Встреча в Екатеринбурге открыла цикл стажировок Академии Минпросвещения России, связанных с развитием ДППО

Стажировка в Екатеринбурге - первая в ряду аналогичных встреч, связанных с развитием дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО). Об этом напомнили вчера, 18 мая, ее организаторы - представители Академии Минпросвещения России. В первый день встречи они рассказали ее участникам о совершенствовании управления качеством ДППО на федеральном уровне. Второй и третий дни посвящены представлению того, как ИРО Свердловской области и его партнеры развивают эту работу в регионе.

От имени Губернатора и правительства Свердловской области гостей из более чем сорока российских регионов приветствовал заместитель министра образования и молодежной политики Юрий Зеленов. Он поблагодарил организаторов за выбор области для проведения стажировки. Основанием для такого выбора, отметила начальник управления Академии Татьяна Расташанская, послужила лидерская позиция регионального ИРО. Институт, в частности, входит в пятерку лидеров по числу программ, успешно прошедших федеральную профессиональную экспертизу.

В близкой перспективе получить такой знак качества должны программы всех организаций ДППО. Кроме того, на очереди - экспертиза и публичное представление на федеральном портале всего содержания ДППО. Таким образом, обновление происходит не только у педагогов и управленцев системы образования, но и в системе их научно-методического сопровождения, которая укрепляет свое единство.

Отдельные стороны взаимодействия федерального и регионального уровня этой единой системы представила заместитель начальника управления Академии Ксения Табаровская. Ведущий эксперт Елена Камзеева остановилась, в частности, на некоторых аспектах диагностики и совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Все выступления вызвали оживленное обсуждение. Стажировка продолжается.

Как неродной: в рамках просветительского проекта Академии Минпросвещения России «Собеседники» уральские эксперты говорили о русском языке

С трех вопросов педагогам начался новый вебинар просветительского проекта Академии Минпросвещения России «Академия ONLINE: Собеседники». Он вышел в эфир сегодня, 19 мая, из видеостудии Института развития образования Свердловской области. Именно на площадке ИРО в эти дни проходит всероссийская стажировка Академии.

Открывая диалог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования ИРО Наталья Смирнова попросила зрителей ответить «да» или «нет» на три вопроса: есть ли в их школе дети, которые - обращаются к учителю не по имени и отчеству, а просто «учитель»; свободно общаются на перемене, а на уроках молчат; вместо домашнего задания переписывают учебник. «Если вы отвечаете «да», - подчеркнула она, - значит среди ваших учеников есть ребята, которые не владеют или слабо владеют русским языком».

Не менее серьезной проблемой Наталья Смирнова считает «полуязычие» учеников. Оно формируется, если ребята дома с родителями только говорят на родном языке, но не учатся читать и писать на нем, если они сознательно не изучают русский язык и овладевают им только на бытовом уровне. Это хуже, чем незнание: ребенок вроде бы может общаться по-русски, но основы наук не воспринимает, освоить функциональную грамотность не может. Выход - как можно скорее начинать изучение государственного языка.

Рекомендациями по адаптации таких детей вместе с Натальей Смирновой на вебинаре поделился директор екатеринбургской школы № 147, приглашенный преподаватель образовательного центра «Сириус», член ассоциации «Гильдия словесников» Александр Моисеев. Более половины учеников школы, которую он возглавляет - дети с миграцией в истории семьи, представляющие в общей сложности почти два десятка национальностей.

Наиболее подходящей для работы с такими учениками эксперты назвали модель, при которой дети с любым уровнем владения языком посещают по основному расписанию все уроки вместе со своим классом. А во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования им предлагается интенсив по русскому языку. Примеры таких интенсивов и проектов привел Александр Моисеев, рассказывая об опыте школы № 147. В их числе - профориентационные «Уральские параллели» и «147 профессий».

Успех в общении со сверстниками, подчеркнул директор, избавляет ребенка от тревожности и агрессии. И самое главное - он начинает готовиться к межличностным контактам на территории России на государственном языке. Учителю же, помимо методической поддержки, необходимо желание работать с детьми другой, «не своей» культуры, стремление понять и принять ее.

Обсудили собеседники и ситуацию, когда в повышении уровня владения русским языком остро нуждаются дети, для которых этот язык является родным. Их, отметила Наталья Смирнова, можно объединять с детьми, которые изучают русский язык как неродной и уже добрались до третьей или четвертой ступени.

Подспорьем в обучении такой группы призвано стать специальное методическое пособие, разработанное ИРО. Выполняя предлагаемые в этом пособии задания, ребенок переходит от разговорного русского к русскому книжному - языку науки, публицистики, художественной литературы.

За многие годы, подчеркнула Наталья Смирнова, в Свердловской области фактически сложились три ресурсных центра, которые охватывают все уровни образования. За уровень дополнительного профессионального образования в этой связке отвечает ИРО. В сотрудничестве со школой № 147 и центром содействия межнациональному образованию «Этносфера» Институт разработал и выпустил специальные методические пособия. Педагоги - как школ, так и детских садов - могут пройти 80-часовую программу «Методика обучения русскому языку как неродному». Желание перенять этот опыт выразили многие участники вебинара.

С нового учебного года, отметили собеседники, в школе № 147 планируется ввести курс русского языка как иностранного для родителей. Ведущий вебинара в свою очередь отметил большое количество подключений из Донецкой народной республики, для учителей которой, судя по всему, обсуждавшийся вопрос очень актуален. Запись вебинара

На стажировке Академии Минпросвещения России в Екатеринбурге встретятся представители 44 регионов

Более чем вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось число регионов, которые делегируют представителей своих организаций дополнительного педагогического образования в Екатеринбург на новую общероссийскую стажировку Академии Минпросвещения России. Она пройдет 18-20 мая на площадке ИРО Свердловской области.

Предыдущая стажировка в Екатеринбурге состоялась в марте 2021 года и объединила более сотни руководителей различных организаций сферы образования из 18 регионов России. На этот раз заявок на участие снова больше ста, но уже из 43 субъектов РФ, если не считать Свердловской области. Лидерами по количеству участников стали ее соседи - Челябинская область и Пермский край. В их делегации входят соответственно десять и восемь специалистов.

Обучение по программе «Управление качеством дополнительного профессионального педагогического образования», которую разработала Академия Минпросвещения, займет три дня. Первый день, 18 мая, будет посвящен разговору о единой системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и роли в ней региональной системы ДППО.

Во второй день участники стажировки разберут подходы к реализации адресного, персонифицированного повышения квалификации. Примером здесь станет модель реализации непрерывного профессионального развития педагогов Свердловской области, которую представят сотрудники ИРО. В третий день речь пойдет о результативности системы ДППО. Завершится стажировка круглым столом и итоговой аттестацией.







источник

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"