"Воспоминание о будущем": итоги симпозиума «Педагогика фасилитации в контексте модернизации российского образования»

7 дней в Школе 7 (с 4 по 12 апреля) - таков временной охват программы симпозиума «Педагогика фасилитации в контексте модернизации российского образования». Широка и его география - съезд участников от Рефтинского до К-Уральского, от Арамиля до Богдановича. Высок и уровень докладчиков: 6 докторов и 10 кандидатов наук.

О чем же речь? Освещаются тенденции в основных направлениях образования: естественные и гуманитарные науки; образование периода детства и культурное взаимодействие.

Представление об уровне содержания дискуссий дает перечень тем выступлений:

  • ФГОС: что в нём действительно нового;
  • Система Л.В. Занкова как образец педагогической фасилитации: 55 лет опережая время;
  • Знаково-символическая деятельность в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • Технология интеллектуального образования;
  • От классиков до классики: культура как негенетический способ наследования;
  • Методика Монтессори. Доводы одного родителя;
  • Реализация потенциала кино для образования на опыте проектов "Киноклуб" и «Киноджаз»;
  • Гуманитарное образование как фактор национальной безопасности России;
  • Ресурсный центр как перспективная форма педагогической системы;
  • Миросозерцаниие как опора освоения иноязычной среды;
  • Деятельностная программы для старшеклассников «Модель ООН».

Современные тенденции в сфере культуры и образования были обобщены в пленарных докладах:

Креативные сообщества: сотрудничество и фасилитация;

Антропологические основания фасилитации;

Роль социальной фасилитации в процессе алгоритмизированного проблемного обучения.

Отметим наиболее значимые тезисы.

Современный мир в самих структурах повседневности все больше дает нам примет перехода. Это переход от экономики вещей - к экономике знаний. В экономике вещей - главным является то, чем вы владеете. «В экономике идей ... - вы то, чем вы делитесь: с кем вы связаны, какими идеями вы обмениваетесь ...»

Важно то, что в сфере креативных практик человек не является работником массового производства (так как по своему характеру это каждый раз уникальные проекты), но он также не является и массовым потребителем, а, вовлекаясь в процесс креативной деятельности, создает иную топологию культурного пространства, из пространства шоу и спектакля, гипермаркетов и иерархических организаций - это пространство превращается в места, сообщества и сети сотворчества, фасилитации, взаимного культурного обогащения и роста, преобразующего организационный и культурный ландшафт нашей жизни.

К сожалению, предзаданные современной политикой в сфере образования императивы большей частью остаются на бумаге, побуждая отечественную школу работать на отчёты, сотворённые руками тех, кого бы надо проверить независимым экспертам. Впрочем, независимая экспертиза существует, её только нужно захотеть замечать. Пока же созиданием номинально независимой экспертизы озабочена бюрократия от образования, и, конечно же, «независимость» такой экспертизы будет сродни «второй свежести»...

И педагогам, и особенно руководителям образования, чьи интеллект и культура корреспондируют не столько с «высочайшими» указаниями, сколько с духом эпохи приходится держать оборону, переходящую в позиционные войны. А это требует воли, мужества, самоотверженности.

Успокоим особо любопытных и упустивших происходящие рядом знаковые события: по итогам симпозиума будет опубликован одноименный сборник материалов (заказы по электронной почте: Zankov-sr@mail.ru.)

В заключение информационного обзора высказываем слова особой благодарности ИП Пархомюк Ю.А. за понимание значимости форума и финансовую поддержку достойного приема гостей городского округа Заречный.

Региональный оргкомитет.

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"