Вместе к созданию новой школы

В Среднеуральске состоялся Межрегиональный семинар Содружества школ личностно- ориентированного образования РФ.

Традиционно основной площадкой проведения семинара стала школа № 5.Тема семинара: «Развивающая среда образовательного учреждения для выявления и сопровождения детской одаренности. В поисках возможностей в условиях массовой школы». Мероприятие объединило педагогические сообщества Москвы, Среднеуральска, Верхней Пышмы, Первоуральска, Костромы, поселка Белоярский. Открыла семинар директор школы №5 Л.А. Черменинова словами: «Мы рады, что география нашего сотрудничества расширяется год от года. Это означает, что количество единомышленников увеличивается. Это даёт уверенность в правильном выборе пути развития, надежду на то, что личностно ориентированная педагогика когда-нибудь окончательно завоюет сознание педагогических кадров и пространство школьного образования».Напутствовал коллег и начальник Отдела образования ГО Среднеуральск Ф.Р. Тагиров: «Сегодня учитель из носителя знаний, информации, всезнающего оракула превращается в организатора деятельности, консультанта, коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации. А через подобные встречи можно отобрать лучшие образцы технологических и педагогических решений. Именно такой путь: от школьных задач к сетевому взаимодействию в условиях малого города более эффективен, чем традиционный путь в рамках одного образовательного учреждения. Давайте вместе будем идти к созданию нашей новой школы, помогая, поддерживая все самое передовое, работающее на престиж образования и современного педагога».Коллегам предстояло в течение семинара продемонстрировать учебные и внеучебные занятия, нацеленные на развитие детской одаренности, а гостям из столицы (специалистам центра образования № 975) - выступить в роли экспертной комиссии и просертифицировать увиденные уроки. Свой опыт представили школы №№5, 6. У москвичей глаза разбегались от разнообразия предложенных вариантов. Физкультура в четвертом классе (учитель Н.В. Белякова), математика - во втором (Е.А. Пташкина) или защита детских проектов «Мой мир» (С.Н. Еремина, В.И. Лебедева, И.Ю. Паршакова, Л.Ф. Алимова)? Проект «Добро. Истина. Красота» (Н.В. Краснова), мастер-класс «Без друзей меня чуть-чуть» (Е.В. Щепина, О.В. Бутакова, Р.А. Карманова)… В шестой школе можно было посетить урок математики девятиклассников (Н.Е. Морозова), музыку в третьем классе (Е.В. Хомутинина), музыкально-театральное представление на английском языке (Е.В. Маурина, С.А. Игнатова), педагогическую студию «Индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленный процесс проектирования индивидуальной образовательной программы» (Е.А. Бондарева, Л.А. Петрова), мастер-класс «Элективный курс как ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства» (Т.А. Симонова), побывать на презентации результатов проектной деятельности школьников «Проектная деятельность школьников как условие формирования ключевых компетентностей» (Л.А. Гатиятова). Какие же занятия посетить? Хотелось успеть везде. Первый день семинара педагоги и учащиеся напряженно работали. Одни увлеченно проводили открытые уроки, другие внимательно наблюдали, чему-то удивлялись, что-то помечали.Результатом деятельности стало вручение сертификатов за подписью кандидата исторических наук А.Ю. Пименова уже «мастерам личностно ориентированного обучения». Таковыми признаны: учитель музыки Е.В. Хомутинина (школа №6), учитель начальной школы Е.А. Пташкина (школа №5), учитель физической культуры Н.В. Белякова (школа №5). Педагог-психолог московского центра образования №975 Е.П. Рябоштан поблагодарила коллег за отличную работу и предложила среднеуральцам нанести ответный визит в столицу для дальнейшего плодотворного сотрудничества.С оценкой мероприятия выступили многие педагоги, в том числе и заведующая городским методическим кабинетом С.П. Ефремян. Светлана Павловна подошла к анализу увиденных уроков беспристрастно и тщательно рассмотрела использованные учителями методы работы с точки зрения развития детской одаренности. Была и критика, и конкретные рекомендации, которые должны помочь коллегам в последующем учебном процессе.В рамках семинара прошел конкурс видеороликов по духовно-нравственному воспитанию, созданных родителями и учителями пятой школы. Из семи представленных работ больше всего зрительских голосов набрал видеоролик «Царские дети» заместителя директора Н.В. Красновой. Этот творческий порыв иначе, как посвящением, покаянием, молитвой о зверски убитой в Ипатьевском доме семье императора Николая II и не назвать.Познавательной и светлой частью семинара стало выступление другой высокой гостьи из Костромы, Г.Г. Алексеевой, академика Евразийской академии телевидения и радио, президента Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России»:- Ваши видеоролики - подтверждение и поиск того хорошего, что есть вокруг. Наша работа аналогична. На фестиваль «Семья России» присылают добрые фильмы о жизни самых разных людей страны. Мы их систематизируем, формируя своеобразную летопись. За время работы собрано 425 хороших фильмов о семье. Они используются в образовательном пространстве.В 21-м веке мы имеем основательно искаженное понимание о семье у молодого поколения. Задача и нашего фестиваля, и любого педагога - пробуждать в человеке добро, возвращать к истокам. А вы, будучи профессионалами, владеете методикой по достижению этой благородной цели. Ведь слово «педагог» буквально переводится с греческого, как «раб, ведущий ученика в школу». Он не хозяин, не господин, он служит ребенку. Но чему в ребенке он служит? Как раз раскрытию того образа, который дан каждому малышу при рождении. Подтверждая свои слова, Г. Алексеева продемонстрировала несколько фильмов о семье, присланных на фестиваль. Думается, большая часть аудитории с удовольствием посмотрела эти светлые зарисовки из жизни обычных православных людей и вспомнила о простых земных истинах и собственном предназначении.20 апреля гости посетили СОШ №1 пос. Белоярский. Представленный опыт школ выявил наиболее сильные и слабые стороны каждой. Есть чему поучиться друг у друга субъектам Содружества, а, значит, есть смысл продолжать сотрудничество. Решено привлечь к взаимодействию, кроме педколлективов, ещё и самих учащихся. Спроектированы совместные образовательные акции. Организация процесса непрерывного профессионального развития педагога на современном этапе - одна из главнейших задач, поскольку эффективность работы с детской одарённостью, как с индивидуальностью любого ребёнка, полностью зависит от педагогической «одарённости» учителя. Поэтому так важны итоги семинара.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"