детей края. В семинаре принимают участие представители регионального и муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, эксперты, представители СМИ, родительская общественность.

Участников семинара поприветствовала Раиса Кассина, заместитель министра образования Пермского края.

Раиса Кассина сделала краткий обзор проектов, реализуемых Правительством Пермского края в рамках направления "Поддержка одаренных детей". В качестве примера был приведен проект "Одаренные дети", реализуемый уже не первый год, в рамках которого при ведущих пермских вузах созданы и уже начали работу заочные школы для одаренных детей по математике, физике, химии, биологии, экономике и географии.

Выступление Анастасии Белолуцкой, эксперта ИПОП «Эврика» с сообщением «Реализация НОИ «Наша новая школа» по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей»: проблемы, эффекты, тенденции» (презентация в прикреплённом файле).

Анастасия Белолуцкая отметила, что важным достижением в области поддержки талантливых детей в федеральном контексте является обозначение в документах федерального уровня последних лет работы с талантливыми детьми как приоритетного направления.

В связи с этим можно выделить важные последствия:

1) Стимул для институциализации этой работы в регионах (уже более двадцати регионов РФ приняли отдельные долгосрочные целевые программы «Одаренные дети»)

2) На федеральном и региональном уровнях задумались об универсальных показателях эффективности организации этой работы (пока отражение этой работы - в мониторинге НОИ «ННШ» - www.kpmo.ru)

3) Встал вопрос о налаживании некоторой взаимоувязанной системы работы в этом направлении на федеральном уровне. Можно сказать, что работа с талантливыми детьми перестала быть уделом только психологов и педагогов на уровне конкретных образовательных учреждений, а стала предметом образовательной политики.

Эксперт подчеркнула необходимость коренного изменения образовательного процесса, его переориентации на индивидуальные образовательные траектории, создание которых позволяет не просто отбирать одаренных детей, но и создавать условия для массового проявления детских талантов в разных сферах деятельности. В ситуации введения новых ФГОС - гораздо важнее преобразовать именно работу массовой школы, поскольку известно, что одаренность не столько проявляется, сколько формируется в деятельности.

Анастасия Белолуцкая подробно остановилась на базовых компонентах модели организации работы с одаренными детьми, включающей в себя:

- Создание целостного ресурсного социокультурного пространства города и региона;

- Организация системы выявления, формирования и поддержки одаренных детей в массовой школе;

Эта работа должна иметь несколько форм выражения и закрепления:

  • Нормативно-правовые механизмы
  • Экономические механизмы
  • Организационные механизмы
  • Психолого-педагогические механизмы (технологии работы и содержание образования)

Цель этой работы не только и не столько выявить одаренных детей с целью отправить их потом на конкурс, олимпиаду демонстрировать достижения системы образования региона или федерации, а зафиксировать, что у этих детей есть особые образовательные потребности.

- Организация взаимодействия образовательных учреждений разных уровней, а также межведомственного взаимодействия;

- Работа спец.учреждений для одаренных детей;

- Конкурсы, стипендии.

Конкурсы - не как основная форма работы с одаренными детьми, а исключительно как место, где они могут предъявить наработанное ранее и получить одну из форм обратной связи.

В сообщении были представлены интересные региональные практики:

- В Самарской, Ярославской, Новосибирской областях и Забайкальский крае были приняты поправки в методику расчета подушевого норматива и/или в методику расчета НСОТ с учетом специфики работы с талантливыми детьми (например, для финансирования работы с малыми группами детей, индивидуального наставничества);

- В ряде регионов создаются межведомственные комиссии по поддержке талантливых детей;

- В ряде регионов (Новосибирск, Кемерово) создаются единые банки данных по работе с одаренными или реже - специализированные порталы;

- В Астрахани готовится к принятию интересный пакет документов, в частности Постановления регионального Министерства:

  • об утверждении примерных Положений по требованиям к подготовке педагогических кадров по интегрированным технологиям и консалтинго-тьюторским методикам;
  • об утверждении Положения о разработке авторских интегрированных образовательных программ для детей с компаративно высокими образовательными достижениями;
  • об утверждении Положения о региональной системе сертификации компаративно высоких образовательных достижений детей;
  • об утверждении примерных Положений о траекториях индивидуальных образовательных маршрутов.

Лекция Р.В. Селюкова «Экономические механизмы организации работы с талантливыми детьми»

Роман Селюков представил механизмы финансирования организации образовательного процесса по поддержке одаренных детей:

- финансирование образовательной программы для одаренных детей по нормативу, учитывающему особенности этой программы (условия, индивидуальный учебный план) по муниципальному заданию.

- специальные программы по поддержке одаренных детей, а также возможность финансировать по грантовым программам на муниципальном или региональном уровне.

Муниципальное задание для общеобразовательного учреждения формируется исходя из норматива на реализацию общеобразовательной программы и норматива на реализацию индивидуального учебного плана.

В структуру норматива для реализации индивидуального учебного плана для одаренных детей включается оплата труда педагога по основному учебному плану учреждения и индивидуальному учебному плану учащихся, учитывая, что в группе может быть от 7 до 10 учащихся.

Это может быть выражено через определяющий коэффициент к существующему нормативу, или отдельный норматив.

Роман Селюков представил вариант №1 Модельной методики расчета норматива на реализацию общедоступного бесплатного образования по реализации федеральных государственных образовательных стандартов с учетом реализации образовательной программы для одаренных детей через индивидуальный учебный план.

В структуру норматива заложены следующие составляющие:

- На оплату труда работников образовательных учреждений за урочную и внеурочную деятельность с учетом районных коэффициентов к заработной плате, а также выплаты по обязательным отчислениям;

- Расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (с выполнением требований к материально-техническому, учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования).

Расчет нормативов финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта включая индивидуальную программу для одаренных детей на оплату труда работников образовательных учреждений. Норматив финансирования оплаты труда в расчете на одного учащегося определяются на основе:

- стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги по каждому виду основной общеобразовательной программы, включая индивидуальную программу для одаренных детей;

- соотношения объемов средств на оплату окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат по повышающим коэффициентам, компенсационных, стимулирующих выплат;

- соотношения объемов средств фонда заработной платы учителей и фонда заработной платы прочего педагогического, административно-управленческого, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала;

- соотношения учитель и ученик;

- количество детей в классе - 25 человек;

- число часов по обязательной программе при 6-дневной рабочей неделе (рассчитывается для каждой ступени);

- величины средней заработной платы по экономике региона.

Норматив бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования, включая индивидаульный учебный план для одаренных детей в расчете на одного учащегося определяется на основе стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги и услуги по реализации программы для одаренных детей по ступеням, расчет которой осуществляется по формуле:

З = ((а +с) х12 b х К1 x К2 x К3 x К4 х К5 x К6 х К7 х Кнач х Квзнос)/(d х m) ,

где a - количество часов в неделю в соответствии с примерной основной программой общего образования по ступеням, учитывающей урочную и внеурочную деятельность;

где с - количество часов по индивидуальному учебному плану;

d - нормативное количество часов в неделю, учитывающее число аудиторной и неаудиторной нагрузки педагогического работника;

12 - количество месяцев в году;

m - нормативная наполняемость классов;

b - расчетный оклад педагогического работника образовательного учреждения;

К1 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, учитывающий повышающий коэффициент за квалификационную категорию (определяется как средневзвешенный показатель за отчетный год);

К2 -коэффициент, учитывающий сложность и (или) приоритетность предмета;

К3 - коэффициент компенсационных выплат, предусмотренных трудовым законодательством;

К6 - коэффициент стимулирующих выплат;

К7 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда на оплату труда прочего педагогического, административного, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала;

Кнач - коэффициент, учитывающий районные коэффициенты к заработной плате работников организаций, расположенных на территориях с особыми климатическими условиями и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Квзнос - коэффициент, учитывающий отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вариант № 2. Модельная методика формирования норматива исходя из величины средней заработной платы по экономике региона:

N=Wзп х 12мес х К1 хК2 х К3 хК4 х К5 хК6х К7...

N - норматив (единица измерения - руб./год)

Wзп - среднемесячная зарплата в экономике региона (согласно госстатистике) в году, предшествующем году, по отношению к которому устанавливается норматив. (единица измерения - руб./мес.)

12 мес.- количество месяцев в году

Коэффициенты (величины относительные, безразмерные). Значения большинства коэффициентов (кроме k4c) устанавливаются регионами самостоятельно с учетом федеральных рекомендаций.

K1- коэффициент, показывающий, какую долю от среднемесячной зарплаты в регионе должна составлять в среднем «гарантированная», «условно-постоянная» часть зарплаты учителя (включая оклад и компенсационные выплаты). Рекомендуемое на федеральном уровне значение коэффициента - 0,7.

K2 - коэффициент стимулирования. Обеспечивает повышение норматива с целью обеспечения стимулирующих выплат учителям. Так как рекомендуемое на федеральном уровне соотношение базовой и стимулирующей частей ФОТ учителей - 70% : 30%, то рекомендуемое значение коэффициента - (1+30/70) = 1,43.

K3 - коэффициент отчислений на социальные нужды («начислений на заработную плату», ЕСН), установленных законодательством Российской Федерации

K4 - коэффициент соотношения «учитель : ученик». Рекомендуемое (целевое) значение коэффициента для работы с одаренными детьми - 1/8 = 0,125 .

K5 - коэффициент соотношения ФОТ учителей и остального персонала. Так как рекомендуемая доля ФОТ учителей в общем ФОТ учреждения - 70%, то рекомендуемое значение коэффициента - (1+30/70) = 1,43

K6 - коэффициент учебных расходов. Рекомендуемая доля учебных расходов в нормативе - 15%, то значение коэффициента -1,15

K7 - поправочный коэффициент, определяющий дифференциацию величины учебных расходов общеобразовательного учреждения в связи с переходом на новый образовательный стандарт.

Экспертом представлен механизм финансирования учебно-исследовательской деятельности учащихся. При организации учебной - исследовательской деятельности, работы по эксперименту, проектированию и др. результатом должен быть образовательный продукт, который будет являться подтверждением успешной реализации образовательной программы для одаренных детей.

На уровне субъекта Российской Федерации или муниципалитета возможно принятие нормативно-правового акта регламентирующего поддержку научно - исследовательской, творческой, спортивной деятельности одаренных детей через проведение грантовых конкурсов. Победителю (победителям) выигравшим грант обеспечивается финансовая поддержка на осуществление замысла проекта.

Финансирование может осуществляться как через муниципальное задание по целевым субсидиям (в рамках данной программы), так и непосредственно самому заявителю, т.е. физическому лицу.

В случае если механизм проведения конкурсных процедур выстроен так, что денежные средства по целевым программам поступают в учреждения, то должны быть выполнены все обязательства по проведению научно - исследовательской, творческой, спортивной деятельности одаренных детей.

Источник

Прикрепленный файлРазмер
1.ppt148.5 кб
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"