Конкурс "Мастерство.Творчество. Признание" Кадочникова М.В.

Конкурсная работа учителя Средней школы № 16 Кадочниковой Марии Владимировны

Конспект урока.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок обучения грамоте в 1 классе. УМК «Планета знаний».

Тема: «Мы живём в России. Наш общий язык - русский»

Цель: формировать представления о государственных символах России

Задачи:

− познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн; особенностями языковой среды государства; назначением речи;

− способствовать развитию психических процессов (устойчивости и переключения внимания, памяти); связной и правильной речи;

− прививать интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма, толерантности к представителям других народов.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки.

План урока:

1. Организация начала урока.

2. Мотивационный момент. Сообщение темы и цели урока.

3. Изучение нового.

4. Физминутка.

5. Закрепление изученного.

6. Подведение итогов урока.

Этапы урока

Действия учителя и учащихся

Примечания

1. Организация начала урока.

2. Мотивационный момент. Сообщение темы и цели урока.

3. Изучение нового.

4. Физминутка

5. Закрепление изученного.

6. Подведение итогов урока.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Ребята, рассмотрите внимательно слайд и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке.

Дети: о нашем городе (т.к. есть фото с изображением улиц города), о нашей школе (т.к. есть фото с изображением школы), о Москве (т. к. есть фото с изображением Красной площади) и т.д.

Наша школа, город, область, Москва - это все части нашей страны. И мы сегодня поговорим о нашей стране. Узнаем, чем наша страна отличается от других стран, узнаем что объединяет народы, проживающие на территории России.

Где бы ты ни родился - в маленькой деревушке или в большом городе, на севере, где почти всегда зима, или на юге, где тепло и солнечно, - тебя, как и у всех нас, есть одна большая, красивая и великая Родина - Россия.

Много стран на свете есть.

Их, наверное, не счесть.

Франция, Италия, Греция, Испания…

Есть у них отличия -

чтоб показать величие.

И у нашей стороны есть отличия -

их три.

Эти отличия называют - символы государства.

Символами нашего государства являются:

· флаг

· герб

· гимн

Первый символ государства, флаг.

Флаг России имеет три цвета: белый, синий, красный. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий - небо, верность, веру; красный - смелость, доброту, честность.

Ребята, а где мы можем видеть флаг России?

Дети: на здании администрации, во время выступления спортсменов, во время праздников на улицах города и т.д.

Молодцы, вы верно ответили. Государственный флаг и его изображение мы можем увидеть на здании администрации города, на стадионах в честь победы наших спортсменов, а так же мы можем увидеть его на документах, почетных грамотах и дипломах, на гербах городов. А что такое герб мы с вами сейчас узнаем.

Следующий символ государства - государственный герб. На гербе России изображён двуглавый орёл, в правой лапе у него - скипетр, в левой держава.

Герб - изображение, символ государства, города.

Скипетр - жезл, символ власти.

Держава - золотой шар с короной или крестом, символ власти.

Ребята, а где мы можем видеть герб России?

Дети: на документах и т.д.

Молодцы, вы верно ответили. Государственный герб и его изображение мы можем увидеть на документах, печатях, почетных грамотах и дипломах.

Третий символ нашего государства - гимн. Кто знает, что такое гимн?

Дети: песня

Верно, гимн - это торжественная песня.

Когда исполняется гимн государства, необходимо вставать и слушать его стоя, так вы выражаете своё уважение к стране, её законам и традициям.

Сейчас мы послушаем гимн нашей страны, если вы знаете слова гимна, вы можете подпевать, кто слов не знает - внимательно слушайте и запоминайте.

Дети встают.

Прослушав гимн дети садятся на свои места.

В нашей стране проживает много разных народов, говорящих на своих родных языках. Это башкиры, коми, русские, удмурты, чуваши, украинцы, эвенки, чукчи, якуты и многие другие. Все эти народы гордятся своей историей, своими традициями, своим родным языком. Но есть язык, который объединяет все народы нашей страны, - это русский язык. На нём говори и мы.

А где нам может пригодиться наша речь?

Дети: речь нужна для того, чтобы общаться, играть, учиться и т.д.

Верно, в любом деле нам помогает наша речь.

Для того чтобы закрепить наши знания о государственных символах нашей страны и запомнить что же объединяет народы, проживающие на территории России поиграем в игру «Молчанку».

У каждого из вас есть сигнальные карточки с цифрами от одного до трёх. Сейчас на экране будут появляться задания и варианты ответа, вам необходимо будет ответить на вопрос, молча подняв карточку с цифрой, относящейся к верному варианту ответа.

Задание № 1

Какой из флагов является флагом России?

Дети: карточка № 2

Молодцы! Верный ответ.

Задание № 2

Какой из гербов является гербом России?

Дети: карточка № 1

Отлично! Верный ответ.

Задание № 3

Какой язык является общим для всех жителей России?

Дети: карточка № 3

Молодцы! Верный ответ.

Ну а теперь подведём итог урока:

· Чем понравился урок?

Дети: тем, что мы пели гимн, играли и т.д.

· Что нового вы узнали?

Дети: узнали о символах нашего государства: цвет флага, слова гимна и т.д.

Я вижу, вам понравился этот урок; вы достаточно хорошо запомнили символы нашего государства, и особенности общения народов проживающих на территории России.

За активную работу на уроке, за правильное выполнение предложенных заданий каждый из вас получает сувенир. Это закладка для учебника, но она не простая. На закладке изображены символы нашего государства герб и флаг, но флаг не окрашен. Вы его самостоятельно закрасите дома.

Урок закончен.

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Включить музыку, знак

Слайд № 9

По щелчку появляется фраза: «Наш общий язык - русский»

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Закладка для учебника: приложение 1

Конспект мероприятия

СЦЕНАРИЙ «ДНЯ ПРИВЕТСТВИЙ».

(Игровая программа для младших школьников)

Цель и задачи:

· Знакомство со способами приветствий в разных странах, с элементами разных национальных культур.

· Создание условий для эмоционального и духовного сближения между участниками программы.

· Повышение воспитанности и культурного уровня учеников.

Ход мероприятия:

Вед.1.

Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады встрече с вами.

Татары мы и русские,

Грузины и карелы.

Мы черные и русые,

Мы смуглые и белые,

Мы школьники ровесники

Хорошие друзья!

Живем в России вместе мы-

У нас одна семья!

Вед 2.

21 ноября вся планета отмечает Всемирный День приветствий - «Хэллоу дэй». Придумали его в 1973 году американцы братья Маккормак. В этот день каждый, кто хочет дружбы, мира и согласия между людьми всей планеты должны поздороваться хотя бы с десятью незнакомыми людьми, написать дружеское письмо своим ровесникам, живущим в другом городе, стране.

Вед. 1.

Идея праздника была воспринята с воодушевлением!

С 1973 года люди в 150 странах отмечают этот праздник, приветствуя друг друга!

Вед. 2.

Давайте и мы скажем, друг другу: «Здравствуйте!»

(Громко сказать здравствуйте, все остальные должны повторить).

Вед. 1.

Гуттен таг! Хэллоу! Кони шуа! Ассолом алейкум!

Сколько стран - столько языков, столько и традиций. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Знакомство с традициями приветствий в разных странах сопровождается инсценировкой «Хоровод приветствий», его суть в демонстрации жестов во время приветствий.

На сцену выходят ученики 5 класса и представляют традиции приветствий разных стран.

Вед. 2.

Далёкий чарующий Восток:

В Китае (выходит участник в костюме, выполняет движение):

при приветствии принято вытянуть руки вдоль тела, и чуть наклониться вперёд - «приветствую тебя!».

В Индии (выходит участник в костюме, выполняет движение):

тебя поприветствуют, сложив ладони на уровне груди и легким наклоном головы - «рад видеть тебя!»

Вед. 1.

В жаркой Замбези (выходит участник в костюме, выполняет движение):

хлопают в ладоши и приседают - «привет!»

В солнечном Таджикистане (выходит участник в костюме, выполняет движение):

тебя поприветствуют, сложив обе руки чуть ниже груди и, немного наклонившись, подойдут к тебе и протянут обе руки - «здравствуй, уважаемый!».

Вед. 2.

В родной и близкой каждому из нас России (выходит участник в костюме, выполняет движение):

испокон веку самых дорогих гостей приветствуют хлебом солью - «здравствуйте гости дорогие!».

Хоровод уходит со сцены.

Вед. 1.

Игра с залом:

Много нового узнали, теперь все дружно поиграем! Дружно все встаньте! Все движенья повторяй и другим ты не мешай!

Дружба - это улыбка, тепло, беседа.

Поднимите руки, посмотрите в небо.

Подержите в пальцах ветра свободу.

Дружба - она для всех народов!

Всем улыбнитесь, ведь каждый хороший.

Похлопаем нам и дружбе в ладоши!

Никто не обижен, всем есть, чем гордиться.

Расправьте руки себе, как птицы!

Доброе слово всем душу излечит.

Положите руки друг другу на плечи.

Мы - Россияне, мы доброго нрава.

Качнемся влево, качнемся вправо.

Молодцы! Садитесь!

Вед. 2.

Наша школа свято чтит традиции. Ни один праздник не остается не замеченным и празднуется с размахом. А как же в нашей школе проходит «День приветствий»? Сейчас увидим! Внимание на экран!

Фотоотчет.

Вед. 1

Поздравить всех присутствующих в этот светлый день желает ученица 5 «Б» класса Овсянникова Влада с песней Красной шапочки.

Выступление.

Вед. 2.

Друзья, давайте проверим, на сколько хорошо вы знаете приветствия и ситуации, в которых их необходимо употреблять. В этом нам помогут наши первоклассники, они будут рассказывать, в какой ситуации они употребляют те или иные приветствия, а вам необходимо будет эти приветствия отгадать. Внимание на экран, для вас будет подсказка-анаграмма: разгадав её, вы узнаете слово - приветствие. И за одно проверите себя! Отвечайте дружно, вслух! (Показ слайдов на экране, после каждого ведущий задает уточняющие вопросы: «Какое это приветствие?» или «О чем говорится?»)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Вед. 1

Мы много узнали об обычаях приветствий в разных странах! А как же в нашей современной жизни мы должны правильно приветствовать других так, чтобы не обидеть. Давайте повторим правила этикета приветствий.

Вед.2.

Все приветствия обязательно связаны с искренними пожеланиями другому удачи, мира, добра, благополучия, земных радостей и здоровья. Не ответить на приветствие или уклониться от него - значит показать себя невоспитанным человеком.

Вед. 1

Первым здоровается мужчина с женщиной, младший со старшим, подчиненный с руководителем.

Вед.2.

Мальчики поздоровайтесь с девочками. (Выполняют)

Вед. 1

Четвертые классы поприветствуйте второй и третий классы. (Выполняют)

Вед.2.

Следующее правило.

Входящий в помещение, где уже есть другие, независимо от возраста, пола или общественного положения, также здоровается первым, первым же он прощается и при уходе.

Вед. 1

На улице обгоняющий приветствует знакомого в тот момент, когда поравняется с ним, а тот, в свою очередь, отвечая на приветствие, должен оборачиваться в сторону того, кто здоровается.

Вед. 2

Проходящий мимо стоящего также здоровается первым. Со знакомыми, которых видят в автобусе, в каком-либо общественном месте, на другой стороне улицы здороваются при условии, если они вас заметили. Не следует их громко окликать или начинать длинную беседу. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном. Помните эти правила воспитанного и вежливого человека и всегда соблюдайте их!

Вед. 1

Интересно, кто из вас, ребята, знает и выполняет эти правила этикета?

Вед.2.

Сейчас мы это проверим! Я буду говорить фразу, если вы с ней согласны - вы говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если вы не согласны - вы молчите.

Самый лучший ученик -

Кто здороваться привык (это я…)

Кто прохожим мимо ходом говорит:

«Привет, здорово?» (тишина)

Кто увидев друга из далека,

Не кричит ему «Привет, пока!»

А помашет другу рукой,

Пошлет ему привет большой? (это я…)

Вед. 1

Кто приветствует друзей

Каждый час и каждый день? (это я …)

Мимо кто проходит дружно

Кому здороваться не нужно? (тишина)

Кто здороваться привык

Каждый день и каждый миг? (это я…)

Кто из вас не ходит грустный?

Кто здоровается дружно? (это я …)

Вед.2.

Молодцы! Вы отлично знаете правила этикета!

Вед. 1

День приветствий - объединил нас: участие в конкурсе газет показало как много у нас талантливых ребят, в конкурсе оригинальных приветствий - проявили себя самые творческие! Давайте же поприветствуем их!

По итогам конкурса газет 1 место занял: ____ класс. (Выходит староста класса)

Вед.2.

В конкурсе оригинальных приветствий победил ______ класс.

Победители представьте свое приветствие. (Класс-победитель выступает со своим приветствием).

Поблагодарим их аплодисментами.

Вед. 1

По традиции дня приветствий необходимо поздороваться с 10 людьми, или написать письма своим друзьям, близким, знакомым. Давайте поддержим эту замечательную традицию. Выйдя из зала, поздоровайтесь с 10 людьми, напишите письмо - приветствие на тех бланках, которые получили в подарок!

Вед.2.

Давайте поделимся нашим хорошим настроением со всеми встретившимися нам по дороге жителями нашего города. Тогда тепла и света, добра и согласия вокруг нас станет больше! До свидания, до новых встреч!

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

В этот день пусть мое письмо греет твою душу!

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

Озорной приветик мой,

Пусть всегда будет с тобой!

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

Шлю тебе цветов букет,

Хочу сказать тебе привет!

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

-------------------------------------------------

Шлю тебе привет большой, только помни:

я всегда с тобой!

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"