70-летие окончания Великой Отечественной войны

Цена Победы

22 июня. День особой скорби и памяти

Великая Отечественная война: песни, стихи, кинохроники

Булат Окуджава. Военные баллады

Владимир Высоцкий. Военные песни и баллады

Стихи о войне 1941-1945 годов

Священники и монахи - ветераны Великой Отечественной войны

Что знает молодежь о блокаде Ленинграда? (1 часть)

Что знает молодежь о блокаде Ленинграда? (2 часть)

Что знает молодежь о Великой Отечественной ( + ВИДЕО + Опрос )

Курская битва. ВИКТОРИНА

На поле танки грохотали… К 70-летию сражения под Прохоровкой (ФОТО+ВИДЕО)


20 фотографий первых дней Великой Отечественной войны


Начало Великой Отечественной войны (ВИКТОРИНА)

Оценка соотношения потерь на Советско-германском и на Западном фронте

«Немного необычные» истории военных лет

Почему «Священная война»?

Великая Отечественная. Кадры кинохроник (ВИДЕО)

Русская Церковь и война: только 1 колонна танков и 300 миллионов рублей

Вторая мировая глазами западных СМИ: уроки медиахронологии

Война народная

Помощь на войне

О чудесах святителя Николая и преподобного Серафима Вырицкого

Диакон Владимир Василик



Эту историю рассказала мне Людмила Владимировна С. Ее бабушка, Варвара Степановна Яцун, трудилась при храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице: пела в хоре, помогала при уборке храма, принимала священников. И это в тяжелые 1930-е, 1940-е, 1950-е годы. Человек она была доброжелательный и гостеприимный. Когда строился ее сосед, она постоянно говорила внучке: «Возьми молока и отнеси соседу». Та не понимала: «Бабушка, да зачем? Нам самим оно нужно». А бабушка: «Возьми, внученька, и отнеси ему. У него трое детей. Он строится и нуждается».

Варвара Степановна постоянно прибегала за советом и молитвой к преподобному Серафиму Вырицкому и жила его наставлениями.

Когда началась Великая Отечественная война, муж ее, Михаил Родионович, и все пятеро сыновей отправились воевать. Всем им Варвара Степановна вшила в гимнастерки иконочки святителя Николая Чудотворца и наказала молиться ему. Преподобный Серафим утешал ее: «Вернутся они». И действительно, с войны пришли и муж, и все пятеро сыновей. И притом все они побывали в самом пекле.

Муж и младший 15-летний сын пошли в партизаны. В 1944 году угодили они в засаду к немцам. Их схватили и заперли в сарае, намереваясь утром расстрелять. А наутро в село стремительно ворвались красноармейцы. Немцам стало не до пленных, самим бы ноги унести. Потом сын воевал в Красной Армии, освобождал Европу.

Другой сын, Александр, служил на железной дороге и водил поезда на самых опасных участках под немецким обстрелом. Его товарищи погибали один за другим, а на нем - ни царапины. Его сослуживцы удивлялись: «Да ты как будто заговоренный». Не знали они, что хранили его предстательство святителя Николая, молитва преподобного Серафима и горячие материнские моления.

Очень тревожилась Варвара Степановна за своего сына Ивана. Ванька рос парнем бедовым, задиристым и хулиганистым. Любимой его забавой было запрыгивать на поезда и прыгать с них. На войне эти качества очень даже пригодились: Иван Михайлович пошел в разведку. Специализировался он на взятии «языков». Брал их десятками, профессионально, без лишнего шума. Вся грудь у него была в орденах. Матери старался писать он аккуратно. И вдруг, в самом конце войны, в апреле, - как в рот воды набрал: ни слуху ни духу. Уже отгремел победный салют 9 мая, уже возвращаться стали воины-победители, а от Ивана нет вестей. Приходит Варвара Степановна к преподобному Серафиму со слезами: «Батюшка, скажи мне прямо: жив ли мой Ванька али мертв?» И преподобный Серафим ей ответил: «Жив он, жив. Но сейчас он в чужой стране. И был он между жизнью и смертью».

И вдруг возвращается Иван. И рассказывает: когда брал он своего последнего «языка», уже в Австрии, немцы подорвали здание, в котором они были. К счастью, товарищи вытащили его из-под развалин. Но несколько суток в госпитале был он между жизнью и смертью. Насилу выходили его врачи. Но, наверное, вряд ли это было возможно без помощи свыше. От милостивца нашего, святителя Николая. И от молитвы преподобного Серафима Вырицкого.

Диакон Владимир Василик

3 августа 2015 года

Источник
ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА: ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПЛОХОГО, ЕСЛИ ВОЙНЫ НЕТ?
Людмила Алексеевна Белоусова пережила первую, самую страшную зиму блокады 1941 - 1942 года. Войну она встретила выпускницей школы, девочкой, полной надежд. Говорим о блокаде, о дальнейшей военной службе, о жизни после войны. Мой вопрос, что разочаровывало в мирной жизни, не соответствовало ожиданиям, Людмила Алексеевна понимает не сразу: ЧТО может быть плохого, если нет войны?! Потом, когда видеокамера уже выключена, рассматриваем альбом: ее мама и папа, фронтовые друзья, одноклассники выпуска 1941 года. Стена Рейхстага, на которой фамилии друзей Людмилы Алексеевны. Целый мир. История семьи, через которую вновь общая российская история становится более выпуклой. Людмила Белоусова: Что может быть плохого, если войны нет?!

18 июня 1941 года у нас был выпускной вечер. Мы заканчивали 10-й класс. Мечтали о будущем. Я собиралась поступать в Ленинградский институт точной механики и оптики. После выпускного вечера, по сложившейся в Ленинграде традиции, мы, как и другие выпускники, на маленьких теплоходах плыли по Неве в Петергоф. Это было прекрасно, все были счастливы. Масса надежд, масса обещаний друг другу встречаться, не расставаться.

22 июня мы с моей подругой поехали к ее родственникам в поселок Токсово, чтобы побыть на природе. Возвращаясь с прогулки, встретили местного жителя, который бежал и кричал: «Война! Война началась!» Мы подумали: «Больной человек, наверное, ну что поделаешь». От хозяев узнали, что, действительно, началась война. Гитлер перешел границу.

Ах! Сразу обуяла какая-то неизвестность, какая-то тревога, не знали что делать. Быстро помчались на железнодорожную станцию, чтобы ехать в Ленинград. Электрички переполнены. Приехали в Ленинград, и в эту же ночь была первая учебная воздушная тревога.

В Ленинграде у домов не было балконов. Белье сушили не на улице, а на чердаках. Там были отгороженные для каждой квартиры кладовки. Нас, молодых и вообще всех, кто мог, отправили на чердак разбирать эти все строения.

Людмила Белоусова

Началась жизнь, полная неизвестности. Но дело в том, что Ленинград пережил финскую войну. Мы затемненные окна и синий свет на улицах не воспринимали. Правда, тогда попадались на улицах раненые, знали, что их в госпиталь доставляют, но война тогда как-то прошла мимо, быстро закончилась, и все это на нас не отразилось. Поэтому сначала так и думали: «Ну что, ничего страшного!» Потом все стало по-другому. Начались обстрелы. Старики и дети отправлялись в бомбоубежище. Молодежь, комсомольцы (и я в том числе) шли на чердак гасить «зажигалки». Сначала немцы их кидали по одной, а потом стали бросать связками.

На случай, если зажигательная бомба пробивала железную крышу, на чердаке был песок, бочки с водой. Но лучший выход - взять и выбросить «зажигалку» в слуховое окно на асфальт. Там, на асфальте, она догорала, и никакого вреда от нее не было.

Потом, когда кольцо блокады замкнулось, начались обстрелы уже тяжелыми снарядами. Обстрелы кварталами.

Остался только хлеб

Вообще-то в Ленинграде были большие запасы продуктов, их надолго хватило бы, но кто то, говорят, постарался, кто-то посветил немцам, и прямые попадания разрушили Бадаевские склады. Я там не была, но как рассказывали те, кто стал свидетелем пожара: это было страшно, сахар ручьями тек, горело все. Все сгорело, сгорели продукты.

В начале войны у нас были карточки, по которым можно было приобрести крупу, макаронные изделия. Можно было отоварить карточки, а можно было в столовой пообедать. После того, как сгорел склад, уже никакие карточки не действовали. Остался только хлеб.

Когда стало страшно

То, что война - это по-настоящему страшно, я почувствовала, когда увидела первого покойника, которого не довезли до кладбища и бросили на саночках на улице.

Совсем страшно стало немного позднее. Когда человек на улице не мог идти, садился где-нибудь без силы, нужно было ему помочь, подойти, отвести в ближайшую аптеку. В них были комнаты, где давали горячий чай и приводили обессилевшего в чувство. Я несколько раз так делала.

И вдруг однажды я иду, скорее всего, из госпиталя, где лежал мой папа, и вижу - на улице сидит человек. И я прохожу мимо. Не могу ему помочь. Возвращаюсь домой и говорю, что так нельзя, надо что-то делать, в армию пойти: со мной внутренне происходит нечто, и мне уже наплевать на все, меня уже никто не волнует, мне уже ничего не надо, я чувствую, что я погибаю. Вот тогда я ощутила настоящий страх.

(Подробнее см. в источнике)


Источник: http://www.pravmir.ru/ot-blokadnoj-pajki-xleba-do-avtografa-na-stene-rejxstaga/#ixzz3SIAX2oGv

ЖЕНЩИНЫ НА ПЕРЕПУТЬЯХ ВОЙНЫ

Когда мы открываем с детьми наш семейный альбом, а в нем - молодые прадедушка и прабабушка на старых довоенных и военных фотографиях, они непременно просят: «Мама, расскажи еще раз! Как бабушка Устинья приютила нашу прабабушку. Как итальянец спас Ольгу и Феодору от смерти». Женщины на перепутьях войны

Мария Крыжановская - православная мама троих детей, кандидат филологических наук, переводчик. Преподает в Институте филологии КНУ имени Тараса Шевченко. Защитила диссертацию по теме коммуникативных особенностей поведения личности в конфликтных ситуациях и ситуациях кооперации. Опыт преподавательской работы - 15 лет.

На дорогах и лихих перепутьях войны людские судьбы, словно листья, сорванные осенним ветром, сталкиваются, переплетаются и складываются подчас в совершенно невероятные истории. То, о чем мне хотелось бы рассказать - быль, история моей семьи.

Война догнала мою бабушку, Педан Феодору Кирилловну, ее сестру, Ольгу Кирилловну и маленькую дочь Ольги, Жанну, в тот момент, когда на поезд, эвакуировавший мирное население, налетели немецкие бомбардировщики. Путь разбомбили. Ехать дальше было некуда, а смерть носилась прямо над головой. Летние поля по обе стороны железной дороги стояли неубранные, золотистые. Они и стали прибежищем для отчаявшихся людей.

Многие погибли, но Феодора и Ольга с Жанной на руках сумели, пригибаясь в высокой пшенице, отбежать на безопасное расстояние от того места, где в дыму и грохоте корежились вагоны, слышались крики раненых, и взлетала вверх поднятая взрывами горячая земля.

Это случилось под Воронежем. Куда идти? Кто поможет? Кто приютит с маленьким ребенком в такое смутное время? На все эти вопросы ответов не было.

Пошли наобум к ближайшему селу. Двухлетняя Жанна плакала. Надо было во что бы то ни стало искать прибежище на ночь.

Вошли в село Поповка Россошанского района Воронежской области. Домов много, пока стоят все целые. Это вселяло надежду. Но надежда стала таять с каждым отказом, который они получали, идя от двора ко двору: «Не можем. У самих дети. Нечего есть».

Охватывало отчаяние. Оставался последний дом, на отшибе. Вошли. Встретила молодая женщина, а возле печки возятся на земле двое малышей. «И отсюда прогонят, - подумали, - дом бедный, да еще детки».

Но Устинья Дмитриевна Барабаш, так звали хозяйку, молча выслушала и неожиданно сказала просто, по-деловому, по-крестьянски: «Так, девчата, нас трое и детей трое. Ничего. Будем вместе работать. Проживем».

(Подробнее см. в источнике)
Источник: http://www.pravmir.ru/zhenshhinyi-na-pereputyah-voynyi/#ixzz3SI8tgfos

«Битва за Будапешт отличалась особым ожесточением»

Диакон Владимир Василик об освобождении Венгрии


Ровно 70 лет назад, 13 февраля 1945 года, после тяжелейших боев был взят город Будапешт, а немецкая группировка, защищавшая его, - ликвидирована. В плен попал командующий обороной венгерской столицы вместе со штабом. В честь этой победы в Москве был дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. О событиях тех дней мы говорим с диаконом Владимиром Василиком, доцентом Института истории Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Колонна советских солдат на улицах Будапешта. Фото Евгения Халдея Колонна советских солдат на улицах Будапешта. Фото Евгения Халдея

- Отец Владимир, что предшествовало военным действиям на территории Венгрии?

- Еще с весны 1944 года венгерское руководство, пытаясь выйти из войны, начало тайные переговоры с Западом. Когда об этом узнал Гитлер, он ввел в Венгрию немецкие войска якобы «для помощи венграм», а на самом деле для оккупации страны в случае попытки венгерского правительства выйти из игры.

Однако на венгров повлияли румынские события августа 1944 года, когда Ион Антонеску был отстранен от власти, а военные части, возглавляемые коммунистами, и добровольческие отряды взяли под контроль Бухарест. После чего король Михай I объявил о смене власти в Румынии, прекращении военных действий против СССР и перемирии с Великобританией и США.

29 августа 1944 года под влиянием румынских событий венгерское правительство генерала Лакотоша открыто заявило о необходимости вести переговоры не только с англичанами и американцами, но и с Советским Союзом.

- Как отреагировали на это в Берлине?

- Мгновенно! На территорию Венгрии было введено еще несколько немецких дивизий. Однако адмирал Хорти, занимавший пост правителя (регента) Венгерского королевства, продолжил сепаратные переговоры, предложив США и Великобритании перемирие на условиях недопущения в Венгрию советских войск, стоявших у границ страны. Получив отказ, он вступил в переговоры со Сталиным, который потребовал от него вступить в войну на стороне антигитлеровской коалиции. В результате 15 октября 1944 года правительство Хорти объявило о перемирии с СССР.

Тем не менее, вывести свою страну из войны адмиралу Хорти - в отличие от короля Румынии Михая - не удалось. В Будапеште произошел поддержанный Германией государственный переворот, а сын Хорти был похищен отрядом «SS» во главе со знаменитым диверсантом Отто Скорцени и взят в заложники. Затем Скорцени захватил и самого адмирала. Под угрозой расстрела сына и собственного уничтожения через несколько дней адмирал передал власть лидеру прогерманской партии «Скрещенные стрелы» Ференцу Салаши и был вывезен в Германию.

(Подробнее см. в источнике)

Источник

Правда и ложь о наших потерях в Великой Отечественной войне

Враг был силен

В современной исторической науке существует ряд устойчивых мифов, связанных с Великой Отечественной войной. Один из них повествует о том, что якобы советское военное руководство не жалело жизней своих солдат и добилось победы только за счет неисчислимых потерь. Действительно, победа в войне далась Советскому Союзу дорогой ценой. Однако нельзя забывать: исключительно сильный противник также понес колоссальные потери. Высший генералитет фашистской Германии был так самоуверен и решителен, а немецкая армия так хорошо подготовлена и вооружена, что даже развитые, обладающие мощным промышленным потенциалом Англия и Франция совместными усилиями не смогли оказать Германии достойного сопротивления в сухопутной войне. Объединенную франко-английскую армию на голову разгромили в 1940 году немногим более чем за месяц.

Сами фашисты считали, что всеми успехами они обязаны своей будто бы передовой идеологии. Но дело в другом. Германия - страна великой культуры и науки, обогатившая мир выдающимися открытиями в самых разных сферах. В 20-30-е годы прошлого века Германия занимала передовые позиции во всех областях науки и техники, включая фундаментальные, прикладные, инженерные. Гитлеровцам досталась
и та система образования, о которой говорил еще в свое время наш знаменитый соотечественник П. А. Столыпин: «Школа в Германии - великолепна. Школьный учитель там - не только учитель детей, но и советник народа по важным вопросам его жизни. Школа развивает там высокий патриотизм, лучшие стороны духа и ума» (П. А. Столыпин. Жизнь и смерть за царя. Изд-во «Рюрик». М., 1991, стр. 27). Немецкие учебные заведения выпускали специалистов во всех областях знаний. В стране полностью сохранился офицерский корпус прежней кайзеровской армии, той армии, которая едва не одержала победу в Первой мировой войне. Благодаря этому фашистская Германия смогла в кратчайшие сроки развернуть прекрасно
подготовленные вооруженные силы, опирающиеся на передовую промышленность и на новейшие достижения в военной науке и технике. Нацисты просто присвоили себе все эти несомненные достижения многовековой культуры своей страны. Сама же идеология германского фашизма в своей основе агрессивна, чудовищна, бесчеловечна и разрушительна. «Ошеломляющий успех войны на Западе привел Гитлера к убеждению, что такой же успех будет обеспечен ему и в войне против Советского Союза. "Следует ожидать, - говорил Гитлер в беседе с командующими армиями 5 декабря 1940 года, - что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940 году". В другом разговоре с командующими армиями, происходившем 9 января 1941 года, он дополнил это высказывание, заявив, что "русские вооруженные силы представляют собой глиняный колосс без головы. У них нет хороших полководцев, и они плохо оснащены"» (Курт фон Типпельскирх. Оперативные решения командования. Итоги Второй мировой войны. Изд-во иностранной литературы. М., 1957, стр. 73)

(Подробнее см. в источнике) Источник: http://www.pravmir.ru/pravda-i-lozh-o-nashix-poteryax-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/#ixzz3S0MH7iMU

Россия стоит на сержантах Павловых

«Нам никогда не забыть сурового и грозного 1942 года. Четверть века назад здесь решалась судьба нашего Отечества… Наша клятва - за Волгой для нас земли нет - выражала решимостьстоять насмерть, выражала всенародное стремление разгромить врага в Сталинграде…»

Я.Ф. Павлов

«Пусть наши молитвы сольются в единый плач ко Господу, чтобы те, о ком мы молим, возрадовались духом за нашу любовь к ним…»

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Однажды мне довелось встретиться на Валааме с паломниками из Троице-Сергиевой лавры. Помянули в разговоре и старца, архимандрита Кирилла (Павлова). Кто-то спросил, тот ли это легендарный сержант Павлов из Сталинграда, или все разговоры об этом - обычная поэтическая выдумка, каких немало бродит среди православных.

- И так, и этак говорят… - ответил инок Сергий. - А сам старец Кирилл, по смирению своему, не отвечает на этот вопрос. Но, судя по всему, сержант Павлов - это он и есть.

- Он, конечно! - поддержал его пожилой монах. - Кто ещё так против целой армии сумел бы дом оборонить? Только такому молитвеннику, как Кирилл, и возможно этакое…

Собеседники мои ошибались.

Хотя архимандрит Кирилл (Павлов) тоже сражался в Сталинграде в чине сержанта, но командиром пулемётного отделения 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева, 58 дней оборонявшим знаменитый Дом специалистов, был другой сталинградский сержант - Яков Федотович Павлов.

1

В прежние времена каждый школьник знал об этом Доме…

13 сентября немцы обрушились на центр Сталинграда.

(Подробнее см. в источнике)


Источник: http://www.pravmir.ru/rossiya-stoit-na-serzhantax-pavlovyx/#ixzz3S0OEyYtc

Послание митрополита Сергия. 2 апреля 1942 г.

С первого же дня Отечественной войны укрепляя в сердцах своей пастве пламенную веру в конечную победу русского оружия, горячо призывая верующих людей к самоотверженным трудам на оборону нашей родины, Блаженнейший митрополит Сергий обратился перед праздником св. Пасхи с новым посланием к Русской Православной Церкви, разосланным по всем приходам. Это послание, исполнено той же силы и твердой веры в победу правды над злом и ложью.

Божией Милостию Патриарший Местоблюститель Сергий, Митрополит Московский и Коломенский

Преосвященным Архипастырям, пастырям
и всем верным чадам святой Православной Русской Церкви

Христос Воскресе!

Воскресший из мертвых Господь наш, встретивший некогда мироносиц приветом: «Радуйтеся», да повторит этот светлый привет и в сердце каждого из нас во дни святой Пасхи.

Да обновит Он нашу веру, нашу любовь к Нему, нашу готовность все понести ради Него.

Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами все еще покрыто тучами, страна наша все еще терпит лютое нашествие фашистов. Но тьма не победит света, хотя бы на время и заслоняла его. Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо креста Христова признать своим знамением языческую свастику. Не забудем слов - «Сим победиши». Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше «христианское жительство».

В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим новым путем.

За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера и всех соумышленников его и да откроет глаза тем, кто все еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова.

Лобзая Христа в святые дни его спасительных Страстей, мы не можем в душе отдавать этого лобзания врагам Христовым.

Что-нибудь одно - или свободное и мирное существование народов с их верой во Христа, с их стремлением к истине, ко всему светлому, что есть в этом мире или Гитлер с его фашизмом, мраком, насилием над всем лучшим, существующим в человечестве. Будем же тверды в нашем завете со Христом, с которым мы сочетались при нашем крещении. Теперь мы «имеем терпения потребу» (Евр. 10,36), и терпение не посрамит. «Еще мало елико елико грядый приидет» (ст. 37), рассеет тучи и озарит нашу страну вожделенной радостью побед. Уже ясны и признаки того.

Да довершит же Устроитель мира свое дело у нас и да сохранит нас от соблазна изменить Христу и оказаться вне Его «светлого чертога».

«Воскресе Христос - и падши демони. Воскресе Христос - и радуются ангели». Да возрадуемся и мы с ними, празднуя победу Христову над адом и смертию во веки и во временной жизни здесь на земле - победу креста Христова над свастикой.

Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, да помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.

Патриарший блюститель Сергий
Митрополит Московский и Коломенский
2 апреля 1942 года.

Источник: Факсимиле из книги «Правда о религии в России». 1942 г.


Источник: http://www.pravmir.ru/poslanie-mitropolita-sergiya-2-aprelya-1942-g/#ixzz3S0OgbdOS

Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной Войны

Церковь на оккупированной территории

О положении Православной Церкви во время оккупации фашистами западных территорий Советского Союза в наши дни редко кто имеет сколько-нибудь отчетливое представление. Известно, что с приходом оккупантов там стали открывать храмы, и в них возобновились Богослужения. Может быть, фашисты покровительствовали Православию? Нисколько. В своей религиозной политике Гитлер и фашистская верхушка преследовали далеко идущие цели, но они были хорошо скрыты. К христианству всех конфессий - и к Православию, и к католичеству, и к протестантизму - фашисты относились с презрением и ненавистью. Они распространяли на него свое отношение к еврейству, свою крайнюю юдофобию, и считали все христианские конфессии отраслями иудаизма, поскольку Спаситель по плоти был иудей. Их целью было создание новой религии, религии «вечного рейха» на основе соединения древних германских языческих верований и оккультной мистики.

Поскольку и в Германии, и во всей Европе еще множество людей было привержено к своим национальным христианским традициям, фашисты планировали использовать все конфессии и отделившиеся от них течения, вплоть до любых раскольников и сектантов, в целях создания этой новой религии, используя древний принцип - «разделяй и властвуй».

(Подробнее см. в источнике)

Источник: http://www.pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny/#ixzz3S0ND3Ymq

За веру и честь народную

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности". Эти слова принадлежат А. С. Пушкину. Слава прежних поколений не только повод для гордости потомков, но и неиссякаемый источник духовных и нравственных сил. Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. 9 мая 45-го года - это не только победа нашего оружия, но и победа народного духа. В чем заключалась духовная мощь нашего народа? Где искать истоки столь массового героизма, стойкости и бесстрашия? С этими и другими вопросами мы обратились к священнику о. Александру Ильяшенко.

- Отец Александр, Вы ведете серьезную научную работу по вопросам отечественной военной истории и одновременно являетесь служителем Русской Православной Церкви. Ваша точка зрения вдвойне интересна, поскольку это точка зрения не просто историка, но и священнослужителя. Тема Великой Отечественной войны сильно замутнена различными мифами. Причем, в советские времена мифы создавались в угоду пропаганде, а в последние годы как грибы после дождя появляются своего рода антимифы, которые подчас принижают и даже оспаривают сам факт нашей победы…

- Подавляющее большинство современных людей, в том числе и военных, считает, что Россия одержала победу в 1945-м году благодаря бесчисленным человеческим жертвам. Спорить с этим невозможно: жертвы действительно очень тяжелые. Но цифры сами по себе ничего не говорят. Интересно сравнить - а сколько потеряла другая сторона? Сегодня существуют достаточно точные данные о потерях в Великой Отечественной войне. Недавно вышел капитальный труд Главного организационно-мобилизационного управления под редакцией генерал-полковника Кривошеева, при работе над которым были подняты данные военкоматов, данные донесений дивизий о понесенных потерях и другие сведения. Там представлены точные цифры о числе погибших военнослужащих. Общее число, безусловно, колоссальное - 11 млн. 200 тыс. солдат и офицеров. Немцы со своей стороны в разных источниках приводят цифру 2 млн. 600 тыс. человек убитыми. Казалось бы, с точки зрения арифметики число убитых с нашей и германской стороны несопоставимы. Но в это число входят только погибшие на поле брани и не входят умершие от ран. Есть и еще одно существенное «но»: в эти данные не входят цифры о потерях их союзников. Не следует забывать, что на стороне фашистской Германии воевала практически вся Европа: Италия, бывшая Австро-Венгрия, включая Чехословакию, Румыния и т. д. Потери Франции, например, на Восточном фронте в два раза превышают ее потери в движении Сопротивления. Если же учесть все потери фашистского блока, то величина потерь будет совсем иной - 8 млн. 650 тыс. Показательна динамика потерь с нашей стороны и со стороны противника. Если взглянуть на статистику ежесуточного числа погибших, то выяснится следующая картина.

(Подробнее см. в источнике)


Источник: http://www.pravmir.ru/za-veru-i-chest-narodnuyu/#ixzz3S0KNEX3E
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта