Конкурсы

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию 1 учебную и 1 воспитательную разработки (конспект урока по русскому языку 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными. Опыт создания учащимися проекта раздела электронного учебника по русскому языку". Урок закрепления полученных знаний с исследованием языкового материала учащимися, применением информационных технологий, подготовкой к ГИА ; конспект классного часа "Мы все такие разные" для учащихся среднего и старшего звена с обсуждением современных проблем толерантности. С уважением и надеждой быть полезной, Берсенева Н.А., учитель русского языка и литературы, II категория, стаж 5 лет, МБОУ СОШ №35

Учебная методическая разработка

Конспект урока

русского языка в 9 классе

по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительными и придаточным изъяснительным"

Учитель: Берсенева Наталья Анатольевна, II категория, стаж 5 лет, МБОУ СОШ №35

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: исследование языкового материала с применением информационных технологий.

Цели:

1. совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;

2. развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий;

3. воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению.

Педтехнология: метод проектов, проблемно-поисковый.

Методы:

1. по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский;

2. по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

3. по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;

4. стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

5. интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

6. контроля и самоконтроля: устный, письменный;

7. по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Ход урока

1. Организационный этап (1 мин.)

2. Мотивация учащихся к работе (3 мин.).

- Несколько дней назад я получила по электронной почте письмо, в котором моя коллега, учитель русского языка, просит откликнуться на просьбу создать электронный учебник по русскому языку для 9 класса. Сейчас мы активно занимаемся изучением СПП, поэтому я уверена, что сможем помочь в создании проекта разделаи электронного учебника "СПП и его особенности" в формате презентации Power Point. Именно это должно стать результатом нашего урока.

3. Работа на закрепление полученных знаний.

Класс заранее был поделен на группы из 3 человек, которые получили задания.

Группа 1. Что такое СПП? (определение в виде схемы, рисунка, кластера, интеллект-карты на выбор учащихся) (3 мин.)

Кластер Колесникова Сергея (2 мин.) - 1 слайд.

"История грамматического термина" (доклад Тарасовой Анастасии (2 мин.)) - 2 слайд.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм выведен участниками группы на рабочий стол демо-доски, пункты нарочно перепутаны, учащиеся востанавливают нужный порядок) (3 мин.) - 3 слайд.

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Группа 2. СПП с придаточными определительными. (8 мин.)

Учащиеся второй группы добавляют в кластер слайда 1 свою ветку "СПП с придаточными определительными" (определение, схемы).

Упражнение (учащиеся второй группы предлагают для работы 4 сложных предложения с придаточными определительными, в которых нужно расставить запятые, доказать, что придаточное определительное). Один ученик на компьюторе расставляет знаки. Остальные в тетрадях выполняют задание. На доску рисуем схемы предложений. (8 мин.) сохраняем примеры СПП с придаточными определительными в виде слайда 4.

Группа 3. СПП с придаточными изъяснительными. (8 мин.)

Учащиеся второй группы добавляют в кластер слайда 1 свою ветку "СПП с придаточными изъяснительными" (определение, схемы).

Упражнение (учащиеся второй группы предлагают для работы 4 сложных предложения с придаточными изъяснительными, в которых нужно расставить запятые, доказать, что вид придаточного). Один ученик на компьюторе расставляет знаки. Остальные в тетрадях выполняют задание. На доску рисуем схемы предложений, сохраняем примеры СПП с придаточными изъяснительными в виде слайда 6.

Группа 4. Сравнительная таблица СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

- Итак, подводим итог с помощью таблицы (ее представляет ученик). (3 мин.) - слайд 7.

Определительные придаточные предложения

Изъяснительные придаточные предложения

определяют существительное или местоимение в главной части предложения

изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое)

отвечают на вопросы:

какой? который? чей?

отвечают на падежные

вопросы

присоединяются союзами: что, чтобы, как будто

присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что

присоединяются союзными словами: кто, что, чей,

отчего, почему, зачем,

как, где, когда

Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы.

Дети чувствуют,

кто их любит.

Местоименно-определительное придаточное: Кто ищет, тот всегда найдет.

-

Группа 5. Важным звеном для определения вида придаточного предложения являюся союзы и союзные слова. "Как отличить союз от союзного слова?" - вопрос, на который ответит следующий докладчик. (2 мин.) Результат работы этой группы в виде таблицы (слайд 8 электронного учебника).

Отличие

союза

от союзного слова

не является членом предложения

является членом предложения

заменяется союзом

заменяется знаменательной

частью речи

можно опустить

нельзя убрать

не падает логическое ударение

падает логическое ударение

(Физкультминутка (1 мин.))

Группа 6. В каждом учебнике есть раздел "Это интересно!". Учащиеся получили творческое задание: доступно и увлекательно представить сложную теорию о словах, которые могут быть и союзами, и союзными словами. В результате ребята сами написали лингвистическую сказку и придумали лингвистический анекдот (слайд 9). Учащиеся читают сочинение (2 мин.)

Сказка о "словах-оборотнях"

В некотором царстве, Лингистическом государстве возле Леса дремучей Грамматики, на берегу великой реки Синтаксис стояли рядышком два городка.

В првом городке жили союзы, дружные братья, и звали их Чтобы, Если,Словно, Будто, Ибо, Что, Когда, Как. Были они скромные - в члены предложения не лезли, ударения на себя не обращали, с радостью заменяли друг друга. А иногда и вовсе пропадали из предложения - только и поминай их! В общем. Трудились на славу, являясь средством связи главного и придаточного предложений. И все было бы по-прежнему тихо, мирно, если бы в один прекрасный день три братца Что, Когда, Как не взбунтовались бы против такой несправедливости! "Вот бы нам зажить, как наши соседи, Союзные слова! - сетовали они. - Членом предложения являются, самостоятельной частью речи заменяются, логическое ударение на союзные слова падает и ,вообще, их никуда из предложения не уберешь - вот какие они важные! Мы тоже так хотим!" Разбушевались Что, Когда, Как, раскричались, запятыми как давай размахивать!.. Ничего не оставалась делать союзам, как только отпустить трех братцев Что, Когда, Как на волю, в городок Союзных слов. Но с одним условием: иногда заглядывать к себе на родину погостить. Вот так и живут на два дома слова Что, Когда, Как - то в Городке Союзов, то у Союзных слов.

Группа 7. Актуальным для 9 класса является вопрос о подготовке к ГИА. Среди заданий есть вопрос о пунктуации сложноподчиненного предложения. Участники этой группы подготовили тренировочный тест в формате ГИА на тему урока (слайд 10). После решения заданий участники выборочно проверяют ответы учащихся, открыв ключи (слайд 11). Составители теста сами должны уметь дать пояснение по возникшим вопросам. (5 мин.)

Пример задания:В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.

1. - Раньше , (2) бывало , (3) он съедал еще головку сыра , (4) а в тот день как заупрямится : не хочу да не хочу ! Говорит , (5) что дома обедал.
2. Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана!
3. Потом я читаю свои любимые стихи , (1) которые , (2) хотя их и нет в программе , (3) обязательной для изучения , (4) я все -таки прочту на экзамене , (5) а сейчас хочу прочесть Мери.
4. Заключительный этап. Самоконтроль. Рефлексия. (5 мин.)

Учащимся предлагается заполнить бланк ответов (слайд 12), поставив "+" или "-" рядом с утверждениями. То позволит учителю разработать стратегию индивидуальных консультаций.

Утверждения

Ф.И.____________________________________________________________

+

1.

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

2.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

3.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

4.

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

9.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

- Итак, уважаемые ребята, подведем итог нашего урока, целью которого было создание электронной версии раздела учебника по русскому языку, посвященного теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными". Мы создали презентацию в программе PP, состоящую из 12 слайдов, которые содержат как теоретический, так и практический материал к уроку. Думаю, что вы справились. Спасибо за работу!

Д.з.: из текстов художественной литературы (учебника по литературе для 9 класса) подобрать по 5 примеров рассмотренных на уроке видов придаточных.

См. Приложение

.

Прикрепленный файлРазмер
определения придат..doc20 кб
термина СПП.ppt43.5 кб
СПП с прид. изъяснит..doc21 кб
раздела эл.учебника.ppt158.5 кб
с придаточным определительным.ppt27.5 кб
СПП.doc31.5 кб
метод. разработка. Берсенева Н.А..doc35 кб
прид. опред..ppt559 кб
предложение с придаточным изъяснительным.doc32 кб
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"