1.2. Палкинские каменные палатки. Проект 1.

Следующий объект показа - Палкинские каменные палатки (рис. 14), расположенные на полуострове Гамаюн (рис. 15).

Рис. 14. Палкинские каменные палатки (фото Семеновой Н.А.)Рис. 14. Палкинские каменные палатки (фото Семеновой Н.А.)
Рис. 15. Полуостров Гамаюн (фото Семеновой Н.А.)Рис. 15. Полуостров Гамаюн (фото Семеновой Н.А.)

Палкинские каменные палатки возвышаются к юго-западу от поселка Палкино. Гранитные и гранодиоритовые скалы образуют здесь гребень длиной 300-400 метров, вытянутый с юго-запада на северо-восток. Эти каменные палатки - остатки древних вулканов. Гранит, в отличие от известняка, очень твердая горная порода (рис. 16)

Рис. 16. Гранитные каменоломни (фото Семеновой Н.А.)Рис. 16. Гранитные каменоломни (фото Семеновой Н.А.)

При разрушении образует гранулы (отсюда и название породы), состоящие из трех компонентов: кварца, полевого шпата и слюды. Граниты относятся к кислым интрузиям (подземным магматическим телам), и более чем другие породы подвержены выветриванию. В процессе охлаждения гранитной магмы на разных глубинах в ней появлялись вертикальные и горизонтальные трещины. В результате длительного выветривания возникли многочисленные матрацевидные плиты, которые, «накладываясь» друг на друга, образовывали каменные «палатки», или шиханы, внешне напоминающие причудливые столбы, башни, пирамиды или замки-крепости. Гранитные останцы почти всегда находятся среди леса и лишь в редких случаях превышают по высоте уровень окружающих деревьев. Почему скалы имеют такие причудливые формы и напоминают фигуры людей, животных или даже фантастические сооружения? Было время, когда думали, что странные нагромождения каменных глыб - дело рук сверхъестественной силы. Отсюда и названия многих из них - Чертово Городище, Чертов Стул, Чертов Палец и др. Позднее высказывались предположения, что имеющиеся в скалах-останцах ниши, округлые углубления, гигантские ступени сделаны первобытными людьми. Современная геологическая наука достоверно доказала, что скалистые обнажения - результат длительного развития гор и их разрушения: тысячи лет вода, солнце, лед и ветер, мхи и лишайники превращали горные породы в своеобразные каменные палатки. Палкинские каменные палатки являются археологическим памятником. В 1950-х годах группа археологов под руководством Елены Николаевны Берс нашли в этих местах остатки глиняной посуды (керамики) с рисунком, характерным для племен данной местности. Найденные предметы отнесли к Гамаюнской культуре (по месту нахождения) и установили, что их возраст составляет 2,5 тыс. лет. Также были обнаружены наскальные рисунки древнего человека эпохи раннего железа.

Так как гранитные останцы располагаются среди леса, вдали от дорог и селений, то нередко в дореволюционные годы они были местами проведения тайных собраний. Под прикрытием скал рабочие прятали оружие. Древние обитатели Урала под прикрытием каменных стен нередко устраивали свои жилища или жертвенники. На скалах совершались различные обрядовые церемонии.

Полуостров Гамаюн - далеко выдающийся в пруд красивый мыс, покрытый сосновым лесом паркового типа. Расположен в 10 км от Верх-Исетского завода. Добраться сюда всегда было легко: летом на лодке, зимой по льду. Места здесь укромные, заболоченные, хорошо подходящие для беглых, скрывавшихся от властей людей.

Откуда появилось такое сказочное название Гамаюн? Существует множество версий и предположений относительно этимологии этого слова. Остановимся на нескольких из них. Согласно этимологической версии понятие «гамаюн» можно объяснить, исходя из трех источников. Первый - тюркский, с выходом на Персию. Он означает «о, счастливый!».

Второй источник - западный. Само слово «гамаюн» стало активно проникать в русскую литературу в XYII-XYIII вв. из переводной (с латыни) литературы. «Здъ (на Мальдивских островах) обретается точию дивная птица гамаюн, яже и райская именуется» («География или Краткое земного круга описание». М., 1710). «Тут же видел четыре птицы, которые называются гамаяны, … положены в склянишных сосудах в двойное вино и с перцем» («Путешествие стольника Петра Андреевича Толстого», 1697-1699). Отсюда можно сделать вывод, что слово «гамаюн» означает «дивная птица».

В соответствии с третьим источником термин «гамаюн» имеет русские корни и может быть связан со славянским gameti - гаметь, кричать, шуметь, галдеть распространненом в Новгородской, Тульской, Владимирской, Курганской и др. областях. («Этимологический словарь славянских языков»). То есть это понятие славянское, чрезвычайно широко распространенное, имеющее подтверждение в суждениях В.И. Даля, определившего Гамаюна как крикуна, горлопана - от понятий гам, гомон, шум.

Другая версия - демидовская. В 1739 году Никита Никитович Демидов (младший сын родоначальника уральских заводов - Никиты Демидыча Антуфьева) покупает Ромодановскую волость в Калужском уезде Московской губернии и начинает здесь возведение железоделательного завода. Сотни мужиков и баб были согнаны на работы. В жесткие сроки требовалось построить плотину, молотовые фабрики. Новый хозяин перевел крестьян на положение полупролетариев. С земли согнал, а за работу на строительстве, а позже и на заводе, платить забывал. Протестовавших порол нещадно. Крестьяне возмущаться начали. В 1741 году крестьяне восстали, убили приказчика и ушли с работ. Никита Никитич поступил с ними «по-отечески»: троих человек казнил смертию, еще троих, бив кнутом, сослал в Сибирь, а прочих по жребию выпорол. В 1752 году ромодановские крестьяне снова забунтовали. Военная коллегия, бросив на подавление восстания два полка с артиллерией, сожгла село Ромоданово - рассадник свободомыслия, а жителей сослали на Каслинские, Кыштымские и Нижнесергиенские заводы. Так вот и проясняется, что «гамаюне» - это прозвище крестьян, населявших Ромодановскую вотчину. Откуда они получили такое странное прозвище? Один из основателей славного города Екатеринбурга, Василий Никитич Татищев в «Истории Российской» писал о существовании в XYI-XYIII вв. у русской аристократии фамильных знаков, которые на польский манер «за имяна гербам приложены»: род Татищевых имел знак и прозвище Нуздай, Голицыных - Гамар, Шереметьевых - Шеремет, Ромодановских - Гамаюн. Поэтому крестьяне вотчины князя Ромодановского звались гамаюнами. 70 с лишним лет владели гамаюны-ромодановские Калужской волостью. Калужские крестьяне носили свое гордое имя вплоть до 30-х годов ХХ века, а жители Нижнесергинского района Свердловской области - вплоть до сего дня, т.е. 300 с лишним лет. В 1921 году, когда после гражданской войны начал подниматься из разрухи Верх-Исетский завод, послали отсюда ходоков на маленькие уральские заводики. Дошли гонцы и до сергинских заводов, пообещали работягам жизнь сносную в городе. Так и прибыла еще одна община гамаюнов в Свердловск. По выходным рабочие с семьями на лодках пересекали Верх-Исетский пруд и гуляли на облюбованном ими мысу, песни пели, жгли костры. За эту привязанность мыс и получил гордое прозвище Гамаюн.

Мыс Гамаюн является археологическим, геоморфологическим и ботаническим памятником природы. Это место стоянки древнего человека. Доказательством этому служит найденный здесь могильник (2-й Палкинский могильник). Он был обнаружен случайно при земляных работах. В погребении были найдены следующие находки: тонкая бляха из белого металла с отверстием для подвешивания, три наконечника на ремни, две подвески в форме небольших овальных коробочек с крышками и ушками для подвешивания, сделанных путем склепки листов золотистой и красной бронзы, бронзовая четырехугольная и полая внутри пряжка, обкладка ножен от кинжала из красной меди с сохранившимися скобками для крепления и с орнаментом, обломки нижней части обкладки ножен и части медного набалдашника. Вещи и кости в 1906 году были переданы М.В. Стениным в музей УОЛЕ.

В начале ХХ века Е.М. Берс проводила археологические раскопки на полуострове Гамаюн, в ходе которых было найдено множество предметов. Все находки были отнесены к гамаюнской культуре. В эпоху поздней бронзы население этой культуры - охотники и рыболовы - продвинулись из северного Зауралья к югу вплоть до лесостепи. Встретив сопротивление местных племен, они строили укрепленные поселения. Жилища эти были наземными, пол из обструганных плах, намазанных глиной, бревенчатые стены скреплялись наружными и внутренними столбами. Округлые очажные ямы были обмазаны глиной. За пределами жилищ находились хозяйственные ямы, очаги и две мастерские: одна - по производству камня, другая - по изготовлению металлических орудий. Большую часть находок составляли фрагменты сосудов и изделия из черного кремнистого сланца: наконечники стрел, ножи, скребки. Основные орудия изготовлялись из камня. С выплавкой меди связаны глиняные литейные формочки для отливки пуговиц и украшений. У горшков гамаюнской культуры короткая шейка, резко преходящая в реповидное или округлое тулово и маленькое плоское дно. Две трети сосуда украшались рядами оттисков, прокатанных глиняным штампом, оставляющим многорядовые волны, а также крестовым орнаментом. Найдены глиняные штампы в форме сердечка (рис. 17).

Рис. 17. Керамические изделия, найденные на полуострове ГамаюнРис. 17. Керамические изделия, найденные на полуострове Гамаюн

А как давно поселился древний человек и начал осваивать территорию Оброшинского парка и вообще территорию современного Екатеринбурга? Об этом могут рассказать археологические памятники, во множестве открытые в окрестностях города и непосредственно в этом парке.

Археологические памятники в окрестностях города Екатеринбурга были обнаружены в конце XIX века при строительстве железной дороги. Их изучением занялись ученый секретарь Уральского общества любителей естествознания О.Е. Клер и его коллеги - М.В. Малахов, В.Я. Толмачев, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие. Обнаруженные в ходе археологических изысканий находки составили основу археологического отдела музея УОЛЕ, пополнили колекции Эрмитажа и Музея антропологии и этнографии Академии Наук в Санкт-Петербурге; их можно встретить в фондах музеев Женевы, Парижа, Хельсинки, Вены, Вашингтона, Будапешта.

В 2.5 км к северо-востоку от поселка Палкино, на низком берегу древнего проточного озера, расположился археологический памятник Исетское Правобережное I - поселок неолитического поселения (VI-V тыс. до н.э.), занимавшегося, согласно анализу артефактов, сетевым рыболовством и охотой. Жилища этих людей, слегка углубленные в землю, представляли собой каркасно-столбовые конструкции с бревенчатыми крышей и полом. В интерьере для сооружения лежанок и «столиков» использовались природные каменные напластования и валуны. На территории памятника обнаружены мастерские по изготовлению орудий из камня: массивные шлифовальные плиты, наковальни, скопления кусков породы, заготовок орудий и законченных изделий. Жители поселка использовали для изготовления орудий свыше 50 различных пород и минералов, которые находили в радиусе около 70 км. Этот факт говорит о прекрасном знании населением природных богатств края.

В эпоху энеолита (III тыс. до н. э.) - времени начала знакомства с медью - установился более влажный и прохладный климат. По данным разведок устанавливается, что археологические памятники располагаются теперь на более высоких берегах рек и озер. В это время усилился процесс заболачивания озер, заметно сократились возможности для рыболовства. На острове Макуша фиксируется энеолетическое поселение. На верхней площадке сохранились следы овального жилища, осколки посуды и каменный инвентарь.

Полуостров Гамаюн заселялся неоднократно со времен мезолита (YIII-YII тыс. до н.э.). В эпоху энеолита на верхней площадке располагался ряд мастерских по производству каменных орудий, а на нижней части - поселение из двух жилищ, принадлежащих аятской археологической культуре. На полу одного из жилищ найдено тальковое изображение человека-совы.

На обоих памятниках следы своего пребывания (оригинальную посуду с изображением птиц - уток, гусей и лебедей и свидетельства металлургического производства) оставило население коптяковской культуры эпохи бронзы (II тыс. до н.э.). На памятнике Палатки I найдены пока единственные во всем регионе следы погребений этой культуры. По ряду черт они делятся на две группы: детские погребения с сосудиками и захоронения с бронзовыми вещами без сосудов. Появление детских погребений в жилище коптяковской культуры или около него, использование в них огненного ритуала связано с приходом в регион в конце третьего тысячелетия до н. э. новых групп населения и отражает процесс взаимоассимиляции культуры пришельцев с местной аятской.

Недалеко от Палкинских каменных палаток в эпоху бронзы существовал карьер по добыче гранитных блоков. Гранитные глыбы, которые до сих пор находятся в карьере, прекрасно сохранили следы технологии производства от следов разметки блоков, до следов снятия. Данный экскурсионный объект - гранитные каменоломни (см. рис. 16) расположен в 5 минутах ходьбы от Палкинских каменных палаток.

Город рос, поэтому появилась нужда в прочных строительных материалах. А граниты, отличающиеся особой прочностью, идеально подпадали под это определение. Поэтому, начиная с 1700 года, здесь, кроме известняков, стали добывать граниты. Огромные гранитные глыбы округлой формы предварительно обтесывали с помощью долот и зубил, превращали бесформенную глыбу в гранитный куб. Летом, обтесанные гранитные кирпичи вывозили по воде, а зимой по льду - волоком. До сих пор здесь сохранились обтесанные гранитные плиты.

Технологическая карта экскурсии

Тема экскурсии: «Памятники природы и археологии Оброшинского лесопарка»

Продолжительность (ч.): 4-5 часов

Протяженность (км): 6-7 км

Авторы-разработчики: Плетенева Н.Л., Семенова Н.А. Научные консультанты: Ерохин Н.Г., Чаиркин С.Е.

Содержание экскурсии: пешеходная краеведческая экскурсия по уникальным памятникам природы и археологии Оброшинского лесопарка.

Маршрут экскурсии: Екатеринбург - ст. Палкино - пос. Палкино - Транссибирская магистраль - верховья реки Исеть -пос.

Оброшино - Оброшинский рудник - Графская пристань - Верх-Исетский пруд - Палкинские каменные палатки - полуостров Гамаюн - Гранитные каменоломни - ст. Палкино - Екатеринбург

Маршрут

Места остановок

Объекты показа

Время

Основное содержаниеинформации

Указания поорганизации

Методические указания

1 2 3 4 5 6 7
Ст. «Палкино» - пос. Палкино Ж/д станция «Палкино» Пос. «Палкино» 15 мин Этимология названия, самобытность местных жителей.Археологические находки в Палкинском районе: Палкинское городище и святилище. Пройти по ж/д платформе вперед до начала моста. Рассказ ведется при одновременном панорамном осмотре экскурсантами поселка и окрестностей. Использовать прием вопрос-ответов, раскрывая историю образования названия поселка. Рассказывая о коренных народах, населявших данную местность, использовать прием объяснения, а также материалы из «портфеля экскурсовода» (фотографии - внешний вид манси, их жилищ, найденных украшений).
Пос. «Палкино»-Транссибирская магистраль - верховья реки Исеть - Решетский рудник В 20-25 м от ж/д станции Палкино Ж/д линия - река Исеть (заболоченная часть) 15 мин 1.Транссиб: история создания; стратегическая значимость.
2. Река Исеть: исторические события, связанные с данным местом (выбор места под строительство плотины).
Спуститься вниз по лестнице и пройти по хорошей асфальтовой дороге вдоль пруда 20-25 м. Расположить группу так, чтобы хорошо просматривалась ж/д линия, река, а также близлежащие объекты. Использовать прием справки, объяснения и прием предварительного осмотра.

Инструктаж о правилах безопасности на автомобильных дорогах.

Решетский рудник Остановка, где ранее находился рудник Геологическая характеристика месторождения.
Значимость рудника в те времена.
Верховья реки Исеть - пос. Оброшино В 50 м от предыдущего места остановки 1. пос. Оброшино;
2. Карьер Оброшинского рудника (стоянка, пикник).
20 мин 1. Этимология названия поселка; Исторические сведения; Пройти вперед по асфальтовой дороге и после поворота свернуть на лесную тропинку. Идя по лесной тропе обратить внимание группы на лесной фонд лесопарка, следы зверей (в зимнее время), птиц и др. Использовать прием вопрос-ответ, рассказывая об истории возникновения названия поселка. Прием предварительного осмотра.
пос. Оброшино-Оброшинский рудник (стоянка, пикник) Карьер рудника Оброшинский рудник;Сохранившиеся известняковые выходы 60 мин Исторические сведения;Геологический экскурс;Значимость месторождения в прошлые времена. С лесной тропинки выйти на грунтовую дорогу, вдоль которой с левой стороны открывается вид на карьер. На данной остановке экскурсантам предоставляется время для отдыха, перекуса, сбора минералов, следовательно, следует рассказать о правилах поведения в лесу, об организации стоянки, розжига костра и др. Использовать материалы из «портфеля экскурсовода» (образцы известняка, мрамора). Использовать прием вопросов-ответов.
Оброшинский рудник - Графская пристань Берег Верх-Исетского пруда Искусственно созданные пристани «Графская», «Советская». 20 мин История создания; предназначение, интересные находки. Вновь выйти на грунтовую дорогу и по ней дойти до берега Верх-Исетского пруда (50 м). Расположить группу таким образом, чтобы хорошо просматривались противоположные берега. Обратить внимание на останки свай ранее существовавших помостов пристани. Использовать прием предварительного осмотра, зрительной реконструкции, при рассказе прием объяснения.
Графская пристань - Верх-Исетский пруд 1. Варнатский кряж;2. Гора Хрустальная;3. Верх-Исетский пруд и острова 30 мин 1. Этимология названия; события, связанные с данным местом.2. Общая информация о карьере.3. История образования пруда; краткая характеристика полуостровов и островов; их значимости для города.4. Возможности для отдыха. Идти по грунтовой дороге, вдоль берега Верх-Исетского пруда, делая периодические остановки при показе объектов Использовать прием вопросов-ответов и объяснения, описывая события, связанные с происхождением названия кряжа. При показе использовать прием предварительного осмотра.
Вер-Исетский пруд - Палкинские каменные палатки Полуостров Гамаюн 1.Палкинские каменные палатки 20 мин История образования; геологический экскурс; археологические находки в этом районе. По грунтовой дороге дойти выходов гранитных останцев. Дать время для самостоятельного осмотра каменных палаток. Использовать прием объяснения, вопросов-ответов, зрительного сравнения, материалы «портфеля экскурсовода» (образцы гранита). Использовать прием панорамного показа.
Полуостров Гамаюн Полуостров Гамаюн Мыс Гамаюн 20 мин Географическое положение; этимология названия (версии); исторические события, связанные с данным местом. Вновь выйти на грунтовую дорогу, пройти по ней назад 10 м и с правой стороны можно будет наблюдать гранитные выходы и беспорядочно разбросанные гранитные прямоугольные плиты. Подвести группу к гранитным плитам, показать следы от зубил. Дать время для самостоятельного осмотра. При рассказе использовать прием описания, при показе прием локализации событий.
Гранитные каменоломни Гранитные обтесанные плиты 15 мин Предназначение испособы добычи, обработки и вывоза гранитных плит с каменоломни.

Далее экскурсионная группа по лесной тропе следует на станцию Палкино, где начиналась экскурсия, и возвращается в Екатеринбург.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон [с изм. на 17 января 2007г.]
  2. О защите прав потребителей [Текст] : федер. закон от 07 февраля 1992г. № 2300-1.
  3. Об охране окружающей среды [Текст]: федер. закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ
  4. Об образовании в Свердловской области [Текст]: закон Свердл. обл. [с изм. на 27 декабря 2004г.]
  5. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области [Текст]: утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 03 августа 1999 г. № 897-ПП.
  6. О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования Свердловской области [Текст]: закон Свердл. обл. утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2006 г.

  7. О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области [Текст]: постановление Свердл. обл. от 22 декабря 2005г. № 1107-ПП
  8. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации [Текст]: прилож. 1 к приказу Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности».
  9. Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области [Текст] : постановление Правительства Свердл. обл. от 17 января 2001 г. № 41-ПП.
  10. Архипова, Н. П. Заповедные места Свердловской области [Текст] / Н. П. Архипова. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1984.

II. Литература

  1. Архипова, Н. П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей [Текст] / Н. П. Архипова. - Екатеринбург: Аква-Пресс, 2001.
  2. Берс, Е. М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей [Текст]. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1964.
  3. Екатеринбург - туристический центр, где встречаются Европа и Азия [Текст] : стратег. проект. - Екатеринбург, 2005. - 50 с.
  4. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б. В. Емельянов - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004.
  5. Кротова, Е. Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: стратегические приоритеты развития [Текст] / Е. Л. Кротова. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.
  6. Масленников, Е. П. Урал - туристская страна [Текст]: путеводитель / Е. П. Масленников, П. Истомин, Р. Б. Рубель Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1964.
  7. Масленников, Е. П. По окрестностям Свердловска [Текст] / Е. П. Масленников, Р. Б. Рубель. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1978.
  8. Молодкин, П. Ф. Школьное географическое краеведение [Текст] / П. Ф. Молодкин. - Ростов н/д.: Ростовский ун-т, 1977.
  9. Наливкин, Д. В. Геологическая история Урала. Академия наук СССР совет по научно-технической пропаганде [Текст] / Д. В. Наливкин. - Свердловск: ОГИЗ-СВЕРДЛГИЗ, 1934.
  10. Огородников, В. Н. Листая страницы каменной книги. Искатели самоцветов [Текст] / В. Н. Огородников, Ю. А. Поленков, В. В. Григорьев. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.
  11. Оленев, А. М., Шувалов Е.П. География Свердловской области [Текст] / А. М. Оленев, Е. П. Шувалов. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1973.
  12. Особо охраняемые природные территории: парки, скверы и родники города Екатеринбурга [Текст]. - Екатеринбург: Уральский следопыт, 2004.
  13. Свердловская область [Текст] : путеводитель Ле Пти Фюте. - М.: Авангард, 2003.
  14. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм [Текст]: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2003.
  15. Сокровищница Уральских недр [Текст]: справ. - путеводитель по Уральскому геологическому музею. - Свердловск: Свердловское книжное изд-во, 1957.
  16. Тренин, И. М. Экскурсии с учителями и учащимися I-IY классов [Текст] / И. М. Тренин. - М.: Учпедгиз, 1963.
  17. Туристские маршруты по Среднему Уралу [Текст] / сост. В. А. Гензель. - Свердловск: Областное государственное изд-во, 1952.
  18. Экскурсия как педагогический процесс [Текст]: метод. рек. - М.: Центральный совет по туризму и экскурсиям, 1983.
  19. Колмакова, В. В. Памятники древности в окрестностях Екатеринбурга [Текст] / В. В. Колмакова // Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии: материалы Междунар. науч. - прак. конф. под эгидой ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г. - Т II. - Екатеринбург: Из-во Урал. ун-та, 2002.
  20. Старков, В. Памятники истории и культуры Свердловской области и их место в развитии туризма на Урале [Текст] / В. Старков // Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии: материалы Междунар. науч. -прак. конф. под эгидой ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г. - Т II. - Екатеринбург: Из-во Урал. ун-та, 2002.
  21. Котелевская, Я. В. Условия использования природной среды в рекреационных и образовательных целях [Текст] / Я. В. Котелевская // Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии: материалы Междунар. науч. - прак. конф. под эгидой ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г. - Т III. - Екатеринбург: Из-во Урал. ун-та, 2002.
  22. Лагусев, Ю. М. Педагогика экологического туризма [Текст] / Ю. М. Лагусев // Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии: материалы Междунар. науч. - прак. конф. под эгидой ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г. Т III. - Екатеринбург: Из-во Урал. ун-та, 2002.
  23. Смирнов, Д. В. Профессиональное самоопределение личности в дополнительном туристском образовании [Текст] / Д. В. Смирнов // Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии: материалы Междунар. науч. -прак. конф. под эгидой ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г. Т IY. - Екатеринбург: Из-во Урал. ун-та, 2002.
  24. 34. Бакулин, В. М. Методические аспекты экскурсионной деятельности [Текст] / В. М. Бакулин // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 10.
  25. Беликова, Н. А. Экскурсии. Опыт проведения [Текст] / Н. А. Беликова, А. В. Ковалевич // География в школе. - 2005. - № 3.
  26. Грибанова, К. Е. Учебные экскурсии: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / К. Е. Грибанова, А. А. Журин // Химия в школе. - 2005. - № 8.
  27. Константинов, Ю. С. Развитие ученических экскурсий в России (середина XIX - начало XX века) [Текст] / Ю. С. Константинов // Дополнительное образование. - 2003. - № 4.
  28. Нестеров, Е. М. О геологии, экскурсиях и системном мышлении [Текст] / Е. М. Нестеров // География в школе. - 2002. - № 7.
  29. Романенко, Н. Краеведение - путь к познанию своей родины [Текст] / Н. Романенко // Народное образование. - 2001. - № 4.
  30. Скурыдин, С. Тере -Я - река аборигенов [Текст] / С. Скурыдин // Уральский следопыт. - 2004. - №6.
  31. Трубецкой, В. Гамаюны на Урале [Текст] / В. Трубецкой // Уральский следопыт. - 2004. - №4.
  32. Трусов, В. Места вогулов Палькиных [Текст] / В. Трусов // Уральский следопыт. - 2001. - №9.
  33. Об организации учебно-тематических экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России [Текст] // Образование в документах. - 1998.- № 24.
  34. Уральский меридиан [Текст] / ГОУДОД Центр дополнительного образования для детей «Дворец молодежи»; отделение туризма и краеведения / сост. И. Ю. Родионова // Информационный вестник. - 2005. - №13.
  35. Барашкина, С. Чувствовать природу: Особенности проведения экскурсий в курсе естествознания [Текст] / С. Барашкина // Начальная школа. - 2002. - № 35. - (прил. к газете «Первое сентября»)
  36. В гости к гамаюнам [Текст] // Открой свой мир. - 2006. - №2.
  37. Демидова, М. Интегрированные естественнонаучные экскурсии [Текст] / М. Демидова // Физика. - 2000. - № 20. - (прил. к газете «Первое сентября»)
  38. Козлов, В. Цели и возможности школьного краеведения [Текст] / В. Козлов // Уральский музей. - 2006. - № 3.
  39. Родионова, И. Ю. Урал - земля золотая [Текст] / И. Ю. Родионова // Уральский музей. - 2006. - № 3.

III. Электронные ресурсы

  1. Информационно-аналитический портал Информ-Экология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.informeco.ru
  2. Международный научный педагогический Интернет-журнал [Электронный ресурс]: Образование: исследование в мире. - Режим доступа к журн.: www.oim.ru
  3. Воронова, С. Н. Практика регионализации исторического образования [Электронный ресурс] / С. Н. Воронова; проект «Ахей». - Режим доступа: http://mmj.ru
  4. Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.3711996.ru

Другие материалы по теме

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта