4.1. Познавательная автобусная экскурсия. Проект 4

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АВТОБУСНАЯ ЭКСКУРСИЯ
«ЕКАТЕРИНБУРГ - ПРАВОСЛАВНЫЙ»

Известно, что ста шестнадцати большим и малым городам России присвоен статус исторических. Пятнадцать из них находятся на территории Свердловской области, и Екатеринбург - один из этих городов.

Историко-культурный потенциал Екатеринбурга огромен, поэтому наш город является центром притяжения не только российских, но и зарубежных туристов. Всплеск туристского интереса к столице Урала связан с возведением Храма на Крови на месте расстрела семьи Николая II. Однако этот храм - далеко не единственный православный храм Екатеринбурга, достойный внимания. Он - лишь одно из многочисленных звеньев в ожерелье православных храмов Екатеринбурга, украшающих город.

Сегодня в Екатеринбурге действует более 20 православных храмов и часовен.

Многие из них являются памятниками архитектуры. Некоторые из этих храмов становятся объектами экскурсионного показа в ходе обзорных, а иногда и тематических экскурсий по городу. Так, например, у Паломнического отдела Екатеринбургской Епархии имеется опыт проведения паломнических экскурсий по православным храмам города.

Однако тематической светской экскурсии по культовым объектам православия, в частности, по православным храмам, туристские фирмы города практически не предлагают.

Налицо противоречие между наличием в Екатеринбурге богатейшего историко-культурного потенциала культовых объектов православия и его незначительным и бессистемным использованием в целях туризма.

Из данного противоречия вытекает проблема более активного использования историко-культурного потенциала культовых объектов православия при разработке турпродукта, в частности, - при разработке экскурсионной услуги.

Выявленное противоречие и проблема определили цель исследования: разработать схему трассы автобусного маршрута и контрольный текст светской экскурсии «Екатеринбург- православный».

Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить историю православия на Урале.
  2. Описать архитектурные особенности культовых объектов православия.
  3. Раскрыть историко-культурный потенциал культовых объектов православия.
  4. Исследовать нормативно-правовую базу проектирования экскурсии.
  5. Разработать схему трассы автобусного маршрута, контрольный текст светской экскурсии «Екатеринбург - православный» и технологическую карту маршрута экскурсии.

В ходе решения первой задачи было выявлено, что православие пришло на Урал вместе с первыми русскими поселенцами и русской государственностью еще в ХIV веке. История же православных храмов Екатеринбурга ведет отсчет с 1712 года, с освящения Никольской церкви Уктусского завода.

Наиболее мощным размахом строительства культовых зданий ознаменован XVIII век. К 1885 году в Екатеринбургской Епархии, границы которой в то время почти совпадали с нынешними границами Свердловской области, имелось 428 церквей, 446 часовен, 2 мужских и 2 женских монастыря.

На рубеже 20-х и 30-х годов XX века, в связи с печально известной компанией по приведению храмов в «некультовый» вид, часть церквей была полностью уничтожена, а часть обезображена, лишена колоколен, куполов и крестов.

В Екатеринбурге к началу 1930 года были закрыты все церкви, кроме Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище.

Однако отношение государства к церкви начало меняться с началом Великой Отечественной Войны. Переломным же в государственно- церковных отношениях можно считать 1988 год, год празднования тысячелетия крещения Руси.

В Свердловской области на сегодняшний день действует более 300 православных приходов, 14 монастырей и скитов. Одиннадцать храмов являются культовыми памятниками XVIII века[1].

Говоря об особенностях архитектурных стилей православных храмов Екатеринбурга, необходимо отметить, что они соответствуют господствовавшему в ту или иную эпоху стилю общегражданской архитектуры.

Так, например, для храмовой архитектуры XVIII века характерен стиль московского барокко (его элементы явно прослеживаются в архитектурных формах Вознесенской церкви). Для архитектурного облика первой половины XIX века характерен классицизм (в этом стиле выстроен комплекс церквей Ново-тихвинского монастыря, в т.ч. Александро-Невский собор и свято-Троицкий кафедральный собор на нынешней ул. Куйбышева).

Для храмовой архитектуры второй половины ХГХвека характерна эклектика, т.е. смешение различных стилей (она хорошо просматривается в Иоанно-Предтечинской церкви при Ивановском кладбище).

Исследовав историко-культурный потенциал православных храмов Екатеринбурга и изучив нормативно-правовую базу проектирования экскурсионной услуги, мы приступили к разработке схемы автобусного маршрута. Для этого, прежде всего, было необходимо определить объекты экскурсионного показа.

При выборе действующих православных храмов Екатеринбурга, включаемых в маршрут, мы руководствовались несколькими критериями:

  1. Объект должен обладать значительным историко-культурным потенциалом, позволяющим раскрыть одну из значимых страниц истории православия.
  2. Объект должен быть расположен на кольцевом маршруте, максимально позволяющем выдержать хронологическую последовательность рассказа об истории православия и церковного строительства в Екатеринбурге.

В результате изучения различных комбинаций мы остановили свой выбор на 8 культовых объектах, расположенных на кольцевом маршруте длиной 8,5 км. Время автобусно-пешеходной экскурсии по этим объектам составляет 3 -3,5 часа.

В маршрут включены следующие объекты:

  1. Вознесенская церковь (1792 - 1818г.г.), в архитектурных формах которой прослеживается позднее барокко, классицизм и «русско-византийский» стиль. Находится у Дворца творчества учащихся.
  2. Свято-Троицкий Кафедральный собор (1818 - 1852гг.), построенный в стиле классицизма. Расположен рядом с Атриум - Палас - отелем.
  3. Екатеринбургский Горно-Уральский Ново - Тихвинский женский монастырь (1809г). Расположен в Зеленой Роще.
  4. Собор Александра Невского (1814 - 1836г.г.), построенный в стиле русского классицизма. Расположен в Зеленой Роще.
  5. Александро-Невская часовня (1881 - 1890г.г.). Находится на территории дендрологического парка у цирка.
  6. Иоанно-Предтеченская церковь (1846 - 1860г.г.). Ее архитектура основана на элементах «русского» стиля с включением барочных деталей. Это единственная церковь, действовавшая все годы советской власти и 30 лет бывшая кафедральным собором. Расположена напротив центрального стадиона.
  7. Екатерининская часовня на месте бывшего Екатерининского Горного собора (1723 - 1930г.г.). Расположена за памятником де Генину и Татищеву у фонтана на площади Труда.
  8. Храм на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (1992 - 2003г.г.) - мемориальный храм на месте снесенного в 1977г. дома Ипатьева, в котором в июле 1918 года была расстреляна семья Николая II - последнего Российского императора.

Рис. 1. Схема автобусного маршрута тематической экскурсии «Екатеринбург православный»Рис. 1. Схема автобусного маршрута тематической экскурсии «Екатеринбург православный»Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Схема трассы маршрута изображена на рисунке 1.

Контрольный текст тематической экскурсии повествует об основных этапах православия на Урале и знакомит с православными храмами - памятниками архитектуры Екатеринбурга (приложение 1).

Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «ЕКАТЕРИНБУРГ ПРАВОСЛАВНЫЙ»

Христианство и Церковь пришли на Урал с русской государственностью и с русским населением в XIV веке. Коренное население Урала состояло из племен коми, и было сплошь языческим. Первым просветителем уральской земли считается епископ Пермский Стефан. Он силой убеждения в короткое время обратил в православие большое число язычников.

Церковная история Екатеринбурга начинается с освященной в 1712 году Никольской церкви Уктусского завода, основанного в 1702 году и являвшегося старейшим поселением на территории современного города. До 1726 года, пока в Екатеринбурге не была освящена собственная Екатерининская церковь, жители его были прихожанами Уктусской церкви. Первая деревянная мазанковая церковь святой Екатерины (во имя ангела - хранителя императрицы Екатерины Алексеевны, благодаря благоволению которой было получено официальное разрешение на строительство города) в Екатеринбурге была заложена 1 октября 1723 года и освящена 26 февраля 1726 года. Она просуществовала до 1747 года.

В XVIII веке начинается период самого мощного церковного строительства в истории города, когда были сооружены крупнейшие соборы города. Екатеринбург был основан как центр всей горной и металлургической промышленности Сибири. В те годы ему подчинялись рудники и заводы почти по всей России. Это и определило огромный размах строительства культовых зданий.

В конце 20-х начале 30-х годов XX века по всей стране проходила печально известная кампания по приведению храмов в «некультовый вид». По велению чиновников одни Екатеринбургские церкви были уничтожены, а другие обезображены, лишившись своих куполов и крестов, отданы под склады и заводские помещения. А ведь, накануне Первой мировой войны в Екатеринбурге насчитывалось около 40 православных храмов и несколько культовых сооружений других вероисповеданий. В городе было три собора: Екатерининский, Александро-Невский, Богоявленский; три кладбищенские церкви: на Ивановском, Михайловском, Старообрядческом кладбищах. Несколько церквей действовали при учебных заведениях - училищах и гимназиях. Некоторые богатые купцы и промышленники имели и домовые церкви.

Долгие годы жители нашего города были вынуждены обходиться единственным храмом - Иоанно-Предтеченским собором.

В конце 80-х годов XX века в нашей стране началась массовая регистрация общин и возвращение старых храмов. Так в 1988 году была возвращена Спасская церковь на Елизавете. А в 1996 году возвращен Свято-Троицкий собор. Вообще, за последнее десятилетие восстановлено множество церквей, а также построены новые.

Сегодня в Екатеринбурге действует более 20 православных храмов и часовен.

Первый экскурсионный объект - Вознесенская церковь (рис. 2).

Рис. 2. Вознесенская церковьРис. 2. Вознесенская церковь

Церковь имеет смешанные архитектурные формы: позднее барокко, классицизм, и «русско-византийский» стиль.

Церковь Вознесения Господня - каменная двухэтажная церковь с шестью престолами. Три придела расположены на первом этаже: срединный - Рождества Богородицы, северный - святителя Митрофана, южный - во имя явления Казанской иконы Божьей Матери. Три придела расположены на втором этаже: главный - Вознесения Господня, северный - святого пророка Илии, южный - Благовещения Пресвятой Богородицы.

Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, для чего были использованы бревна, перенесенного сюда деревянного придела первой деревянной Богоявленской церкви. Здание её располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьевского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября 1770 года. В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь.

Здание новой церкви было заложено 16 мая 1792 года протоиреем Карпинским в 300 метра к востоку от прежней церкви в самой высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В.В.Татищева. Рождествобогородитская церковь на первом этаже была освящена 2 сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25 июля 1818 года. В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н.Шулаева, которая должна была изменить полностью её облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле. К зданию по бокам были пристроены двухэтажные пристрои с приделами на каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести. При этом полностью изменился фасад церкви, и немного была надстроена и изменена колокольня. Восточная часть храма не перестраивалась, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в 1920 году при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество. В 1922 году она, как и все церкви, пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. В 1926 году церковь была закрыта и в 1927 году была переоборудована под школу. Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако в начале 70-х годов музей «закрылся на ремонт», который длился около 20 лет и так и не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако первоначально был возвращен лишь второй этаж. К 1995 году был произведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка главного купола, покрытая стальным листом с титановым напылением. На данный момент восстановлен и первый этаж.

16 июля 1998 г в стенах этого храма, при правящем архиереи Екатеринбургской епархии Епископе Никоне (Миронове) и старшем священнике подворья иереи Алексии Горине, проходила церемония прощания с возможными останками императора Николая II и его близких.

Второй объект экскурсии - Свято-Троицкий кафедральный собор (рис. 3).

Рис.3. Свято-Троицкий кафедральный соборРис.3. Свято-Троицкий кафедральный собор

Единоверческая церковь Святой Троицы строилась довольно долго. Главная ее часть появилась приблизительно в 1818 году; она была построена местным старообрядческим обществом во главе с Якимом Рязановым (когда церковь построили, его сын Яков стал старостой прихода). Потом возникли южный и северный приделы, и в 1854 году к архитектурному ансамблю добавилась колокольня.

Церковь считалась одной из самых богатых в Екатеринбурге: в ней хранились высокочтимые иконы в серебряных и золоченых окладах, имелось древнее Евангелие и дарохранительница весом около 13 килограммов, украшенная самоцветами, - пожертвования И.Я. Рязанова. Рязановы собирались позолотить купола, но первая мировая война помешала им воплотить этот благочестивый замысел.

После установления советской власти при церкви было образовано религиозное общество, в котором было зарегистрировано более 300 человек.

В мае 1920 года из церкви в ходе кампании по изъятию церковных ценностей было изъято 5 пудов серебра (80 кг) и оклад с иконы Казанской Божией Матери с 132.брилиантами (вклад Императора Александра. I). Церковь по богатству оказалась на 5 месте в Екатеринбурге.

Церковь была закрыта в 1930 г. в ходе кампании по массовому закрытию церквей. Решение о ее закрытии было вынесено президиумом горсовета 17 февраля 1930 г. и подписано предгорсовета А.Н.Бычковой. В том числе в главном приделе под куполом были сооружены междуэтажные перекрытия для второго этажа, сооружена огромная лестница на второй этаж, выделено большое помещение для туалета. С наступлением демократии культурный центр сочли ненужным. Здание возвратили церкви - православной епархии. Теперь тут крестят, венчают и отпевают. В настоящее время храм имеет статус Кафедрального собора.

Истории монашества Свердловской области неразрывно связана с третьим объектом экскурсии - Екатеринбургским Ново-Тихвинским женским монастырем. На пересечения Александровского проспекта (ул. Декабристов) с Уктусской улицей (ул. 8 Марта) расположен комплекс строений екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря (рис.4.). Пройдя по осевой линии Александровского проспекта, можно подойти прямо к Святым воротам. Когда-то здесь была Надвратная Введенская церковь, акцентирующая главный вход, и по обе стороны от Надвратной симметрично расположенные Федосьевская церковь и церковь Пресвятой Богородицы.

Рис. 4. Комплекс Ново-Тихвинского женского монастыряРис. 4. Комплекс Ново-Тихвинского женского монастыря

При входе за воротами были еще две церкви - Успенская, очень старая, построенная в конце XVIII века, и Храм Всех Святых более позднего времени постройки. Во дворе располагались кельи и мастерские. И чуть в стороне - северней от этой группы построек - собор Александра Невского. Большая часть этих строений, хотя и в перестроенном виде, сохранилась. Сохранился и храм Александра Невского.

В конце XVIII века на этом месте было кладбище, там в 1782 году построили каменную церковь Успения Богородицы. Вскоре здесь была организована богадельня. В 1798 году она была признана официальной женской общиной: это и стало началом существования монастыря.

Указ об образовании екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был издан в 1809 году. За несколько десятилетий он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Строительство монастыря продолжалось в течение всего XIX века: шесть храмов, кельи, больница, богадельня.

Монастырский парк был обширен и ухожен, в нем были пруды, текла речка Монастырка. После посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать воротам более парадный вид: вот тогда и возник уникальный комплекс трех церквей. Апсиды тех церквей образовали три больших выступа в массивной стене монастыря, купола на ступенчатых барабанах создали силуэт входного ансамбля, простой и значительный, это был типично классический комплекс.

Он выглядит значительным даже теперь, когда куполов нет, а вместо Надвратной церкви стоит башня с тяжелыми зубцами.

В первые годы после революции монастырь еще продолжал действовать: монашки по специальному разрешению властей еще доставляли продукты для царской семьи, заключенной в Ипатьевском доме.

Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря был окружен высокой каменной оградой, стена сделана из кирпича и гранитных камней, по углам стояли круглые башни с куполами. И сегодня можно пройти по улице Народной Воли - вдоль старой монастырской ограды до старой угловой башни.

Долгое время в здании собора размещался краеведческий музей. А до музея здесь помещался военный склад, не особенно заботившийся о сохранности уникального архитектурного памятника.

В 1991 г. по требованиям верующих из образовавшейся Александро-Невской общины решением горсовета от 10 сентября 1991 г. собор был возвращён церкви, но лишь в 1992 г. был фактически передан верующим южный придел 1 этажа и только к 1994 г. был полностью освобождён от экспонатов 1 этаж. В 1993 г. начались переговоры с командованием Уральского военного округа о возвращении помещений монастыря Епархии.

В 1995 г. в Екатеринбурге восстановлен Ново-Тихвинский женский монастырь, который имеет в своем распоряжении только 1-й этаж Александро-Невского собора, надвратное помещение и Александро-Невскую часовню в Дендрологическом парке. Сегодня в монастыре полным ходом идут реставрационные работы. Он вновь является пристанищем монахинь и послушниц.

Следующий объект показа - Собор Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря - четвертый объект экскурсионного показа (рис. 5).

Рис.5. Собор Александра НевскогоРис.5. Собор Александра Невского

Храм был задуман в 1807 г., когда екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников изъявили желание построить для Общины при Успенском храме храм в честь Императора Александра I и во имя его ангела св. Александра Невского. После утверждения монастыря и окончания войны 1812 года храм был заложен 22 августа 1814 г., в память победы в Отечественной войне 1812 года. Первоначально был выстроен сравнительно небольшой двухэтажный храм с двумя приделами, по одному на каждом этаже, который был освящен 26 июня 1832 г. Но для стремительно развивавшегося монастыря здание стало тесным, и появилась мысль о его расширении, в результате которого, первоначальное здание пришлось разобрать почти полностью. Новое здание и было заложено в 1838 г.

Главный придел нового здания был освящён в 1852 г., Никольский придел в 1853 г., и Воскресенский придел был освящён в 1854 году.

Собор стал крупнейшим по площади церковным зданием города, вмещавшим до 6000 человек. Храм был холодным, и службы в нём проходили с мая по октябрь. Здание имело в длину 26 саж.(55,4 м), в ширину 16 саж.(34 м), имело 5 куполов и 3-ярусную колокольню с 1 колоколом. Храм был выстроен в классическом стиле и имел 3 классических портика перед каждым из трёх входов (см. рис. в приложение). Главный храм имел 2-ставный аркообразный золочёный иконостас с 48 иконами. В боковых приделах были 3-ярусные иконостасы, с 33-34 иконами в каждом, в том числе в Никольском приделе был золочёный иконостас. После установления советской власти с сентября 1920 г. храм был передан общине, организовавшейся при Успенской церкви и именовавшейся Тихвинским религиозным обществом. На богослужениях в нём, по сведениям милиции, собиралось до 5000 верующих.

В октябре 1925 г. храм был закрыт вместе с Успенской церковью по требованию командования военного городка и имущество из них изъято. Однако по жалобам верующих и архиепископа Григория (Яцковского) ВЦИК 19 января 1926 постановил возвратить здание Александровского собора верующим. И всё же, постановлением облисполкома 17 марта 1930 года он был закрыт.

В последующие годы в здании собора был воинский оружейный склад, в связи с чем в нем были сооружены мощные железобетонные перекрытия, превратившие его в 3-этажное здание. В 60-е годы здание было передано Краеведческому музею, который разместил в нём экспозиции отдела природы и фонды музея.

В 1991 году образовалась Александро-Невская община, которая потребовала возвращения собора. Решение о возвращении было принято городским советом 10 сентября 1991 г. после месячной голодовки членов общины перед зданием горсовета и поражения «августовского путча». Однако лишь в 1992 году общине был фактически передан южный Воскресенский придел и в нём начались службы. А освобождение остальных приделов на 1 этаже затянулось до 1994 года. К 1995 г. собор снова стал храмом возрожденного
Ново-Тихвинского монастыря.

В настоящее время Александро-Невский собор - это единственный действующий храм на территории монастыря. Пятиглавый собор в формах русского классицизма, возведенный по проекту архитектора М.П.Малахова, в плане представляет собой квадрат, усложненный выступом большой апсиды с востока, двумя шестиколонными портиками коринфского ордера с юга и с севера и пристроенной с запада колокольней.

Пятый объект экскурсии - Александро-Невская часовня Ново-Тихвинского монастыря (рис. 6).

Рис.6. Александро-Невская часовня Ново-Тихвинского монастыряРис.6. Александро-Невская часовня Ново-Тихвинского монастыря

Здание часовни хорошо известно, так как оно почти полностью сохранилось на территории дендрологического парка - прежней Хлебной площади.

Часовня была заложена в 1881 г. и завершена в 1890 г. как памятник в память отмены крепостного права и освобождения крестьян. Здание ее было выстроено в неорусском стиле, и является едва ли не единственным сохранившимся представителем этого стиля в церковной архитектуре Екатеринбурга. В нишах в стене, которые хорошо видны по бокам от входа, были укреплены мраморные доски: на одной из них был запечатлен текст Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостного права, а на другой было написано когда, кем и в память чего часовня была поставлена. Часовня относилась к Архиерейскому дому. Закрыта она была вероятно в 1933 году, когда одновременно были закрыты все часовни. Школьники и студенты многочисленных близлежащих школ и вузов нередко забегали в нее, чтобы поставить свечку перед экзаменом.

После закрытия она использовалась как сторожка или склад для садового инвентаря. Утратила маковку с крестом, но зато в нишах ее появились мозаики с изображением трав и цветов. В настоящее время она возвращена Епархии и передана общине Ново-Тихвинского монастыря. Отреставрирована в 1996году.

Шестым объектом показа является Иоанно-Предтеченская церковь - единственная церковь в городе, которая не была закрыта и в советский период (рис. 7).

Рис. 7. Иоанно-Предтеченская церковьРис. 7. Иоанно-Предтеченская церковь

Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали».

Церковь была заложена первоначально как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 года и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 года. В 1886 году с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила был заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших».

Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 года, а правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли мои печали», был освящён 3 июня 1888 года. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 и последующих годов).

После установления советской власти при церкви было образовано церковное общество, в котором зарегистрировалось 700 человек. На службах в ней присутствовало до 400 человек. Церковь эта приобрела особенное значение в жизни города в период наивысшего гонения на церковь.

Поскольку церковь одновременно стала кафедральным собором для сергианского направления, здесь служили до 1937 г. сергианские архиереи: архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий (Звездов), Серафим (Силычев), Симеон (Михайлов), Глеб (Покровский), епископ Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 г., одновременно с григорианским архиепископом Петром (Холмогорцевым). Остальные были арестованы в 1937 г. в разных городах страны и очевидно тоже расстреланы, так как никаких сведений о них после ареста не осталось.

После 1937 г. в церкви оставался лишь один священник отец Николай Адриановский, но и он из-за непосильных налогов в 1935. 1940 гг. на 1 год оставлял службу и уходил на фабрику.

После того, как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Иоанно-Предтеченская церковь снова стала Кафедральных собором, теперь уже Патриаршей церкви. С 1943 года Иоанно-Предтеченский храм уже остается главным храмом Екатеринбургской епархии. А учитывая, что с 60-х годов XX века Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала.

Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников. На Ивановском кладбище, на котором оказались утраченными многие могилы и памятники, все же сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ, хотя Ивановское кладбище было, конечно, беднее главного Екатеринбургского кладбища при Ново-Тихвинском монастыре.

Седьмой экскурсионный объект - Екатерининская часовня, построенная на месте снесенного Екатерининского горного собора. Часовня - это небольшая церковь без алтаря, в которой можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы (рис. 8).

Рис.8. Екатерининская часовняРис.8. Екатерининская часовня

Возведенная в 1998 году, в преддверии 275-летнего юбилея города, часовня на Площади Труда обозначает место, где стояла первая в Екатеринбурге церковь. Именно здесь, 1 октября 1723 года была заложена первая в нашем городе мазанковая церковь Во Имя Великомученицы Екатерины.

Её строили около двух с половиной лет и освятили 26 февраля 1726 г. (с этого времени она стала действующим храмом). Церковь была мазанковой, т.е. сложена из бревен, промежутки между которыми закладывались глиной. В 1747 г. она сгорела и на ее месте была возведена каменная, двухэтажная, с колокольней. Строилась новая церковь с 1758 по 1768 г., на государственные средства и на пожертвования екатеринбуржцев. Самые «черные» земляные работы и укладку фундамента делали каторжники, а кладку стен и куполов - каменщики из Соликамска. В 30-90-е годы XIXв. храм был несколько перестроен.

Екатерининский собор был наиболее величественным в городе. Он вмещал до 8 тыс. чел., имел длину 55,5 м, ширину 40,5 м, а колокольня со шпилем и крестом достигала высоты около 60 м. На колокольне, служившей одновременно дозорной и пожарной вышкой, красовались куранты - часы с боем.

О начале церковных служб и торжественных событиях возвещал звон девяти колоколов храма, весивших 21 т. В церкви было 5 иконостасов, главный из них - девятиярусный, весь вызолоченный. В храме имелось множество богослужебных предметов, сделанных из золота, серебра и уральских камней: в 1920-х гг. в Екатерининской церкви было изъято серебряных предметов общим весом 165кг.

Екатерининская церковь дала имя всей части города, расположенной на левом берегу Исети, - ее величали Церковной или Заречной стороной.

Храм был закрыт и взорван в 1930 году.

Заключительным объектом экскурсии является Храм на Крови (рис. 9).

Рис. 9. Храм на КровиРис. 9. Храм на Крови

Храм на Крови построен на месте снесенного в 1977 году дома Ипатьева, в котором семья последнего Российского императора находилась в заключении в 1918 году и была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Освящение и торжественное открытие православного мемориального Храма - на - Крови во имя Всех Святых, в земле российской просиявших, было совершено 16 июля 2003 года.

Уникально общественное значение Храма - это символ примирения русского народа, его исторического покаяния и, одновременно, символ возрождения России, что определяет значение Храма как общероссийского и европейского исторического и духовного центра.

Храм-памятник представляет собой сложный архитектурно-исторический и религиозный комплекс. Это пятикупольное сооружение общей площадью три тысячи квадратных метров и высотой шестьдесят метров. Архитектура здания решена в русско-византийском стиле. В комплексе расположено два храма: в цокольной части заупокойный Нижний Храм - на - Крови памяти Романовых, алтарь которого располагается рядом с местом расстрела царской семьи. Здесь же находится музей, экспозиция которого посвящена последним дням жизни Романовых, а также зрительный зал на 160 мест. Площадь Нижнего Храма - 2900 кв. м. Иконостас Нижнего Храма выполнен из фаянса, изготовленного на Сысертском фарфоровом заводе. Он состоит из 800 деталей.

Верхний Храм - во имя всех Святых - величественный златоглавый собор, знаменующий собой негасимую лампаду, зажженную в память о произошедшем на этом месте трагического события. Его площадь - 1450 кв.м. В нем создан уникальный мраморный иконостас 30 метров длинной и 15 метров высотой. Это самый большой мраморный иконостас, который когда- либо изготавливался в России. Выполнен он из белого мрамора. Помимо мрамора в отделке иконостаса использованы детали из бронзы, яшмы, малахита. В структуру Верхнего Храма включена сень над местом расстрела, которая также просматривается с верхнего уровня. Пространство «русской Голгофы» связывает два Храма, посвященных прошлому, настоящему и будущему России - это уникальный композиционный прием, не имеющий аналогов.

Отделка фасадов и интерьеров выполнена с применением гранита и мрамора. В облицовке Храма широко использовался гранит с преобладанием красных и бордовых цветов - как напоминание о пролитой когда-то здесь крови.

В ансамбль храма включён памятник царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома Ипатьева на расстрел. Высота памятника 9 метров, высота семи фигур - 3,5 метра.

В композиции памятника сочетаются несколько бронзовых фигур. Члены царской семьи изображены спускающимися вниз по винтовой лестнице наподобие той, которая была в доме Ипатьева. Центром композиции является православный крест, символизирующий христианское смирение, с которым царственные мученики приняли свою участь. Фигуры выполнены в экспрессивной манере, изображающей реальных людей в последние минуты их земной жизни. Памятник имеет художественную задачу: служить зримым напоминанием о трагедии, которая открыла путь к бесчисленным бедам братоубийственной гражданской войны.

Строительство Храма-памятника велось в течение трех лет. В общей сложности на строительство было затрачено 328 миллионов рублей.

Храм является наиболее посещаемым туристами, в том числе и высокопоставленными лицами, культовым объектом Екатеринбурга. Его посетил президент России Владимир Путин.

В приложении 2 представлена технологическая карта экскурсии.


Приложение 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии « Екатеринбург-Православный»

Продолжительность (ч.) 3-3,5 часа

Протяженность (км) 8,5 км

Авторы-разработчики: Плетенева Н.Л., Бахтиярова М.М.

Содержание экскурсии: посещение православных храмов Екатеринбурга с целью ознакомления с историей православия на Урале и современным состоянием культовых объектов - памятников архитектуры.

Маршрут экскурсии: Железнодорожный вокзал - ул. Якова Свердлова - ул. Первомайская - ул. Тургенева - Вознесенская пл., 1 (Вознесенская церковь) - ул. Тургенева - ул. Первомайская - ул. Карла Либкнехта - ул. Розы Люксембург, 57 (Свято-Троицкий Кафедральный Собор) - ул. Декабристов - ул. 8 Марта - Зеленая Роща,1 (Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь, Собор Александра Невского) - пер. Университетский - ул. Куйбышева - ул. 8 Марта - Дендрологический парк (Александро-Невская часовня) - ул. Малышева - ул. Репина, 6-а (Иоанно-Предтеченская церковь) - ул. Малышева - Главный проспект - Площадь Труда (Екатерининская часовня) -- Главный проспект - ул.Толмачева32 (Храм на Крови) - ул. Дзержинского - ул. Якова Свердлова - железнодорожный вокзал.


Продолжение прил. 2
Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсии до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания (логические переходы)

Железнодорожный вокзал

5

Вступительная беседа: знакомство с группой, тема экскурсии, ее продолжительность, цели и задачи.

Ознакомить экскурсантов с правилами поведения на экскурсии и в православных храмах. Стоя при включенном микрофоне.

Без движения автобуса

От железнодорожного вокзала до Вознесенской церкви

Вознесенская площадь

Вознесенская церковь

20

История православия на Урале с XIV по XVIII вв

По ходу движения автобуса

История Храма
Знакомство с архитектурными особенностями Храма

Выход из автобуса
Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно храм.
Дать время на фотографирование
Посещение Храма (женщины - в платках, мужчины - без головных уборов)

Приемы:
предварительный осмотр, зрительная реконструкция с помощью фотографии Храма из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение.

От Вознесенского церкви до Свято-Тоицкого кафедрального Собора

На стоянке около Собора

Свято-Тоицкий Кафедральный Собор

20

Информационная справка о дате возникновения Собора
Рассказ о строителе Храма - купце Я.М. Рязанове и о истории Храма
Знакомство с архитектурными особенностями Храма

Выход из автобуса
Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно храм.
Дать время на фотографирование
Посещение Храма (женщины - в платках, мужчины - без головных уборов) Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе

Использование приема объяснения, приема цитирования, предварительный осмотр, зрительной реконструкции с помощью фотографии Храма из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение

От Свято-Тоицкого Кафедрального Собора до Ново-Тихвинского монастыря

Стоянка у монастыря

Ново-Тихвинский монастырь

20

История возникновения и современное состояние Ново-Тихвинского монастыря

Выход из автобуса
Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно храм.
Дать время на фотографирование
Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе
Прием характеристики, рассказа, объяснения, вопросов и ответов
От Ново-Тихвинского монастыря до Собора Александра Невского

У входа в Собор

Собор

15

История Собора

Пеший переход от монастыря к Собору
Дать время для осмотра места и для фотографирования
Посещение Собора (женщины - в платках, мужчины - без головных уборов)

Прием предварительного осмотра, панорамного показа, переключения внимания

От Собора Александра Невского до Александро-Невской часовне

У дендрария, напротив часовни (ул. 8 Марта)

Александро-Невская часовня

20

Рассказ об истории строительства часовни

Расположить группу для осмотра часовни
Дать время на фотографирование и посещение часовни (женщины - в платках, мужчины - без головных уборов)

Прием характеристики, рассказа, объяснения,

От Александро-Невской часовни до Иоанно-Предтеченской церкви

У церкви

Иоанно-Предтеченская церковь

20

История церкви и кладбища Знакомство с архитектурными особенностями церкви

Выход из автобуса
Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно церковь. Дать время на фотографирование и посещение церкви (женщины - в платках, мужчины - без головных уборов)

Использование приема объяснения, приема цитирования, осмотра, экскурсионной справки, объяснения, вопросов и ответов

От Иоанно-Предтеченская церковь до Екатерининской часовни Главный проспект, напротив часовни Екатерининская часовня 20 Рассказ о снесенном Екатерининском горном Соборе и Екатерининской часовне Выход из автобуса. Расположить группу полукругом на небольшой площадке у фонтана «Каменный цветок». Дать время на фотографирование и посещение часовни (женщины - в платках, мужчины - без головных уборов) Использование приема объяснения, зрительной реконструкции с помощью фотографии Собора из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение
От Екатерининской часовни до Храма - на-Крови ул.Толмачева, напротив Храма Храма - на-Крови 25 История гибели семьи Николая II, строительства храмового комплекса и о архитектурных особенностях Храма - на-Крови Выход из автобуса Расположить группу полукругом на небольшой площадке у Храма. Дать время на фотографирование и посещение Храма (женщины - в платках, мужчины - без головных уборов). Осмотр памятника царской семье Использование приема объяснения, цитирования, панорамного показа, экскурсионная справка, объяснение
От Храма -на-Крови. железнодорожного вокзала. Памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу - 5 Заключительная беседа..
Перечислить посещенные объекты, выводы, ответы на вопросы.
Прощание.

Проводится на обратном пути при включенном микрофоне

Сообщить экскурсантам о необходимости вернуться к автобусу, который отправиться в обратный путь

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон [с изм. на 17 января 2007г.]
  2. О техническом регулировании [Текст]: федер. закон от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ. - 28 с.
  3. ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсоводов [Текст]. - Введен. 1996-01-07. - Мн.: Меж гос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - 2004. - 6 с.
  4. ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования [Текст]. - Введен. 2000-16-11. - М.: Госстандарт России, 2005. - 7 с.
  5. ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг [Текст]. - Введен. 1996-01-07. - Мн.: Меж гос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - 2004. - 14 с.

II. Литература

  1. Власюк, А. И. О своеобразии архитектуры Уральских провинциальных городов 1840-1910 гг. Памятники русской архитектуры и монументального искусства [Текст] / А. И. Власюк. - М.: Стройиздат, 1983.
  2. Ворошилин, С. И. Храмы Екатеринбурга [Текст] / С. И. Ворошилин. - Екатеринбург: Уралмедиздат, 1995.
  3. Грубе Г. Путеводитель по архитектурным формам [Текст] / Г. Грубе, А. Кучмар. - М., 1990.
  4. Гуляницкий, И. Ф. История архитектуры [Текст] / И. Ф. Гуляницкий. - Т. 1. - М.: Стройиздат, 1984.
  5. Джейн, Э. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие [Текст] / Э, Джейн. - Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990.
  6. Евсина, Н. А. Архитектурная теория в России. Вторая половина ХVIII- начало XIX века [Текст] / Н. А. Евсина. - М., 1985.
  7. Екатеринбург: История города в архитектуре [Текст]: каталог / В. Е. Звагельская [и др.]. - Екатеринбург: Сократ, 1998
  8. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] : учеб. пособие / Б. В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2000.
  9. Иоанн (Сычев). Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по декабрь 1986 [Текст]. - Куйбышев, 1986.
  10. История русской православной церкви. Новый Патриарший Период [Текст] / М. Б. Данилушкин [и др.]. - Т.1. 1917-1970. - М., 1985
  11. Каптиков, Ю. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки. Урала. XVIII век [Текст] / Ю. Ю. Каптиков. - Свердловск, 1990.
  12. Квартальнов, В. А. Туризм: теория и практика [Текст] / В. А. Квартальнов. - т. 3. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  13. Лавринов, В. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы [Текст] / В. Лавринов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.
  14. Первые шаги в православном храме[Текст] / Даниловский Благовестник. Б.г., б. и.
  15. Пилявский, В. И. История русской архитектуры [Текст] / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. - Л.: Стройиздат, 1984.
  16. Покровский, Д. Словарь церковных терминов [Текст] / Д. Покровский. - М.: Рипол, 1995.
  17. Полный православный богословский энциклопедический словарь [Текст]. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1987.
  18. Польский, М. Новые мученики российские [Текст] / М. Польский. - Джорданвилль, 1949, 1957. - Т. 2.
  19. Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке [Текст] / Д. В. Поспеловский. - М.: Республика, 1995.
  20. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии [Текст] : историко-статистическое описание. - Екатеринбург, 1902. IV, 612, ХХХ с.
  21. Раскин, А. М. Архитектура классицизма на Урале [Текст] / А. М. Раскин. - Свердловск, 1989.
  22. Филиппов, Л. И. Архитектура и устройство православного храма [Текст] / Л. И. Филиппов // Вестник Высшей школы. - 1992. - №2.
  23. Христианство [Текст] : энциклопедический словарь / гл. ред. С. С. Аверинцев. - Т.1, Т.2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

III. Электронные ресурсы

  1. http://history.e-burg.ru
  2. www.sestry.ru
  3. www.ekaterinburg-eparhia.ru

[1] Данные из спецвыпуска газеты Турпрофи №23, май 2007

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта