О проведении регионального этапа V Всероссийского конкурса работников образования Свердловской области "Воспитать человека"

30 октября 2015 года дан старт региональному этапу V Всероссийского конкурса работников образования "Воспитать человека".

Конкурс проводится в целях повышения авторитета, статуса педагогических работников, обеспечивающих воспитательный процесс в образовательных организациях Свердловской области, в том числе во взаимодействии с семьей и социумом.

Приём документов до 30 ноября 2015 года.

Конкурс призван внести вклад в решение проблем по восстановлению лидерства образовательных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи; способствовать усилению внимания гражданского общества, педагогической науки и практики к совершенствованию воспитательного процесса в системе образования; повышению воспитательного потенциала образовательных организаций.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении регионального этапа V Всероссийского конкурса

работников образования Свердловской области

"Воспитать человека" в 2015 году

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении регионального этапа V Всероссийского конкурса работников образования Свердловской области "Воспитать человека" в 2015 году (далее - Положение) определяет порядок организации и проведения в 2015 году регионального этапа V Всероссийского конкурса работников образования "Воспитать человека" (далее - конкурс).

Подготовку и проведение конкурса осуществляет Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» (далее - ГАОУ ДПО СО «ИРО»), в рамках исполнения государственного задания ИРО на 2015 год.

К проведению конкурса организаторами могут быть привлечены представители вузов, общественно-педагогических и иных профессиональных объединений и организаций Свердловской области.

1.2. Актуальность конкурса

Воспитание подрастающего поколения сегодня признается одной из актуальнейших задач, стоящих перед обществом и государством. Правительство РФ, общественные организации, профессиональные педагогические сообщества нацелены институционально возвратить системе образования лидерство в сфере воспитания.

Конкурс проводится в целях повышения авторитета, статуса педагогических работников, обеспечивающих воспитательный процесс в образовательных организациях Свердловской области, в том числе во взаимодействии с семьей и социумом.

Конкурс призван внести вклад в решение проблем по восстановлению лидерства образовательных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи; способствовать усилению внимания гражданского общества, педагогической науки и практики к совершенствованию воспитательного процесса в системе образования; повышению воспитательного потенциала образовательных организаций.

1.3. Цель и задачи конкурса:

Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным организациям институциональное лидерство в сфере воспитания.

Задачи конкурса:

- привлечение внимания общественности и профессионального педагогического сообщества к наиболее острым проблемам воспитания и способам их решения;

Актуализация воспитательного потенциала работников образовательных организаций Свердловской области;

- поддержка педагогов-воспитателей, эффективно работающих в системе отечественного образования;

- выявление, популяризация и трансляция (диссеминация) эффективных педагогических методик, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов; формированию социокультурной идентичности детей, потенциала гражданского действия у подростков и молодежи;

- обновление содержания и технологий воспитательной деятельности в образовательных организациях с учетом региональных особенностей, социокультурной среды, традиционного и инновационного опыта, достижений современной педагогической науки и практики.

1.4. Участники конкурса

В конкурсе могут принять участие работники образовательных организаций (руководители, заместители руководителей, педагоги-организаторы, учителя, педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели, тьюторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, вожатые и пр.), имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет, заявка на участие и содержание конкурсных работ которых отвечает требованиям настоящего Положения.

Возраст участников не ограничивается.

1.5. Сроки проведения конкурса

Конкурс проводится в Свердловской области в период с 30 октября по 20 ноября 2015 года в заочной форме, в формате экспертизы присланных в эти сроки участниками конкурсных материалов членами экспертной группы. Конкурсная работа оценивается двумя экспертами, в рамках каждой номинации, согласно критериям, содержащимся в настоящем Положении (раздел 4).

2. Номинации конкурса и их обоснование

2.1. Достижение поставленной цели станет возможным, если содержание конкурса будет отвечать тем социальным вызовам, которые сегодня адресуются системе образования, а конкурсные работы участников могут быть ответом на эти вызовы.

Одним из таких вызовов является необходимость формирования российской гражданской идентичности детей и молодежи. Об этом все чаще заявляют политики, ученые, общественные деятели. Формирование гражданской идентичности обозначена как одна из приоритетных задач нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования РФ (ФГОС). Идентичность - основа понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране, мире. Без понимания своей причастности к российской идентичности становится проблематичным готовность и способность человека к конструктивному социальному действию, к заботе о своей стране, родном крае и ответственности за улучшение условий жизни.

Не менее важным для будущего России, Урала является и то, какие ответы общество и система образования сумеют найти на вызовы, связанные с возрастающей мобильностью населения земного шара и превращением российских, уральских городов и поселений в поликультурные сообщества.

Взрослея, ребенок расширяет границы социального окружения, он испытывает на себе влияние других норм, видит другие интерпретации действительности. Чьи установки он воспримет, чьи ценности возымеют для него силу, в чью сторону направится вектор его мировоззренческого самоопределения?

Детство, и в особенности отрочество и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения в различных видах социальной активности. Созданы ли в системе образования такие социальные среды, которые предоставляли бы детям и молодежи привлекательную для них возможность самостоятельных действий, имеющих реальный общественный эффект.

Еще одним вызовом является нарастающее с каждым годом влияние на социализацию подрастающих информационных и масс-медийных технологий. Их влияние на личностное развитие детей столь велико, что заставило многих специалистов говорить о феномене «киберсоциализации». Система образования не может себе позволить игнорировать эти процессы. Актуальным сегодня становится поиск способов конструктивной педагогической деятельности в сети интернет, обучения детей медиаграмотности, формирования умений противостоять манипуляции их сознанием посредством информационных технологий.

Воспитание в системе образования должно стать сферой взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей, обращаясь в большей мере не к методам «передачи» ценностей, а к способам воспитания культуры ценностного выбора, мировоззренческого самоопределения.

Отмеченные проблемы воспитания и социализации остро проявляют себя в детях так называемой группы риска. Именно они относятся к наиболее уязвимой категории детей, нуждающихся со стороны педагогов-воспитателей в заботе и защите. Помочь им органично войти в детские сообщества, включиться в совместную с педагогами и сверстниками конструктивную деятельность, занять в них свое место, ориентируясь на пример авторитетного взрослого - самые сложные задачи, стоящие перед педагогами и образовательными организациями.

Общественные вызовы, адресованные системе образования, определяют состав и название номинаций конкурса «Воспитать человека» в 2015 году.

2.2. Номинации конкурса:

1. «На благо Отечества» (формирование российской гражданской идентичности);

2. «Мы разные, но мы вместе» (формирование умений жить в поликультурном обществе);

3. «Ценности, которым нет цены» (воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей и молодежи, гармоничной «встроенности» личности в общество и окружающий мир;

4. «Вместе на благо всех» (организация социально значимой деятельности детей и молодежи»);

5. «На одной волне» (воспитание в пространстве медиатехнологий и интернет);

6. «Защита и поддержка» (воспитание детей группы риска).

3. Порядок проведения конкурса

3.1. Оргкомитет конкурса

Подготовку и проведение конкурса осуществляет организационный комитет (далее - оргкомитет), состав которого утверждается организаторами конкурса.

Оргкомитет (орггруппа) регистрирует участников конкурса, осуществляет сбор конкурсных материалов, организует работу экспертной группы конкурса для оценки (рецензирования) конкурсных работ; выстраивает рейтинг участников по каждой номинации для определения победителя и призеров на основании оценивания конкурсных работ членами экспертной группы; информирует об итогах конкурса, рекомендует работы победителей к участию в заключительном этапе конкурса (при его проведении на уровне Российской Федерации).

3.2. Экспертная группа

В целях оценки достижений в профессиональной деятельности участников конкурса создается экспертная группа, состав которой формируется оргкомитетом из представителей высших учебных заведений, Института развития образования, руководителей и педагогических работников - победителей конкурсов профессионального мастерства предыдущих лет. Состав экспертной группы утверждается ректором ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Результатом работы экспертной группы конкурса являются заполненные и подписанные индивидуальные экспертные листы с проставленными баллами, которые передаются в оргкомитет для определения рейтинга участников по каждой номинации.

Каждая работа оценивается двумя членами экспертной группы. В случае совпадения набранных участниками баллов для выявления победителей конкурса проводится дополнительная экспертиза конкурсных материалов не менее чем двумя экспертами, ранее не принимавшими участия в оценке материалов данных участников.

3.3. Порядок подачи заявок

Конкурс проводится в заочной форме в октябре-ноябре 2015 года.

3.3.1. Для участия в конкурсе в адрес оргкомитета (г. Екатеринбург, ул. Щорса, 92,а, к.4, к. 216, 221) в срок с 30 октября по 20 ноября 2015 года необходимо направить заявку и комплект конкурсных материалов на каждого участника (далее - участник):

Заявка (в печатном и электронном виде) по форме (Приложение 1).

К заявке, представляемой участником, прилагаются следующие документы и материалы:

- решение руководителя образовательной организации о выдвижении данного участника на конкурс, заверенное подписью руководителя и печатью образовательной организации (подлинник).

Участник, желающий самостоятельно участвовать в конкурсе (самовыдвижение), заполняет и направляет заявку и материалы за своей подписью, заверенной печатью организации.

- Цветная фотография (4х6) участника.

3.3.2. Конкурсные материалы с описанием модели своей воспитательной деятельности в рамках выбранной номинации и видеоматериалы «Визитная карточка» участника.

Материалы, присланные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.

4. Требования к содержанию и оформлению

конкурсных материалов

4.1. Требования, отражающие подходы и целевые установки конкурса

Описание модели воспитательной деятельности должно содержать:

- цель воспитания, которую ставит перед собой педагог, а также её обоснование, с указанием на то, что именно побудило поставить такую цель;

- направления, формы, способы, оригинальные идеи и находки, которые использует педагог для достижения поставленной цели, а также их обоснование, почему выбраны именно они;

- проблемы, с которыми столкнулся участник при реализации модели воспитания, а также пути (уже осуществленные или только предполагаемые) решения этих проблем;

- полученные результаты реализации модели воспитания, а также используемые педагогом способы определения этих результатов (мониторинг; инструментарий мониторинга);

- приложения, включающие в себя конкретные методические материалы, относящиеся к представленной участником модели воспитания (например, рабочие планы и программы; алгоритмы деятельности; сценарные разработки значимых акций и мероприятий; диагностические методики; схемы, таблицы, диаграммы и т.п., иллюстрирующие результаты реализации).

4.2. Объем основного описания модели - до 20 страниц, объем приложений не ограничивается. Материал представляется в печатном виде и на электронном носителе (диск или флеш-накопитель) в формате Word for Windows

На титульном листе указываются название конкурсной работы, номинация, фамилия, имя, отчество автора (полностью), место работы (с указанием муниципального образования, названия образовательной организации в соответствии с лицензией), должность, адрес, контактные телефоны (рабочий, с кодом территории; мобильный), а также перечень представленных конкурсных материалов.

Все материалы формируются в одну папку.

5. Критерии оценки конкурсных материалов

1) цель и задачи воспитания:

сформулированы ясно, конкретно (0-1-2);

полно обоснованы (1-2-3);

реалистичны, соответствуют возрастным особенностям детей (1-2-3);

корректна по отношению к ребенку (0-1-2);

диагностируема (0-1-2-);

2) направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи:

выбраны, исходя из поставленных цели и задач (1-2-3);

грамотно обоснованы(1-2-3);

показана и разъяснена автором их воспитательная ценность (1-2-3);

носят системный характер, взаимосвязаны (выстроены как алгоритм) (1-2-3);

в реализации присутствует оригинальный (авторский) ход (1-2-3);

их описание дает ясное представление о содержании работы педагога (1-2-3);

технологичны, могут быть использованы другими педагогами (1-2-3);

3) проблемы, с которыми столкнулся участник в реализации модели воспитания:

сформулированы грамотно, корректно(1-2-3-);

дают достаточное представление об умении педагога анализировать свою профессиональную деятельность, видеть препятствия и перспективы (1-2-3);

4) полученные результаты:

реальны, адекватны поставленной цели (1-2-3);

способы их определения корректны, дан инструментарий (1-2-3);

5) приложения:

отражают основное содержание конкурсной работы (1-2-3);

расширяют и дополняют представление о модели воспитания (1-2-3).

6. Подведение итогов конкурса

Победители и призеры (1, 2 и 3 место) в каждой номинации награждаются Дипломами ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования».

Участники регионального этапа конкурса, по решению оргкомитета, получают сертификат ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Итоги конкурса не позднее 30 октября 2015 года размещаются на сайте ИРО, региональном образовательном портале «Образование Урала», могут быть опубликованы в средствах массовой информации.


Приложение 1

к Положению о региональном этапе

конкурса работников образования "Воспитать человека" в 2015г.

Заявка

на участие в региональном этапе конкурса работников образования Свердловской области "Воспитать человека"

Муниципальное образование_______________________________________

________________________________________________________________

Номинация _____________________________________________________

I. Cведения о конкурсанте:

1.1. Ф.И.О. участника (полностью) ________________________________

________________________________________________________________

1.2. Дата рождения _______________________________________________

1.3. Место работы, должность ______________________________________

________________________________________________________________

1.4. Адрес места работы, телефон ___________________________________

________________________________________________________________

электронная почта ________________________________________________

1.5. Домашний адрес, телефон ______________________________________

________________________________________________________________

электронная почта ________________________________________________

II. Решение администрации образовательной организации о выдвижении данного участника (Заявителя) на конкурс, заверенное подписью руководителя и печатью организации

Подпись руководителя____________________________________

Приложение 2

к Положению о региональном этапе

конкурса работников образования Свердловской области "Воспитать человека" в 2015г.

Анкета-представление участника регионального этапа конкурса работников образования Свердловской области "Воспитать человека"

Муниципальное образование ______________________________________
Номинация ______________________________________________________

Ф.И.О. (полностью) _______________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________

Место работы, должность __________________________________________

________________________________________________________________

Адрес места работы, телефон ______________________________________

________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон (с междугородным кодом; мобильный) _________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

электронная почта (адрес школьного сайта в интернете)

________________________________________________________________

Сведения об образовании, специальность по диплому__________________

________________________________________________________________

Стаж работы в системе образования, в данной должности_______________

________________________________________________________________

Квалификационная категория ______________________________________

Государственные и отраслевые награды, звания _______________________________________________________________

Формы повышения квалификации за последние 3 года ________________________________________________________________________________________________________________________________Какие еще данные считаете нужным сообщить о себе дополнительно (профессиональные интересы, ценности, взгляды, достижения - не более 20 слов)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись участника_______________________________

Приложение 3

к Положению о региональном этапе

конкурса работников образования Свердловской области "Воспитать человека" в 2015г.

Рекомендации по подготовке и проведению конкурса и оформлению конкурсных материалов

При подготовке к конкурсу важно участие в нем специалистов на всех уровнях, привлечение внимания научной, педагогической, родительской общественности, средств массовой информации к духовно-нравственному воспитанию обучающихся и воспитанников образовательных организаций, что позволит расширить межведомственные связи, будет способствовать повышению статуса педагогических работников - организаторов воспитательного процесса; развитию воспитательного потенциала образовательной организации.

Организаторы конкурса при оценивании материалов и отборе участников на заключительный этап обращают внимание на результативность воспитательной деятельности, элементы инновационных практик воспитания в конкретном коллективе обучающихся и воспитанников, образовательной организации; полноту, представления педагогического опыта.

Портфолио участника конкурса содержит материалы, подтверждающие уникальность и оригинальность опыта, наличие условий для реализации воспитательного процесса, его результативность.

Опыт и система работы, представленные конкурсантом, должны раскрывать модель совместной деятельности педагога и обучающихся, воспитанников, отражая процесс воспитания, творческого развития, формирования и становления их личности, формирования духовно-нравственных качеств. Участник может сосредоточить свое внимание на одном, наиболее важном, на его взгляд, направлении воспитания в собственной деятельности, которое имеет положительные результаты; представить методику оценки результативности своей деятельности.

При подготовке документов участнику конкурса важно отразить условия, способствующие эффективной воспитательной деятельности:

обеспечение атмосферы комфортного состояния, эмоционального благополучия обучающихся, воспитанников;

создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников;

поиск разнообразных форм психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и подростков;

актуализация содержания деятельности с учетом современных интересов обучающихся, воспитанников;

использование различных форм, методик, технологий в работе с обучающимися, воспитанниками с учетом их возраста, жизненного опыта, социокультурных традиций;

профилактика асоциального поведения;

использование различных методик контроля, диагностики, анализа результатов своей деятельности.

Структура представляемых материалов носит произвольный характер и не должна превышать 20 страниц текста (без приложений).

Рекомендации по выполнению конкурсных заданий очного (федерального) этапа

Конкурсное задание «Самопрезентация»

Следует обратить внимание на цель и условия представления своей работы в такой форме конкурсного задания, как «Самопрезентация». Целесообразно рассказать о том, кем является конкурсант (его базовое образование, место работы, должность). Кратко показать перспективы работы. В самопрезентации рекомендуется представить себя как личность, интересную обучающимся и воспитанникам (широта кругозора, увлечения, умения и др.). Заслуживает внимания представление семейных традиций.

Информационный блок конкурсного задания может быть проиллюстрирован в Приложениях: материалы с фотографиями, рисунками, таблицами; видеоматериалы, компьютерные технологии и др. Наличие и умелое описание и представление указанных материалов, даст более полное представление о личности педагога, его профессиональной позиции, кругозоре, общей культуре.

При создании видеоматериалов «Самопрезентация» (видеоролика «Я в профессии», «Моя миссия - воспитать Человека» и др.) участнику конкурса надо раскрыть свое отношение к профессии, к своим воспитанникам и коллегам, семье, жизненные приоритеты, ценности. При этом участнику заочного конкурса необходимо учитывать, что в соответствии с условиями конкурса время, отведенное на демонстрацию видеоматериалов (заключительный, федеральный этап), ограничивается 5 минутами. Можно представить фрагмент мероприятия с обучающимися и воспитанниками, их достижения, а также индивидуальность, разнообразие мира увлечений самого участника.

При подготовке конкурсного материала (описание опыта работы) участнику необходимо продумать:

ведущую идею представляемого опыта, его педагогическую значимость;

аргументированное объяснение содержания воспитательной деятельности;

наличие каких условий требуется для системной реализации представляемого проекта;

раскрыть формы и методы контроля за результативностью деятельности участника по организации воспитательного процесса.

(Примечание: Конкурсное испытание для педагогов-психологов «Психологическая мастерская» - при проведении федерального этапа - продолжительность 25 минут (20 мин. - занятие, 5 мин. - структурированный самоанализ занятия). Проблематика, форма и контингент участников определяется конкурсантом самостоятельно. (Во время выступления можно использовать мультимедийное, музыкальное сопровождение и др.).

Задание оценивается по десятибалльной системе по следующим критериям:

- общая эрудиция и специальная профессиональная грамотность (знание закономерностей психического развития обучающихся и воспитанников, возрастных особенностей, основ педагогики и психологии);

- уровень профессионального психологического мастерства, владение современными педагогическими и психологическими технологиями (индивидуальный личностный подход, разноуровневая дифференциация и др.);

- владение навыками коммуникативного взаимодействия (тактичность, присоединение, эмоциональность, принятие, толерантность, культура речи);

- соотнесение применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность;

- степень воспитательного, психолого-педагогического, эстетического воздействия;

- научно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога.

При подготовке к выполнению второй части (открытое мероприятие на заключительном - федеральном этапе) следует помнить о том, что:

конкурсант проводит занятие с группой незнакомых ему обучающихся, воспитанников или коллег;

тема мероприятия - свободная; открытое мероприятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности реализуются знания, профессиональное мастерство, организаторские способности педагога.

Залогом успешного проведения открытого мероприятия является умение поставить конкретную цель, определить задачи и отобрать нужные для ее решения педагогические средства; результат должен соответствовать поставленной цели, следует обратить внимание на форму проведения презентации опыта;

следует заранее продумать и подготовить список оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, необходимых для проведения конкурсного мероприятия. Обязательным условием подготовки задания является предварительное согласование материально-технического обеспечения, необходимого для проведения занятия, с организаторами финала конкурса;

обращаем внимание на то, что конкурсанту предоставляется возможность прокомментировать свое мероприятие членам жюри (до 5 минут).

источник

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта