Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ

15 февраля 2012 года в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» начала работу проектная группа «Мониторинг результатов образования на ступени основного общего образования», координаторы-эксперты ИПОП «Эврика» - Татьяна Ковалева и Василий Ананьин.

В основной школе результаты образования можно оценивать, опираясь уже на результаты итоговой аттестации школьников в 9-м классе. Раньше невозможно оценивать результаты образования, они еще не достигнуты учащимися.
В процессе обсуждения эту позицию подвергли сомнению, приводя следующие аргументы:

- Требования к результатам образования сформулированы во ФГОС и конкретизированы ООП. Если двигаться по пути индивидуализации образования, совершенно неизбежно, что дети будут достигать те или иные результаты образования раньше, чем в 9-м классе. Крайне важно рефлексировать с детьми эти результаты вовремя, а не оттягивать этот момент до окончания ступени. В конце концов оценка результатов нужна не столько для формальной статистики, сколько самому ребенку для того, чтобы корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Основная школа строится на двух возрастах, имеющих серьезную специфику 5-7-е классы и 8-9-е классы. Важно для каждого из этих возрастов определить в ООП специфические результаты и обеспечить и учителя, и детей инструментарием оценивания. Причем важно, чтобы сам учитель владел технологией создания инструментария оценивания. Также необходимо выстраивать систему промежуточной аттестации в 7-м классе, и именно в этот период некоторые промежуточные образовательные результаты можно уже фиксировать, в том числе и в системе электронного мониторинга.
- В текущем режиме можно также отслеживать и мониторить динамику индивидуальных результатов учащихся, их персональный прогресс, обеспечивая сравнение их сегодняшних с ними же, но вчерашними.
- Очень диагностичными могли бы быть данные электронного мониторинга об инструментах оценивания, которыми пользуются учителя. По тому, какими инструментами оценки качества образования пользуется учитель, можно судить и о качестве его труда и прогнозировать результаты учащихся.

Подходы к оценке результатов образования учащихся на ступени начального общего образования.
- Крайне важно знать результаты образования детей по итогам освоения ООП НОО. Ведь это будет отправкой точкой для реализации ООП основного общего образования;
- Важно иметь механизмы итоговой аттестации детей по результатам освоения программы начального общего образования. Это нужно и для оценки эффективности реализации муниципального задания, и для того, чтобы устанавливать точку отсчета для следующей ступени. итоговую аттестацию не обязательно делать в 4-м классе. Ее можно провести и в начале 5-го класса в форме входной диагностики;
- Нельзя мерить результаты образования учащихся в начальной школе, это нас приведет к введению ЕГЭ в начальных классах и все учителя будут просто натаскивать детей уже начиная с 1-го класса.

Итогом работы группы стали следующие выводы:
1. Система электронного мониторинга должна собирать данные об образовательных результатах не агрегированно, а персонифицировано. Для этого нужен паспорт школы как электронная среда, в которой постоянно работают дети и учителя. Это требует серьезных изменений инфраструктуры школы.
2. Система электронного мониторинга могла бы стать одновременно и распределенным хранилищем инструментов оценки результатов образования. Это нужно прежде всего для того, чтобы понимать насколько действительно эффективно вводится стандарт.

Источник

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"