Информационная культура как я ее себе представляю

Информационная культура, как я ее себе представляю (учитель истории МОУ СОШ №23 Пермякова Е.М.)

Начиная разговор об информационной культуре, необходимо учитывать, что история информационной культуры насчитывает тысячелетия. В разное время её потрясали информационные кризисы, связанные с накоплением и переработкой информационных потоков. Появление письменности принято называть первой информационной революцией, «приведшей к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям».[1] Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в). Очередной информационный кризис, названный третьей информационной революцией обусловлен изобретением электричества (конец XIX в). Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в) связана с появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое. Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности. Информационная культура, как категория развивающегося информационного общества, рассматривается как общая теория образования человека в рамках нового типа цивилизационного развития, это способ информационного производства лежащий в основе современной человеческой деятельности и во многом определяющий тип существующей культуры.

Информационная культура, по мнению исследователя О.И. Соколовой, на современном этапе цивилизационного развития понимается как: «новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение».[2] Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры, и информационная культура педагога подразумевает: активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающимися на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, на воспитании соответствующего уровня информационной культуры у потребителя, т.е. обучающихся.

Информационная культура в образовании, как процессе социализации личности, включает в себя следующие компоненты:- культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство);- культуру выбора информации (системный взгляд на информационную среду жизни общества; умение анализировать информационную обстановку);- культуру поиска (знание информационных услуг, предлагаемых библиотеками, и поисковыми системами;- культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);- культуру освоения и использования информации (публикационная активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности);- культуру пользования компьютерной и оргтехникой;- культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);- культуру распространения информации. Современное образование, отвечая на запросы общества в формировании информационной культуры создает собственные рефлексии. Так, например, решается данная проблема в:

Государственное общеобразовательное учреждение
Центр образования Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Межшкольный центр информационной культуры «ИНТЕЛЛЕКТ»

Основными целями деятельности Центра образования являются:

  • формирование информационной культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ по информатике, программ профессиональной подготовки и дополнительного образования по информационным технологиям в интересах личности, общества, государства;
  • воспитание информационно грамотной, интеллектуально и духовно развитой личности, способной творчески участвовать в социальных преобразованиях общества, готовой к профессиональной деятельности и дальнейшему обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях различного профиля;
  • формирование и ресурсное сопровождение информационной среды образовательной системы Пушкинского района. http://www.mcik.ru/

В Высшей школе существует множество учебников по информационной культуре. Разработаны профильные курсы по данной дисциплине: Курс "Информационная культура" - профильный курс в программе заочной школы "Юный менеджер" Томского государственного университета, предназначенный учащимся 9-го и 10-го классов. Программа курса рассчитана на 36 часов обучения в каждом классе: 10 часов отводится на лекционные занятия, 1 час - семинарские занятия, 2 часа - консультации, 21 час - на самостоятельную работу, 2 часа - контрольные работы. Лекционные, семинарские занятия и консультации осуществляются с применением технологий спутникового вещания, средств и технологий сети Интернет (Chat, видео- и телеконференции). http://ido.tsu.ru/schools/man/prog.php?prog=infcult



1. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. - М., 1998. http://ito.edu.ru/2006/Samara/IV/IV-0-6.html
[2] Соколова О.И. Информационная культура преподавателя как необходимый компонент современного образования. http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2003_1/08sokolova.htm

Другие материалы по теме

Форумы регионального портала "Образование Урала":

Информационная культура как я ее себе представляю

Уровень образования:

Общеобразовательный уровень
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"