Выездное заседание общественного Совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по системе оценки качества

Елена Федорова, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 им. А.С Пушкина», г. Южно-Сахалинск, в своем сообщении «Современные требования в оценке качества общего образования» рассмотрела условия и противоречия реализации концепции системы оценки качества общего образования с позиции директора школы. В докладе были поставлены вопросы: Что способствует новому качеству образования? Что тормозит появление нового качества образования? Внешняя оценка качества образования как запрос ОУ для управления качеством образования, по мнению Елены Федоровой, - это превращение региональных центров оценки качества образования в ресурсные центры образовательного аудита ОУ, это общественно-профессиональная экспертиза как условие удержания основ положений основной образовательной программы, это организация внутреннего аудита оценки качества образования через систему итоговых работ. Докладчиком были выделены проблемы оценки качества образования: разные программные комплексы оценки качества образования, несогласованных между собой; формальный перевод в электронный формат отчетности; затруднения при учете, обработке, анализе результатов обучения. В качестве решения было предложено сосредоточить внимание на внутреннюю оценку качества общего образования. Также была подчеркнута необходимость перестройки региональной системы оценки качества в сторону усиления линии образовательного аудита, а также озвучена потребность в единой федеральной электронной среде (например, электронный паспорт школы).
Алексей Воронцов, директор НОУ Открытый институт «Развивающее образование» (г.Москва), в своем докладе «Модель всероссийской системы оценки качества образования» описал особенности предлагаемой модели экспертами Института проблем образовательной политики «Эврика»:
  1. комплексность (междисциплинарный характер) и управляемость;
  2. сквозной, уровневый и операциональный характер описания образовательных результатов по ступеням;
  3. разделение контроля качества и оценки результатов.

В качестве практической основы разработки модели системы - опыт разработки и сопровождения КПМО. Система оценки качества предполагает хранение информации об уровне социализации учащихся на основе результатов, достижений учащихся, проявления их социальной активности. Аспекты оценки образовательных результатов - самостоятельность, инициатива, ответственность.

Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика», в своем выступлении «Электронный паспорт школы - системный инструментарий оценки качества образования» описала модель информационной системы оценки качества «Электронный паспорт школы», которая понимается как информационное хранилище данных на персональном уровне и позволяется проводить анализ их в различных направлениях. Были названы перспективные модели электронных сред: комплексная оценка эффективности региональной системы образования (КОЭРСО) Республики Бурятия, электронный паспорт школы (включая электронный журнал, электронный дневник), электронная аккредитация общеобразовательных учреждений, электронная аттестация учителя.

Баир Гармаев, председатель Союза попечителей Республики Бурятия, в сообщении «Участие общественности в оценке качества образования» говорил о том, что построение образовательной траектории учащегося ведет к его успешной социализации. Было отмечено повышение роли общественности в жизни образовательных учреждений, в частности, в финансово-экономической части (строительство школ, детских садов методом народной стройки), в оценке качества образования (в том числе участие в распределении стимулирующей части ФОТ, общественный контроль в организации и проведении ЕГЭ). Докладчиком была отмечена возрастающая роль участия общественности в оценке качества образования в начальном и среднем профессиональном образовании: общественность в лице работодателя оказывает влияние на качество образования. Было предложено путем создания саморегулируемой организации, способной проводить общественную аккредитацию, создать Республиканский финансовый фонд, обязанностью которого будет создание рейтинга ОУ. Баир Гармаев подчеркнул, что необходимо нормативно закрепить добровольность прохождения внешней оценки и стимулировать плановую аккредитацию.

Петр Тимошин, руководитель сектора качества образования Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры, член Всероссийского студенческого союза, в докладе «Роль общероссийских студенческих организаций в независимой оценке качества образования» опирался на опыт работы Всероссийского студенческого союза и озвучил перспективные планы дальнейшей работы. Перспектива видится в следующем: реализация проекта по моделированию сценариев развития системы образования в России, создание и формирование интерактивной базы «лучшие образовательные практики России», формирование студенческой публичной экспертной площадки для обсуждения конкретных вопросов развития системы профессионального образования; анализ практик участия студентов в процедурах оценки ОУ, механизм участия студентов в процедурах оценки и самооценки ОУ, принципы составления общественного студенческого рейтинга ОУ ВПО, система оценки деятельности органов студенческого самоуправления.

В обсуждении выступлений Александр Адамский, президент НП «Ассоциация администраторов образования», отметил сложность размещения и анализа в электронной среде неизмеряемых параметров, таких как педагогическая и психологическая характеристика учащихся, лидерство, атмосфера в классе.

В заключение Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, отметила, что разные формы оценочных процедур (аудиты, рейтинги, оценки, аккредитация) свидетельствуют о росте активности общественности, обозначив необходимость создания условий для демонстрации востребованности общественного института как особого явления.

Источник

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"