В Улан-Удэ подводят итоги Байкальского образовательного форума

Гостями форума кроме педагогов, ученых и экпертов из разных образовательных институтов стали глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова и директор Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования минобрнауки Наталья Золотарева.

Обсуждали образовательную инициативу "Наша новая школа", стратегии развития профобразования. Но, как ни крути, а самая острая дискуссия развернулась вокруг оценки качества образования и ЕГЭ. Как оценивать образование, что понимать под его "качеством"? По словам Любови Глебовой, мнение, что качество образования в России падает - неверно. Просто требования к образованию меняются и становятся жестче. Впрочем, глава Рособрнадзора признала: "ЕГЭ дает нам только предметную оценку достижений ученика", поэтому необходимо и дальше работать над его совершенствованием. На это и направлена новая модель, которая с 2011 года разрабатывается в рамках федеральной целевой программы "Развитие образования". Предлагается, в частности, делать так называемые оценочные "срезы" не только в выпускном классе, но и при переходе со ступени на ступень. Затронув эту тему, Любовь Глебова поспешила уточнить: никакого подобия ЕГЭ в младших классах не будет.

Зато Рособрнадзор пообещал заранее объявить минимальную границу баллов ЕГЭ не только по русскому языку и математике, как это было в этот раз, но и по другим предметам.

- Выпускники понимают, сколько им нужно баллов, если они не планируют поступать в вуз, - отметила Глебова. - Поэтому в новом учебном году подобная практика может быть распространена на обществознание и физику.

Глава Республики Бурятия Вячеслав Наговицын предложил выдавать аттестаты всем выпускникам. "Пусть "двоечники" поступают в средние учебные заведения и получают рабочие профессии, ведь этого так не хватает", - считает он. Любовь Глебова идею не поддержала, но предложила альтернативу: выдавать "паспорт ученика", который отразит разные успехи школьника и будет основой выбора дальнейшего жизненного пути.

Источник

5 июля 2012 года на берегу Байкала в рамках IV Байкальского образовательного форума «От модернизации образования к социальным эффектам» состоялось пленарное заседание, на котором были подведены итоги работы, принята резолюция и подписано межрегиональное Байкальское образовательное соглашение.

Проект резолюции принятый участниками форума содержит три ключевых принципа:

  • первый принцип: индивидуализация образования при обеспечении его массовости;
  • второй принцип: развитие многообразия в образовании при обеспечении стандартизации;
  • третий принцип: самостоятельность и ответственность всех субъектов образовательной политики и образовательной деятельности.

Ключевым фокусом модернизационных процессов в системе образования должно становиться изменение представлений (в том числе и общественных) о качестве образования. Целевые ориентиры модернизационных процессов должны напрямую увязываться, в первую очередь, с повышением качества образования.

Институционализация новых представлений о качестве образования должна происходить комплексно, во всех нормах, определяющих то, как принимает управленческие решения руководство школы, организовывают и содержательно наполняют образовательный процесс учителя и учатся дети. Новые представления о современном качестве образования должны задаваться:

  1. через нормативное закрепление всероссийской системы оценки качества образования с обязательной конкретизацией в ней:
  2. через нормативное закрепление современных представлений о качестве образования в финансово-экономических механизмах (регуляторах) в сфере образования.
  3. через поддержку инновационных сетей и сообществ, внедряющих эффективные образовательные модели, технологии, обеспечивающие детям образовательные результаты, превышающие (расширяющие, дополняющие) требования ФГОС ступеней общего образования,
  4. инициацией разработки и принятия закона о государственно-общественном регулировании в сфере образования
  5. поддержкой разработки, апробации и внедрение моделей передачи значимых полномочий органам государственно-общественного управления
  6. с целью повышения эффективности деятельности учреждений профессионального образования необходимо обеспечить возможность получения ими прибыли от реализации производимых в рамках учебно-производственной деятельности товаров
  7. через обеспечение расширения образовательного пространства школы и пространств социального действия ребенка:
  8. созданием базовых условий, необходимых для развития электронной образовательной среды в школах:

В рамках Байкальского образовательного форума были представлены эффективные региональные модели обеспечения развития современного качественного образования. Дальнейшее развитие и продвижение всего комплекса этих моделей и механизмов в субъектах Российской Федерации должно обеспечиваться при реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплексов мер по модернизации региональных систем образования позволит при поддержке из федерального центра существенно улучшить условия и результаты образования детей. Для этого необходимо существенно уточнять (систематизировать и дополнять) целевые показатели федеральных проектов и программ, а также перечень обязательств регионов, получающих субсидии на реализацию задач, сформулированных в рамках этих проектов и программ.

Участники Форума зафиксировали два направления, в которые могли бы быть упакованы эти конкретные дела: инфраструктура и кадры.

Участники Форума инициировали создание рабочих экспертных групп:

  • по отработке механизмов саморегулирования закупочной деятельности школ под задачу обеспечения выполнения требований ФГОС к условиям реализации основных образовательных программ ступеней;
  • по описанию требований к образовательной электронной среде

Любовь Глебова отметила важный момент: мы участники единственной возможной формы анализа происходящего на живой практике то, что зафиксировано в документах в виде намерений, выбор дальнейших направлений движения. Форумное обсуждение - живоя, реально профессиональная дискуссия, которая привнесет свое в образовательную политику страны.

Александр Адамский: БОФ - это дискуссии в дружеской атмосфере, возможность выразить полярные зрения и отстаивать свои позиции. На площадках форума выкристаллизовались темы: образовательная политика становиться комплексной, не политикой только одного направления (ЕГЭ и внеучебные достижения, стандарты и инновации т.д.) - соединение кажущегося несоединимым. Должна прослеживаться в дальнейших направлениях образовательной политики и тема объединения глобализации и специфики страны. должны 5 БОФ управленческие проекты регионов.

Владимир Матханов, заместитель Председателя Правительства по социальной политике: Образовательный форум на территории Бурятии - это возможность встретиться профессионалам. Это возможность высокопрофессиональным экспертам отнестись к тем преобразованиям, которые идут в системе образования.

Оргкомитетом форума отмечены доклады Алексея Семенова ,академика РАО, Сюзан Гойхман, Израиль, Ольги Шиян, эксперта Института «Эврика».

В заключении состоялось подписание и вручение региональным министрам Байкальского образовательного соглашения.

Источник

В последний день работы БОФ 5 июля 2012 года в Москве Глава республики Бурятия Вячеслав Наговицын встретился с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым и рассказал об итогах IV Байкальского образовательного форума. Министр высказал намерение принять участие в следующем БОФ и поддержал инициативу международного участия. В ходе встречи были обсуждены вопросы дошкольного образования и перспективы создания Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса (ВСНОИК).

В дальнейшем все материалы и резолюция форума будут переданы в Минобрнауки РФ.

Источник

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"