1917 год. Россия и революция.

КРАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ.

Протоиерей Владислав Цыпин

27 февраля 1917 года, в день, когда начался вооруженный мятеж в Петрограде, император Николай II находился в Ставке в Могилеве. Распространено представление то ли о его растерянности и бездействии, то ли о сознательном отказе от сопротивления бунту из высших побуждений нравственного характера в духе непротивления злу, несовместимом с православной этикой власти. И та, и другая версия ни на чем не основана, а повод к подобным превратным выводам дает, вероятно, печальный финал февральских событий. На самом деле государь вовсе не собирался сдавать Российскую империю, править которой он был поставлен Священным Миропомазанием, ни вооруженным бандитам, в которых превратились вышедшие из повиновения солдаты, ни политическим деятелям из оппозиции, никем не призванным к власти и о чьей неспособности к управлению Россией, тем более в условиях войны, он хорошо знал.

Вечером 27 февраля император Николай II телеграфировал военному министру генералу М.А. Беляеву о принятом им решении направить в Петроград для подавления беспорядков воинские части (по две кавалерийские дивизии, по два пехотных полка и по пулеметной команде) от каждого из трех фронтов - Северного, Западного и Юго-Западного, под общим командованием генерала от инфантерии Н.И. Иванова, который был назначен новым командующим Петроградским военным округом с наделением его чрезвычайными полномочиями. Этих сил, в совокупности составлявших целую армию, было более чем достаточно для ликвидации мятежа и водворения порядка в столице. С Северного и Западного фронтов войска были отправлены 28 февраля и 1 марта. На Юго-Западном фронте отправка должна была состояться 2 и 3 марта.

Император понимал, что нет иного средства к устранению грозной беды, нависшей над империей, кроме применения военной силы, что в сложившейся ситуации, когда солдаты подняли руку на офицеров, верных присяге, а другие офицеры перешли на сторону мятежников, любые уступки, поиски компромисса с оппозиционными политическими кругами будут приняты за демонстрацию бессилия и поощрят зачинщиков и участников бунта. О решимости императора дать отпор врагам верховной власти свидетельствует его негативная реакция на переданное ему через начальника штаба Ставки генерала от инфантерии М.В. Алексеева предложение находившегося в Петрограде великого князя Михаила Александровича сместить Совет министров и назначить новым главой правительства одного из лидеров думского Прогрессивного блока князя Г. Львова, то есть практически удовлетворить давнее вожделение либеральных фракций об «ответственном министерстве», будто бы взбунтовавшиеся солдаты, обагрившие руки кровью своих командиров, способны удовлетвориться сменой князя Голицына на князя Львова.

Царь, однако, увидел опасность в том, что предложение его брата Михаила поддержал генерал Алексеев, сославшись при этом на посланную ему телеграмму командующего Северным фронтом генерала Н.В. Рузского, в которой тот утверждал, что «при существующих условиях меры репрессий могут только обострить положение». Капитулянтский тон этой телеграммы, содержание которой одобрил Алексеев, настолько возмутил Императора, что он даже, по словам самого Алексеева, «не захотел и разговаривать с ним».

(Подробнее см. в источнике)

Источник

СЛОВО В ДЕНЬ СТОЛЕТИЯ НАЧАЛА РУССКОЙ СМУТЫ

Проповедь на Божественной литургии у храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре 15 марта 2017 г.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Мы знаем, какой особенный сегодня день. Это день, когда Царица Небесная, подав нам знамение Своей иконой Державной, промыслительно взяла властный скипетр над нашей Отчизной, над Россией, выроненный последним представителем 300-летней династии святым страстотерпцем Николаем.

Когда мы начинали возводить этот храм, то молились, чтобы Господь благословил нам подойти к концу этой работы именно к этому дню - столетия начала самых, может быть, трагических событий в истории нашего Отечества, начала того пути испытаний, которые, по милости Божией, наш народ преодолел, тех испытаний, которые его не сломили, и тех испытаний, которые потомков многих, кто когда-то отрекся от Бога, привели ко Христу, привели к торжеству Воскресения Христова.

Храм назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа, Его святых Новомучеников и Исповедников. Господь исполнил желание нашего сердца. И вот сегодня, в годовщину, знаменательную лишь тем, что мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все - только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит. Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников.

Уроки Божии порой очень тяжелы. Уроки Божии заключаются еще и в том, что беспечность, малодушие, неверность людей долго терпятся Богом, но потом наступает минута, когда и сами беспечные, и их потомки должны расплачиваться горьким, но спасительным опытом.

Мы воспоминаем сегодня святых Новомучеников, но не знаем, сколько же было безвестных мучеников, которые стали когда-то отступниками от Церкви и веры, но благодаря испытаниям и мученическому пути вернулись ко Христу, может быть, в последние минуты. Вернулись и обрели смысл и цель всей своей жизни - соединение с Богом, соединение со Христом.

Это происходило подобно тому, как это произошло на Голгофе с разбойником: прибитый ко кресту, он в последний момент сделал то, что было ему доступно, от всего сердца произнеся лишь несколько слов: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Никаких подвигов. Никакого всежизненного благочестия. Лишь грехи отступления, измены, трусости и обмана, как сказал Государь Николай Александрович. Но то же, наверное, многие наши соотечественники могли сказать и о себе: повинны в измене, трусости и обмане. По отношению к Церкви, по отношению к Господу, по отношению к тому историческому пути православной Руси, пути, который они знали, но пренебрегли им.

(Подробнее и видео см. в источнике)

Источник

ЖИЗНЬ БЕЗ ЦАРЯ

По случаю 100-летней годовщины Февральской Революции

Протоиерей Александр Лебедев

В столетнюю годовщину трагических событий 1917 года протоиерей Александр Лебедев обращается к причинам и последствиям великой русской трагедии. В его размышлениях и переживаниях с болью за Отечество и Церковь звучит голос русского зарубежья.

***

«Не предаждь же нас до конца имени Твоего ради и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, яко, Владыко, умалихомся паче всех язык и есмы смирени по всей земли днесь, грех ради наших, и несть во время сие начальника, пророка и вождя.»

(Молитва, читаемая в день убиения царской семьи, 4/17 июля).

Сто лет назад произошла страшная трагедия русского народа, т.н. «февральская революция», во время которой государь, царь-мученик Николай Александрович, предательски был лишен престола, Россия осталась без главного печальника-Удерживающего, и вся страна обрушилась в бездну.

И самым страшным последствием было то, что православный русский народ перестал молиться за царя.

Священное Писание совершенно ясно говорит о необходимости молиться за царя.

Святой апостол Павел в своем Послании к Тимофею пишет: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2,1-4).

И это было написано в то время, когда царь, т.е. император Римский, был язычником и преследователем христиан! Насколько более важно молиться за царя православного - помазанника Божия.

Однако русский народ забыл про эту заповедь и в феврале-марте 1917-го года перестал молиться за царя.

И произошло то, о чем предупреждал апостол: пресеклась тихая и безмятежная жизнь, проводимая во всяком благочестии и чистоте, и вся страна поверглась в кровавую бездну, принося в жертву миллионы людей.

Многие из нас как-то не придают значения февральской революции, сосредоточивая свое внимание на событиях октября - т.е. на большевистском перевороте.

Однако следует нам понять и твердо помнить: без февраля не было бы октября.

Большевики сами признаются в этом. Например, Лев Троцкий ясно это определил, написав в своем труде «История русской революции»: «Февральская революция была только оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции».

(Подробнее см. в источнике)

Источник

НАЧАЛО КОНЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

100 лет назад, в конце февраля - начале марта 1917 года, произошли события, которые в молниеносно короткий срок изменили государственный строй России и послужили запалом для смуты, превзошедшей по масштабу потрясений ту, которую наша страна пережила и преодолела тремя веками раньше. Эти события названы были Февральской революцией. Разрушение Российского государства, начатое в феврале 1917 года, продолжалось в течение еще нескольких лет, сопровождалось чредой государственных переворотов, среди которых обыкновенно выделяют тот, что пришелся на октябрь 1917-го, но начало катастрофе положено было все-таки не в октябре, а в феврале.

Что именно произошло в эти последние зимние дни 1917 года? В историографии сложилась традиция вести отсчет революции с 23 февраля (8 марта), когда в Петрограде на фоне массовых забастовок состоялись протестные демонстрации, среди участников которых особенным буйством отличились женщины, возмущенные тем, что им пришлось подолгу простаивать в очередях («хвостах», как говорили тогда) за хлебом и многим из них этот хлеб не достался: из-за снежных заносов возникли транспортные трудности с доставкой муки в столицу. 24 февраля в газетах появилась официальная информация о том, что хлеба в Петрограде достаточно, что военное интендантство выделило из своих запасов муку для продажи, но волнения не улеглись: демонстрации продолжались и под влиянием оппозиционных и радикальных партийных агитаторов приобретали политическую направленность - появились лозунги «Долой самодержавие!» и «Долой войну!». В демонстрациях, как всегда, участвовали и распропагандированные рабочие, и радикально настроенные студенты, и профессиональные революционеры из разных партий. В столице и раньше, несмотря на то, что шла война, устраивались подобные акции, полиции, однако, удавалось справиться с волнениями, не давая им перерасти в мятеж, но в февральские дни 1917 года полиция оказалась бессильна навести в городе порядок. Демонстранты вступали в драку с полицейскими и, превосходя их числом, во многих случаях избивали и калечили их. Для восстановления порядка из казарм было выведено несколько частей петроградского гарнизона, однако в ряде случаев солдаты отказывались выполнять приказы по разгону буйствовавших демонстрантов.

Когда императору Николаю II доложили об опасном развитии событий в Петрограде, он адекватно оценил угрозу и срочно телеграфировал министру внутренних дел А.Д. Протопопову и командующему столичным военным округом генералу С.С. Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией». С самого начала войны и до конца своего правления святой царь Николай высшей целью считал достижение победы, подчиняя ей все другие соображения политического характера. Исполняя волю царя, генерал Хабалов приказал командирам полков и начальникам полицейских участков арестовывать зачинщиков демонстраций, а в крайних случаях при столкновениях с буйными демонстрантами применять огнестрельное оружие. Он сказал тогда: «Когда на флагах надпись "Долой самодержавие!" - никакой хлеб не успокоит». До сотни участников беспорядков было арестовано, в нескольких случаях полицейские и солдаты открывали огонь. Среди демонстрантов были десятки убитых и раненых. При этом, однако, умножились случаи неисполнения солдатами приказов своих командиров. Поэтому аресты произведены были и в воинских частях, но эти аресты не пресекли неповиновение нижних чинов приказам командиров, и в конце концов протестные настроения вылились в военный мятеж.

(Подробнее см. в источнике)

Источник

ОСМЫСЛИВАЯ ФЕВРАЛЬ 1917 года.

«Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год» - так называлась научная конференция, состоявшаяся 18 февраля 2017 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Она стала первой в череде мероприятий Дней памяти погибших за веру Христову, призванных напомнить нашим согражданам о том, что столетие назад пережила Россия, ее народ, задуматься об истоках произошедшего и оценить его последствия.

Инициаторами проведения Дней явились общественные организации: Императорское Православное Палестинское общество, Фонд Людвига Нобеля и Императорский исторический клуб.

Участие в обсуждении одной из самых болезненных тем отечественной истории XX столетия приняли представители Русской Православной Церкви, государственные и общественные деятели, ученые, выходцы из знаменитых аристократических семей - внуки и правнуки тех, кто тогда оказался по разные стороны баррикад. Символично, что своим видением событий февраля 1917 года они делились именно в стенах возрожденного храма Христа Спасителя, ведь его предшественник стал одной из знаковых жертв роковой эпохи, начало которой положил тот самый февраль.

Социальные противоречия за прошедшее столетие явно сгладились: на реплику ведущего, пытавшегося призвать коллег, увлеченно общавшихся между собой, занять свои места в зале перед началом заседания: «Господин Родзянко, вам персональная просьба: сядьте, пожалуйста!» - зал с пониманием отреагировал улыбками.

Катастрофа государства и геноцид народа

Общие невосполнимые потери революционного времени - 16-18 миллионов человек

Каждый из выступавших анализировал последствия Февральского переворота - нравственные, политические, экономические. Серьезный удар был нанесен демографическому потенциалу страны: помимо павших на фронтах Первой мировой войны, погибших от насилия и голода, население сократилось за счет эмиграции. На это обстоятельство обратил внимание председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, констатировав, что Россия потеряла миллионы людей из всех сословий, которые «оказались лишними на своей земле». Промыслом Божиим, будучи в эмиграции, эта «другая Россия» сберегла многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской. В свою очередь, потомок белых эмигрантов князь Д.М. Шаховской назвал революционные события «геноцидом русского народа», приведшим к утрате не только элиты, но и самого драгоценного сословия, на котором строилась Россия, - русского крестьянства. Чуть позже на конференции прозвучали и данные, характеризующие общие невосполнимые потери революционного времени: 16-18 миллионов человек.

В целом владыка Иларион охарактеризовал события 1917 года как государственную катастрофу: «Безбожные власти привели к гибели одно из величайших христианских государств в мире, уничтожили миллионы людей якобы ради строительства "светлого будущего". Я не хочу идеализировать Российскую империю, но она формировалась на протяжении столетий как страна, основанная на христианских принципах, и могла бы эволюционно развиваться далее, если бы революционная оппозиция не "раскачивала лодку", а искала компромиссы с властью».

(Подробнее см. в источнике)

Источник

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта