"Методическая служба - новой школе" - региональный этап Всероссийского конкурса в 2017 году

Уважаемые коллеги! ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» организует и проводит региональный этап Всероссийского конкурса муниципальных методических служб "Методическая служба - новой школе".

Конкурс направлен на: выявление моделей методических служб муниципальных образований Свердловской области (далее - ММС) в условиях модернизации школы, введения ФГОС; активизацию методической деятельности муниципальных образований (образовательных организаций), усиление ее влияния на развитие системы образования Свердловской области и повышение качества образования; выявление, поддержку и распространение эффективного опыта работы лучших методических служб области по мотивации и сопровождению профессионального роста педагогов и педагогических коллективов в условиях современного этапа развития образования; развитие имеющихся и инновационных моделей методических служб области на основе анализа содержания деятельности и ее эффективности в повышении профессионального мастерства педагогов.

Конкурс проводится по номинациям:

  • «Инновационная модель муниципальной методической службы (профессионального методического объединения)»;
  • «Наставник молодых специалистов»;
  • «Образовательный проект»;
  • «Методический семинар»
  • «Я - методист»
  • «Лучший сайт методической службы»

Приглашаем к участию в конкурсе муниципальные методические службы муниципальных образований Свердловской области, при отсутствии ММС - отдельные методические/профессиональные объединения, ассоциации педагогических работников.

Приём заявок - с 13 февраля по 10 марта 2017 года в отделе сопровождения конкурсов ИРО по адресу:

г. Екатеринбург, ул.Щорса, 92а, корпус 4, кабинет 221, специалист - Юлия Викторовна Подкорытова,

контактный телефон (343) 257 36 58

Убедительно просим Вас ознакомиться с ПОЛОЖЕНИЕМ о региональном этапе Всероссийского конкурса муниципальных методических служб «Методическая служба - новой школе»!

1. Общие положения

Региональный этап Всероссийского конкурса муниципальных методических служб «Методическая служба - новой школе» (далее - конкурс) проводит ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» (далее - ИРО) в рамках государственного задания на 2017 год. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения конкурса, номинации, участников; регламентирует порядок представления конкурсных материалов и критерии их оценивания; порядок определения победителей и призеров.

2. Цели и задачи конкурса

Конкурс направлен на:

- выявление моделей методических служб муниципальных образований Свердловской области (далее - ММС) в условиях модернизации школы, введения ФГОС;

- активизацию методической деятельности муниципальных образований (образовательных организаций), усиление ее влияния на развитие системы образования Свердловской области и повышение качества образования;

- выявление, поддержку и распространение эффективного опыта работы лучших методических служб области по мотивации и сопровождению профессионального роста педагогов и педагогических коллективов в условиях современного этапа развития образования;

- развитие имеющихся и инновационных моделей методических служб области на основе анализа содержания деятельности и ее эффективности в повышении профессионального мастерства педагогов.

3. Участники конкурса

В конкурсе могут принимать участие:

методические службы муниципальных образований Свердловской области (отдельное методическое/профессиональное объединение при отсутствии ММС).

4. Организация проведения конкурса

4.1. Для проведения конкурса создается Оргкомитет (приложение 4) и Экспертная комиссия, персональный состав которых утверждается приказом ректора ИРО. Экспертная комиссия создается из специалистов ИРО, руководителей и методистов ММС области, не участвующих в конкурсе; педагогических и руководящих работников образования, победителей конкурсов профессионального мастерства; ветеранов и представителей педагогической общественности.

4.2. Оргкомитет принимает и регистрирует заявки, определяет список участников, порядок, форму, время проведения конкурса; формирует состав и порядок работы Экспертной комиссии; формирует общий рейтинг участников на основе экспертизы материалов; обеспечивает информационно-организационную подготовку и проведение конкурса; работает над созданием его имиджа.

4.3. Экспертная комиссия проводит экспертизу конкурсных материалов, определяет победителей и призеров конкурса по каждой номинации.

5. Содержание конкурса

5.1. Конкурс проводится по номинациям:

«Инновационная модель муниципальной методической службы (профессионального методического объединения)»;

«Наставник молодых специалистов»;

«Образовательный проект»;

«Методический семинар»

«Я - методист»

«Лучший сайт методической службы»

5.2. Конкурс проводится в заочной форме в три этапа:

1 этап - 13.02 - 10.03.2017:

- прием заявок;

2 этап - 10.03 - 27.03.2017:

- экспертная оценка материалов:

экспертная комиссия оценивает представленные конкурсантами материалы и электронные кейс-папки и определяет рейтинг участников на уровне региона;

3 этап - до 31.03. 2017г.

- определение победителей и призеров конкурса (в каждой номинации).

6. Порядок представления и требования к содержанию

конкурсных материалов

6.1.Заявки подаются в Отдел сопровождения конкурсов «ИРО» (г. Екатеринбург, ул. Щорса, 92а, к.4, каб. 221) согласно приложению 1.

6.2.Описание опыта работы методической службы, проведения различных форм профессионального общения с педагогическими и руководящими работниками и результатов деятельности (текст справки) осуществляется по методу оформления кейса.

Кейс включает: целевое назначение, актуальность конкурсной работы, описание методической ситуации в муниципальном образовании; методические рекомендации по направлению деятельности, согласно номинации; планы работы по решаемой проблеме (направлению, теме и т.д.), конспект(ы) по направлению, дополнительно могут быть приложены материалы, иллюстрирующие описанный опыт (различные методические и дидактические материалы к кейсу: документы, локальные акты, фрагменты текстов, методических статей; презентации, видеоролики; вопросы и задания; сценарии методических мероприятий; циклы методических разработок; публикации; варианты диагностических методик, мониторинг и инструментарий выявления результатов деятельности ММС; фотографии и др. - в электронном виде. Текст справки - в бумажном и электронном виде.

6.3.Материалы, представленные на Конкурс, не рецензируются, процедура апелляции не проводится.

6.4.Оргкомитет оставляет за собой право использовать представленные материалы для публикации в газете «Учитель», размещения на сайте ИРО и др. в некоммерческих целях с согласия участников конкурса.

7. Подведение итогов конкурса

По итогам конкурса Оргкомитетом определяется один победитель и два лауреата по каждой номинации, которые награждаются Дипломами ГАОУ ДПО СО «ИРО». Участникам оформляются сертификаты и направляются по электронной почте.

Лучший опыт работы муниципальных методических служб, победителей и призеров конкурса, может быть представлен в рамках Фестиваля педагогических идей по итогам 2017 года.

8. Информационная поддержка Конкурса

В целях информирования педагогической общественности о ходе, результатах конкурса информация размещается на сайте ИРО, образовательном портале «Образование Урала», газете «Учитель» и других СМИ.

Приложение 1

к Положению о конкурсе

муниципальных методических служб

«Методическая служба - новой школе»

В Оргкомитет конкурса

Заявка

1. Наименование муниципальной методической службы (ИМЦ, ассоциация и др.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ФИО руководителя ММС_________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

Адрес электронной почты_________________________________________ ________________________________________________________________3. Номинация

________________________________________________________________

Тема работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С Положением о региональном этапе конкурса «Методическая служба - новой школе» ознакомлен.

Не возражаю против обработки и использования персональных данных, размещения методических разработок на диске, сайте учредителей конкурса, использования конкурсных материалов для издания методических сборников как в печатном, так и в электронном виде.

Дата «____» _____________ 201__года

Подпись руководителя методической службы/объединения ________________

М.П.
Приложение 2
Оценка эффективности деятельности ММС (МО)
(самооценка руководитель/методист) ___________________________________________________в 2014 - 2016 гг.
(указать категорию объединения)

1

Позитивные результаты деятельности членов, ММС (объединения)

Количественный показатель

% от общего количества педагогов

Балльная оценка уровня

1.1

Обобщение и распространение опыта работы

членами ММС (МО) с учётом единой методической темы:




на уровне школы




на уровне муниципалитета




на уровне области




до 25% членов - низкий - 0б; до 50% членов - удовлетворительный -1б; до75 % - оптимальный - 2б; выше 75 % - повышенный - 3б




1.2

Распространение опыта работы через:




презентации




открытые уроки




мастер-классы, творческие отчёты




1.3

Публикации:




в местной прессе (газете, методическом издании)




в областных изданиях




в интернете




1.4

Использование современных технологий в работе педагогов:




- степень владения членами ММС информационно-коммуникационными и интернет-технологиями




- степень владения членами ММС новыми методиками и педагогическими технологиями




- степень участия в разработке нормативно-правовой базы ММС (ОО




до 25% членов - низкий -0б; до 50% членов - удовлетворительный -1б; до75 % - оптимальный - 2б; выше 75 % - повышенный - 3б




1.5

Участие в педагогических чтениях, смотрах, конкурсах, проектах (в т.ч. членов МС):




на уровне муниципалитета




на уровне округа




на уровне области; РФ




до 25% чел. - низкий -0б; до 50% членов - удовлетворительный -1б; до 75 % - оптимальный - 2б; выше 75 % - высокий - 3б




1.6

Прохождение аттестации (в т.ч.членами ММС):




по предмету (год)




по должности (год)




показатель повышения уровня квалификации (со 2 на 1 кв. категорию, с 1 на В кв. категорию)




Итого п.1:




2.

Коллективный (обобщённый) результат деятельности ММС (объединения)




2.1

Разнообразие форм повышения профессиональной компетентности педагогов:




широкое использование инновационных (активных, интерактивных) форм методической работы




сочетание инновационных и традиционных форм методической работы




только традиционные формы методической работы




2.2

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка за последние 5 лет:




- курсовая подготовка




-тьюторская подготовка




- муниципальные семинары, практикумы




2.3

Связь ММС с другими МС, общественными организациями, ВУЗами и др. (сетевое взаимодействие; сайт ММС):




на уровне муниципалитета




на уровне округа, межмуниципальном уровне




на уровне области




2.4

Оценка плана работы ММС (МО) и анализа работы, полнота и глубина описания всех видов деятельности ММС:



проанализирована система работы , подробно рассмотрены все виды деятельности (3б.)



проанализирована система работы ММС, подробно рассмотрены отдельные виды деятельности МО (2б.)



проанализированы отдельные виды деятельности

(1б.)



виды деятельности ММС/МО только названы, но не проанализированы (0б.)



2.5

Прогностичность плана работы МО:



план прогностичен как по способу, так и по результату деятельности (задачи предполагают сформулированные способы и результаты деятельности) (3б.)



план в определённой степени прогностичен (большинство задач имеют сформулированные способы и результаты деятельности) (2б.)



план недостаточно прогностичен (в отдельных видах деятельности) (1б.)



план не прогностичен (0б.)



Итого п.2:




3

Позитивная динамика достижений:



3.1.

Участие в предметных олимпиадах (количество школьников):



- школьных



- в муниципальных



- в областных



3.2

Количество призовых мест и лучших результатов:



имеет место положительная динамика результатов, но нет победных мест



имеются призовые места ( 2-3 места)



присуждены все призовые места (1,2,3-е)



без результатов



3.3

Участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках творческих работ:



Муниципального уровня:

1 место (3б)



2 место (2б)



3 место(1б)



Участие (0б)



Окружного (межмуниципального) уровня:



1 место (3б)



2 место (2б)



3 место (1б)



участие (0б)



областного уровня:



участие (1б)



призовые места (до 3б)



Итого п.3:



* Количество баллов:

- от 0% до 5 % количества (членов) - уровень неудовлетворительный - 0б;

- от 5% до 25% количества (членов) - уровень удовлетворительный - 1б;

- от 25% до 50% количества (членов) - уровень оптимальный - 2б;

- от 75 % до 100% количества (членов) - уровень повышенный - 3б;

Общее количество баллов:

Количество баллов по оценке руководителя МС (МО)

Количество баллов по оценке методиста

Средняя суммарная оценка

Итоги

Методист, курирующий работу по направлению ___________ (подпись) (расшифровка)

Руководитель ММС____________________ (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 3

Экспертная оценка деятельности методической службы

Номинация __________________________________________________________________

Код (номер) участника

№ п/п

Критерии оценок

Повышен

ный уровень

(3б)

Оптималь-
ный уровень (2б)

Удовле-
творитель-
ный уровень (1б)

Неудовле-
творитель-
ный уровень (0б)

Примечания

1

Составление плана работы ММС (МО)

2

Проведение проблемно-ориентированного анализа

3

Анализ протоколов заседаний

4

Публикации педагогов

5

Наличие сайта ММС; степень владения членами ММС (МО) ИКТ, Интернет

6

Участие членов ММС (МО) в педчтениях, конкурсах

7

Проведение мониторингов

(с приложением инструментария)

8

Прохождение аттестации

9

Инновационная деятельность (новые формы, сопровождение деятельности М/РИП)

10

Организация работы по изучению, обобщению и внедрению лучшего опыта

11

Организация открытых мероприятий

12

Формы и методы проведения заседаний МО

13

Самообразование

14

Посещаемость и активность педагогов на заседаниях ММС /МО

15

Повышение квалификации за последние 5 лет

16

Диагностика (с инструментарием) профессиональных затруднений и корректировка работы в связи с выявленными проблемами

ИТОГ:

Эксперт

_____________________________________________________________________________

Статус/должность (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 4

Оргкомитет регионального этапа конкурса

«Методическая служба - новой школе»

Гредина Оксана Владимировна, ректор ГАОУ ДПО СО «ИРО», к.п.н. - председатель

Подоляко Ирина Константиновна, проректор ГАОУ ДПО СО «ИРО» - заместитель председателя

Атаманычева Светлана Арнольдовна, заведующий отделом сопровождения конкурсов ГАОУ ДПО СО «ИРО» - член оргкомитета

Иванов Сергей Анатольевич, заведующий кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО СО «ИРО, к.б.н. - член оргкомитета

Малахова Ирина Александровна, заведующий представительством ИРО в г. Красноуфимске - член оргкомитета

Подкорытова Юлия Викторовна, специалист отдела сопровождения конкурсов ГАОУ ДПО СО «ИРО» - член оргруппы

Сердюк Галина Владимировна, советник ректора ГАОУ ДПО СО «ИРО», к.п.н. - член оргкомитета

Узлова Людмила Вазгеновна, специалист отдела сопровождения конкурсов ГАОУ ДПО СО «ИРО», Заслуженный учитель России - ответственный секретарь

Приложение 5

Рекомендации участникам конкурса

Подготовка к конкурсу является творческим процессом, предусматривает комплекс действий: анализ результатов деятельности, систематизацию опыта, умение его обобщить и описать с позиции новизны, инновационности. Инновационное развитие придает образованию фундаментальность и динамизм, обеспечивает его преобразующую и социокультурную функции.

В этих процессах велика роль методической службы, которая становится универсальным институтом и касается всей системы образования: именно она определяет качество работы педагога. Педагог сегодня вправе выбирать предлагаемые ему образовательные формы и услуги, а ММС должна предоставить ему их полный спектр. Педагог сегодня может участвовать в государственно-общественной экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки. Современной методической службе важно соотнести задачи муниципальной системы образования с тем потенциалом, которым располагает вся структура системы методического обеспечения.

В условиях необходимости инновационных изменений в образовании, например, становление института тьюторства. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогических кадров в деятельности современной ММС приобретают важное значение. Методист-тьютор выступает в качестве поддерживающего процесс самостоятельного обучения педагога, осуществляя при этом индивидуальный подход в работе с педагогами, т.е. должен создавать условия для непрерывного роста педагога как субъекта собственной образовательной деятельности, ясно понимающего, зачем он учится (целеполагание) и как может осуществляться процесс его образования (способы и средства).

В обобщенном виде деятельность тьютора в ММС может быть представлена следующим образом: актуализация и дополнение традиционной практики методической работы, поддерживающей образовательной среды (учебно-социально-профессиональной), что позволяет педагогам в удобном для каждого режиме достигнуть целей развития собственной компетентности, благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий (в таком направлении развивается, например, ММС в Челябинской области). .
Инновационная направленность методической деятельности, в том числе с привлечением педагогов и руководителей - победителей и лауреатов конкурсов профессионального мастерства (они выступают в роли тьюторов в Свердловской области), заключается в создании, освоении и демонстрации педагогических новшеств, выступает средством модернизации образовательной политики муниципального уровня, региона, в которых создаются условия и такая среда, которая в полной мере позволила бы успешно проявить себя талантливым людям и реализовать личные стратегии.

Интеллектуальный и творческий потенциал является одним из ключевых факторов становления и развития инновационной экономики региона, а, значит, может способствовать повышению уровня жизни населения, уральцев.

В основе концепции образования (и по нашему убеждению, конкурсного движения) лежит подход, при котором человек (учитель, педагог) рассматривается как активный субъект, с задачей выявления внутренних источников своей созидательной деятельности, чтобы подняться до глубоко осознанных и психологически мотивированных действий по самосовершенствованию, испытывая «вечный зов» к познанию, образованию.

Анализ состояния практики конкурсного движения показывает, что в настоящий период педагогические работники, начинающие и даже со стажем участия в конкурсах, не в должной мере владеют видением и проектированием системы деятельности по саморазвитию.

В этой связи особый интерес представляют инновационные проекты и опыт организаторов, методистов ММС и образовательных организаций, добившихся определенных успехов в сопровождении потенциальных участников конкурсов, и все больше осознается потребность в активном обмене опытом, инновационными наработками в деятельности методических служб, профессиональных объединений для обогащения практики методической работы в Свердловской области.

Предлагаемые рекомендации призваны содействовать более успешной подготовке к участию в конкурсе ММС и специалистов, ответственных за качественный уровень методической работы с педагогическими кадрами, по сопровождению потенциальных конкурсантов; предоставить им материал для творческих размышлений и практических действий по обозначенной проблеме; в материалах предложены порядок, логика деятельности ММС на этапе предконкурсной подготовки.

Конкурсные материалы - это некий продукт уже завершенной деятельности за определенный период (как правило, 3-5 лет), представленный в виде научно-методических текстов, оформленных согласно требованиям и критериям, изложенным в Положении о конкурсе.

Главная (концептуальная) идея содержится в цели и задачах конкурса, следовательно, конкурсные материалы состоят из множества смысловых блоков (организационный, методический, правовой, практический, инновационный, ресурсно-технологический), объединенных в единое целое. Рассмотрим некоторые из них.

Актуальность

определяется целями государственной политики РФ в сфере образования, ФЗ «Об образовании в РФ», соответствует ценностным основаниям ФГОС, отвечает национальным традициям и особенностям социокультурного пространства муниципального образования, региона.

При подготовке, наполняя конкурсный пакет, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

конкурсный продукт должен соответствовать условиям конкурса и заявленной номинации;

концептуальная позиция автора(ов) - в соответствии с концептуальными идеями конкурса.

Новизна

(как показывает практика,в настоящий период требование менее всего учитывается авторами)

работа (конкурсный продукт):

являет собой систему, желательно, с элементами инновационной составляющей, в которой представлен принципиально новый подход к организации методической работы с кадрами образования в условиях конкретной территории с учетом приоритетов и тенденций развития современного образования;

демонстрирует глубину и оригинальность содержания.

Системность

материал носит системный характер:

содержание соответствует концептуальному замыслу и нормативным требованиям;

все компоненты, разделы работы взаимосвязаны, определены планируемые результаты, цели, задачи, способы их достижения (методики, приемы, технологии, механизмы, ресурсы);

соблюдены логика и последовательность в представлении материалов.

Прогностичность и целесообразность

соответствие концепции и важность для достижения поставленной цели, т.е., «значимость инициативы для реализации стратегии саморазвития и профессионального роста субъектов образования».

Возможность использования работы и её результатов в широкой практике:

конкурсный продукт универсален и может быть транслирован в практику муниципальных методических служб, профессионального объединения, с учетом адаптации к местным условиям;

представлены вариативные механизмы распространения (диссеминации) лучшего опыта (публикации, модели повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства на муниципальном уровне; размещение в сети Интернет и др.) в едином образовательном пространстве Свердловской области и РФ для широкой педагогической общественности;

имеет место описание

качества условий методической деятельности

(уровни состояния профессионализма педагогов; методическое обеспечение; ресурсное (материально-техническое, финансовое) обеспечение;

качества процесса образовательной деятельности

направления и содержание деятельности с педагогическими работниками;

формы и механизмы реализации программы (проекта, разработки и др.);

привлечение партнерства, интеграция ресурсов, их актуализация, системность;

инновационные элементы в системе методической работы.

Представлены

качество результатов деятельности

результативность методической работы (через систему мониторинга);

возможности для самовыражения субъектов образовательных отношений;

результативность (через презентацию деятельности педагогических и руководящих работников);

результативность (через взаимодействие с социальными партнерами).

Наличие рецензий /отзывов на представленный материал

(указывает на общественное признание автора(ов), ценность содержания работы, в первую очередь, с позиции новизны, инновационной составляющей);

рецензии ведущих специалистов в области педагогики и психологии;

рецензии от социальных партнеров (межмуниципальный, окружной, областной, РФ уровни).

Оформление работы

культура оформления конкурсных материалов (лингвистическая, речевая грамотность); дизайн; наличие необходимых разделов, приложений.

В качестве дополнительного к основному содержанию, с целью более полного представления деятельности ММС конкурсный кейс может включать:

творческие отчеты о массовых мероприятиях и акциях, ставших традиционными для данного муниципального образования (образовательных организаций);

- творческие отчеты о комплексных мероприятиях, подкрепленных подборками публикаций, отзывов, сценариев по развитию профессиональной квалификации кадров;

- творческие отчеты по реализации мероприятий в рамках взаимодействия образовательной организации и других социальных институтов;

- результаты мониторинга реализации методической работы за определенный период (полугодие, год), подкрепленного ФОТО-отчетами, подборкой материалов прессы, ссылками на сайт и т.д., т.е. все, что может иллюстрировать эффективность деятельности педагогических работников по направлению, избранной теме и др.

На конкурс представляются

модели ММС, в работе которых имеет место значительный потенциал новизны в организации и содержании деятельности с педагогическими кадрами и доказавшие свою значимость для развития муниципальной системы образования, подтверждающие создание новой или изменение существующей ситуации - технологической, информационной, социальной, экономической, организационной;

работы, достигшие коренного улучшения качества продукции, услуги, имеющие значительный инновационный эффект, в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих).

В любой номинации могут быть представлены проекты, исследования, программы, описание модели, технологии и другие формы, включающие:

новые элементы содержания образования и систем воспитания, педагогических технологий, информационно-методических и учебно-тренировочно-лабораторных комплексов;

методики повышения квалификации кадров и форм, методов и средств, внедрению которых содействовала деятельность ММС, в т.ч. профессиональных объединений нового типа;

новые механизмы, формы и методы управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий, новых институтов общественного участия в управлении образованием (государственно-общественный характер; сетевое взаимодействие);

другие организационно-содержательные и методические компоненты, разрабатываемые в рамках муниципальной или региональной инновационной площадки.

Несколько замечаний о структуре работы:

введение содержит обоснование актуальности темы, степени ее разработанности, адресная направленность материалов;

основная часть (ссылки на исходные теоретические положения и источники; содержание, механизмы реализации, ожидаемые результаты; мониторинг результативности, перечень научных и (или) информационных, методических разработок по теме и др. продукты);

заключение (основные выводы, результаты реализации (апробации, напр., в пилотном режиме), перспективы работы).

Объем без приложений - до 30 страниц. В приложении могут быть: диски с презентациями, графики, фото, публикации, программы мероприятий и т.д. - все, что, по мнению авторов, может проиллюстрировать содержание основного текста.

При подготовке материалов в пакет необходимо включить тематику проведения заседаний, мероприятий в активной (интерактивной) форме в соответствии с приоритетными направлениями системы муниципального образования, области за три года (2014-2016гг.) и обобщение практики работы по данному направлению в формате электронной кейс - папки;

- материалы представляются на бумажном и электронном носителях в Отдел сопровождения конкурсов (с результатами самодиагностики, самообследования (ориентирами могут служить предлагаемые формы (приложение 2).

Подготовка конкурных материалов в аспектах номинаций

О номинации «Образовательный проект»

Напомним, что конкурсное задание «Образовательный проект» введено в практику проведения заключительного тура конкурса «Учитель года России» в 2015 году как ведущее направление развития системы образования Российской Федерации в целях выявления компетентности и культуры лауреатов в области проектирования, широко применяемого учителями в образовании. Кроме того, формат предполагал способность конкурсантов видеть проблемы и предложить конструктивные способы их решения в условиях работы и взаимодействия в команде из 5 человек (группы могут формироваться по желанию; при проведении конкурса на федеральном уровне - определяются по жребию). В течение 15 минут команда обсуждает проблемы и приходит к согласию в выборе темы образовательного проекта (на его разработку и подготовку представления отводится до 6 часов). По окончании работы команда в течение 20 минут презентует результат. Критерии и показатели задания преемственно связаны с предыдущим (каждый показатель - 2 балла).

Представляется включение на муниципальном уровне в арсенал методической работы с педагогами данной формы продуктивным и инновационным элементом, который обладает значительным мотивационным и развивающим потенциалом.

При организации работы и представлении материалов в номинации «Образовательный проект» ориентирами могут служить «Критерии и показатели оценки такого задания на конкурсе «Учитель года России».

Критерий

Показатели

Баллы

Исследовательская деятельность

- продуманный и разносторонний анализ ситуации;

- видение проблем и понимание сути решаемой

проблемы;

- способность выдвигать гипотезы и предположения,

проводить проверку и обосновывать свои выводы;

- продуманность и последовательность плана

действий;

- выстраивание целеполагания (умение ставить и

осознавать цели, понимание ожидаемых результатов,

соотнесение задач с поставленными целями)

до 10 баллов

Коммуникационная

и языковая культура

- выстраивание конструктивного взаимодействия в

командной работе (умение слушать и слышать);

- вовлеченность в разработку и представление

проекта,

умение осмыслить и переработать имеющийся опыт;

- культура речи и корректное использование

понятийного аппарата;

- умение формулировать вопросы, давать

комментарии и отвечать на поставленные вопросы;

- культура ведения дискуссии (уважение других точек

зрения, понимание других суждений)

до 10 баллов

Актуальность и реалистичность решений

- доказательство значимости проблемы проекта

для образования;

- видение разных путей и способов

решения проблемы, обоснование гипотезы и

аргументация выбора решения;

- видение путей эффективного решения существующих

проблем и значимости решений для образования;

- реалистичность ресурсного обеспечения и

минимизация возможных рисков;

- возможность распространения и внедрения проекта

в образовательную практику, потенциал

тиражирования

до 10 баллов

Результативность

- объективность и прозрачность достижения

поставленных целей и выполнения задач проекта;

- прогнозируемость результатов, соотнесение

достигнутых и планируемых результатов;

- конкретность и продуктивность деятельности

( продукты и эффекты проекта);

- использование сравнительных подходов в

разработке и представлении проекта (сопоставление и

использование лучших практик)

до 10 баллов

Творчество и оригинальность в представлении проекта

- нестандартность и оригинальность идей и

предложений;

- умение видеть новые стороны в обсуждаемой

проблеме;

- инициативность и ответственность при выполнении

задач образовательного проекта;

- адекватность оценки и самооценки деятельности

и результатов проекта, способность к внесению корректив;

- проявление творчества, индивидуальности

и яркий стиль презентации проекта

до 10 баллов

ИТОГО БАЛЛОВ

Максимум

50 баллов

Номинации «Методический семинар», «Я - методист»

Выбирая номинацию в качестве конкурсного продукта, необходимо учитывать, что задание «методический семинар» создает пространство для презентации и обмена опытом, демонстрации умения осмыслить собственную практику преподавания и обучения, т.е., автор выступает в роли методиста - «Я - методист», сформулировав тему, проблему семинара как формы методической работы и как сущность деятельности методиста, которая специфична и полифункциональна по своим задачам.

Это и умение анализировать педагогическую деятельность и технологически оформить её в виде описания педагогического опыта, пригодного для трансляции.

Непосредственно педагогическая - содействовать профессиональному росту педагогов, мотивировать их к саморазвитию.

Необходимость проблемного анализа работы педагогического коллектива образовательной организации, путей дальнейшего её развития рождает потребность в инновационных идеях, моделировании новых форм, т.е. в исследовательской компетенции методиста для решения затруднений исполнителей.

Учитывая, что инновационную деятельность учреждений сопровождает появление множества образовательных продуктов, перед методистом стоит экспертная задача.

Кроме того, знание предметных областей, методик их преподавания, нормативно-правовой базы и тенденций современного образования, требуют функций прогнозирования опережающего развития педагогического корпуса в соответствии с приоритетами развития территории («выращивание» новых потребностей своих подопечных).

Формат задания может включать элементы компьютерной презентации (до 20 слайдов) с пояснительной запиской (до 5 страниц текста, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5, поля 2 см), в которой обязательно содержится описание опыта профессиональной деятельности участника, выбор темы, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» (задание включено в конкурсные испытания заключительного тура всероссийского конкурса «Учитель года России»).

Материалы могут быть размещены на сайте ММС (со ссылкой на адрес Интернет- ресурса).

Рекомендуем для составления и самооценки конкурсного продукта руководствоваться критериями и показателями задания «Методический семинар» (каждый показатель - 3 балла).

Критерий

Показатели

Баллы

Метапредметный подход

- доступность для понимания материала, конкретность (примеры, связь с практикой обучения);

технологичность (выстраивание шагов);

- разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал

9 баллов

Целостность

- логическая последовательность

(планирование) и подведение итогов (анализ

и осмысление);

9 баллов

- проблематизация (видение общей проблемы)

и выделение главного;

- удачное представление (иллюстрации,

содержательное наполнение слайдов,

правильный дизайн);

- удобное расположение материала

Системность

Новизна

- целеполагание и проведение рефлексии;

9 баллов

- мотивационная составляющая;

- разнообразие источников информации и образовательных ресурсов

- оригинальность решений и подходов;

9 баллов

- внесение изменений в практику преподавания и обучения на основе ФГОС

- творческий подход (умение осмыслить и переработать имеющийся опыт) и способность удивить

Результативность

- выдвижение планируемых результатов;

- наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности;

- разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные)

9 баллов

ИТОГО БАЛЛОВ

Максимум

45 баллов

Номинация «Наставник молодых специалистов»

В систему образования приходит молодой специалист. Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает за­труднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта, учителю сложнее, чем представителю другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему. А.С. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, ме­тодического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педа­гогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

В образовательном сообществе известно, что учительское мастерство надо переда­вать от педагога к ученику. Наставничество издавна считается наиболее значительным фактором в процессе профессиональной адаптации молодого учителя, преподавателя, специфической формой методической работы, которая представляет собой постоянный диалог между опытным мастером и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочный, организационный, конструктивный, аналитический) компонентов деятельности педагога. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей в современных условиях.

Сопровождение молодого учителя по его профессиональному пути - это движение рядом с ним, скорее, даже впереди него. Сопровождающий прислушивается к мнению, потребностям сопровождаемого, помогает и советует, но при этом не навязывая своих сложившихся стереотипов.

Адаптационная функция должна обеспечить согласование ожиданий и возможностей молодого специалиста с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности.

Представление оптимальных форм сопровождения молодого специалиста при наставничестве и может стать конкурсным продуктом в данной номинации. Это и индивидуальный образовательный маршрут с разветвленной системой мер: от собеседования с руководством школы до общения с методистом ММС; выработка с наставником индивидуального самообразования педагога; стажировка; план работы с молодым учителем; дневник - рефлексия стажера; школа молодого специалиста.

Целесообразными и полезными могут быть и такие методические продукты, как «Положение об индивидуальном сопровождении молодого специалиста в условиях ММС, с диагностическим инструментарием по выявлению проблемных точек в деятельности молодого педагога; антология педагогической литературы (в помощь начинающему учителю); методическое сопровождение педагога в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на уровне города, области, страны; организация обратной связи «учитель - наставник - методист»; рекомендации в помощь молодому классному руководителю, наставнику, ведь вопросы воспитания сегодня являются архиважными в образовании.

Среди факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, по наблюдению опытных практиков, на первое место выходит эмоциональное общение. И не случайно, ведь профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы его работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением, так как педагогом глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. Поэтому очень важно, чтобы в начале профессионального пути молодой учитель почувствовал плечо компетентного опытного профессионала-коллеги.

Не редки для начинающих трудности поведенческого характера, возникающие в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель - руководитель, учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - родители. Здесь методисту, наставнику важно помимо своих рекомендаций сориентировать молодого специалиста на обращение к психологическим знаниям, школьному психологу при его наличии; привести способы, которые могут помочь снять эмоциональное напряжение у участников конфликта и перевести обсуждение в конструктивное русло, чтобы оппоненты нашли приемлемые способы решения ситуации в рамках педагогики воспитания, педагогики сотрудничества.

Резюмируя, можем сказать, что наставничество - эффективный способ передачи мастерства молодёжи, с двусторонней пользой от данного процесса: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Для образовательной организации - это бесценно, поскольку с ростом своих педагогических кадров учреждение повышает эффективность своей деятельности за счет креативности, энтузиазма молодых.

О номинации «Лучший сайт методической службы»

В наше время сайт - требование времени, это визитная карточка участника конкурса, будь то организация, структурное подразделение или человек (учитель, методист, педагог). Сайт выполняет чрезвычайно важные функции, адресован всем участникам образовательно-воспитательных отношений. Современный работник сферы образования должен обладать знаниями в области ИКТ-компетенции и быть готовым к диссеминации лучшего педагогического опыта, что является обязательным для методической службы.

Цель номинации:

обобщение и распространение опыта деятельности методических служб и учреждений дополнительного образования по созданию образовательных сайтов, внедрению в сферу методической работы ИКТ, которые способствуют повышению мотивации педагогов к профессиональному росту.

Задачи:

Способствование формированию ИКТ-компетентности и развитию информационно-технологической культуры работников образования в рамках методической работы.

Создание условий для сотрудничества и знакомства участников конкурса.

Предоставление методическим структурам возможности расшить свой круг сетевого профессионального общения в пространстве муниципалитета, на межмуниципальном и уровне области.

Что должно быть на сайте участника (в соответствии с общедоступной информацией образовательных организаций, предусмотренной статьей 95.1 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №271-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):

общая информация: название, учредитель, год основания; из истории ММС, состав работников и их достижения; ветераны педагогического труда, лидеры муниципального образования; награды, грамоты, благодарственные письма, т.е. некое "досье успехов", «портфолио организации», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в профессиональной и общественной жизни ММС;

методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагогов территории и роли ММС в этих процессах; обоснование выбора используемых образовательных технологий, методик, наличия инновационных площадок и др.;

наличие системы методических разработок и рекомендаций для педагогических работников и возможность их использования в различных учебно-воспитательных ситуациях различными субъектами образовательных отношений, в т.ч. родителями;

авторские учебные, методические и иные разработки, отражающие опыт работы;

наличие аналитических материалов: вопросников-анкет и др. инструментарий (для сравнительного анализа, динамики достижений педагогов за 3-5 лет);

наличие рекомендаций (для различных субъектов образования и воспитания);

наличие статей на профессиональные темы;

наличие форумов и форм обратной связи и их активность;

отзывы посетителей сайта.

Отметим, что в оценке информационного ресурса основное - контент (содержание) ресурса, а затем оценивается его концептуальность и эргономичность: соответствие типа ресурса содержанию; позиционность и адресность; доступность и простота использования; обеспечение обратной связи и культура представления информации.

Критерии оценки:

- тематическая организованность представленной информации;

- образовательная и методическая ценность размещенных материалов,

- соответствующая современным требованиям, наличие, оригинальность и практическая значимость авторских материалов;

- возможность использования материалов в воспитательных целях, в т.ч. в семейном воспитании;

- культура представления информации.

Также в перечне критериев отметим:

упорядоченность материала, представленного на сайте организации (персональной странице руководителя, методиста);

дизайн сайта;

система заданий для участников: педагогических работников (тесты, опросы, форумы, задания);

ссылки на интернет-ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, компьютерные программы;

наличие информации о конкурсно-олимпиадных формах для педагогов и обучающихся и их результатах;

формы трансляции опыта, продвижения педагогических инноваций;

Электронные файлы могут быть представлены в любом формате (текст, презентация, видео, фото и т.д.).

Дополнительными ориентирами для оценки сайта могут служить:

Актуальность контента (содержания).

Навигация и структура сайта.

Систематичность обновления.

Полезность сайта для участников образовательных отношений.

Общий размер файлов конкурсной работы - до 20 Мбайт.

источник
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"