1. Путешествия по родному краю. Глава 1. Подготовка и проведение туристского похода

ГЛАВА 1. Подготовка и проведение туристского похода

Реализация спортивно-оздоровительных, познавательных и воспитательных возможностей похода зависит от уровня его подготовки и проведения.

1.1. Выбор маршрута

Природа Свердловской области, расположенной на границе Европы и Азии, удивительно богата и разнообразна. Она представлена вершинами Среднего и Северного Урала, голубыми артериями рек, лесами, озерами, болотами, пещерами и карстовыми провалами.

Многие из природных объектов области являются особо охраняемыми территориями. К ним относятся Висимский государственный заповедник (рис. 1-6) и государственный заповедник «Денежкин Камень» (рис. 7-12), 32 ландшафтных заказника, 425 государственных памятников природы (приложение 1), один национальный парк «Припышминские боры» и три природных парка: «Оленьи ручьи» (рис. 13-22), «Чусовской», «Среднеуральский».

Рис. 1. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)Рис. 1. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.) Рис. 2. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)Рис. 2. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)
Рис. 3. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)Рис. 3. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.) Рис. 4. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)Рис. 4. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)
Рис. 5. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)Рис. 5. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.) Рис. 6. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)Рис. 6. Висимский государственный заповедник (фото Казакова Р.А.)
Рис. 7. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)Рис. 7. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.) Рис. 8. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)Рис. 8. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)
Рис. 9. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)Рис. 9. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.) Рис. 10. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)Рис. 10. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)
Рис. 11. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)Рис. 11. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.) Рис. 12. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)Рис. 12. Заповедник «Денежкин Камень» (фото Казакова Р.А.)
Рис. 13. Навесной мост через реку Серга (фото Владислава и Леонида Петровых)Рис. 13. Навесной мост через реку Серга (фото Владислава и Леонида Петровых) Рис. 14. «Бобриное поле» на реке Серга (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)Рис. 14. «Бобриное поле» на реке Серга (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)
Рис. 15. Мостик «Меридиан» (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)Рис. 15. Мостик «Меридиан» (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.) Рис. 16. Река Серга зимой (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)Рис. 16. Река Серга зимой (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)
Рис. 17. Филаретов Камень на реке Серга (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)Рис. 17. Филаретов Камень на реке Серга (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.) Рис. 18. Скала Писаница на реке Серга (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)Рис. 18. Скала Писаница на реке Серга (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)
Рис. 19. Вид со смотровой площадки на реку Серга (фото Казакова Р.А.)Рис. 19. Вид со смотровой площадки на реку Серга (фото Казакова Р.А.) Рис. 20. Утес Карстового моста (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)Рис. 20. Утес Карстового моста (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)
Рис. 21. Фигурка ангела на реке Серга (фото Казакова Р.А.)Рис. 21. Фигурка ангела на реке Серга (фото Казакова Р.А.) Рис. 22. Фигурка Ангела (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)Рис. 22. Фигурка Ангела (фото Слепухина А.В. и Бердюгиной Н.)

Задача сохранения природных богатств края налагает большую ответственность на руководителя и участников похода.

Независимо от продолжительности и сложности маршрута любой поход должен иметь конкретную цель. Ею может стать ознакомление с природой окрестностей родного города, с памятниками истории и культуры, посещение природных парков, подготовка к многодневному путешествию, выполнение природоохранной работы или специальных краеведческих заданий, выполнение нормативов на значок «Турист России» (приложение 2) и на спортивные разряды.

Прогулки, экскурсии, походы выходного дня (ПВД) и многодневные некатегорийные путешествия совершаются, как правило, в пределах своего района и имеют целью посещение скал, рек, озер и других уголков природы. Такие объекты имеются практически на всей территории области.

Составляя график походов с группой начинающих туристов, необходимо соблюдать требование постепенного нарастания нагрузок, начиная с прогулок и однодневных походов в пределах лесопарковой зоны города и постепенно переходя к 2-3-дневным походам с ночевками в пределах области.

Выбирая маршрут, нужно учитывать возраст и физическую подготовку участников похода. Так, для учащихся начальных классов лучшим местом проведения прогулок, экскурсий в природу и походов выходного дня является зеленая зона города, включающая 18 лесопарков. До большинства из них можно добраться на городском транспорте (табл. 1).

Лесопарки Екатеринбурга, рекомендуемые для посещения группами начинающих туристов

Таблица 1

п/п

Наименование лесопарка

Исходная точка маршрута похода выходного дня

1 Шувакишский (парк Победы) Остановка «Веер» (троллейбусы № 3, 5, 8, 12, 13)Остановки «Бакинских комиссаров», «Кировоградская» (трамваи № 8, 17, 22, 24)Остановка «Радиостанция» (автобус № 56)
2 Железнодорожный Остановка «Семь ключей» (трамваи № 7, 10, 13, 24; автобусы № 13, 73)
3 Оброшинский Остановки электропоезда «Палкино» и «Сортировка»
4 Московский Остановка «Малоконная» (трамвай № 11); остановка «Контрольная» (автобусы № 22, 24, 69)
5 Калиновский Остановка «Эльмаш» (трамваи № 7, 14, 16, 17); остановка «Спортивная» (троллейбус № 16)
6 Шарташский Остановка «Каменные палатки» (трамваи № 8, 13, 15, 23, 32; автобусы № 25, 27, 61)
7 Парк имени Лесоводов России Остановка «Лесопарк» (автобусы № 1, 31, 32)
8 Юго-Западный Остановка «Онуфриева» (троллейбус № 14; автобусы № 18, 21, 23, 37к, 43, 50, 50а)
9 Уктусский Остановка «Уктус» (троллейбусы № 1, 6; автобусы № 17, 19, 35, 38)
10 Нижнеисетский Остановка «Самолетная» (троллейбусы № 1, 6, 9; автобусы № 17, 19, 35, 37)
11 Центральный (ЦПКиО) Остановка «ЦПКиО» (трамваи № 3, 6, 10, 20, 21, 29; троллейбус № 5)

Описание достопримечательностей лесопарков можно найти в книгах [2, с. 71-75; 5, с. 69-104; 12; 25; 31]. Схема размещения лесопарков дана на рис. 23.

В зависимости от конкретных условий и с учетом состава группы продолжительность таких прогулок может составить 2-3 часа, а общая протяженность - 3-5 км. Общая длина перехода по маршруту для детей в возрасте 8-9 лет может достигать 6-8 км, а вес рюкзаков - 3 кг.

Рис. 23. Схема размещения лесопарков Екатеринбурга, рекомендуемых для посещения группами начинающих туристовРис. 23. Схема размещения лесопарков Екатеринбурга, рекомендуемых для посещения группами начинающих туристов
1 - Шувакишский 7 - им. Лесоводов России
2 - Железнодорожный 8 - Юго-Западный
3 - Оброшинский 9 - Уктусский
4 - Московский 10 - Нижнеисетский
5 - Калининский 11 - Центральный (ЦПКиО)
6 - Шарташский

С начинающими туристами среднего школьного возраста рекомендуется проводить 1‑2-дневные походы по окрестностям города. В зависимости от тренированности участников дневные нормы переходов для учащихся 4-6 классов при весе рюкзаков не более 8 кг могут составить от 8 до 12 км, а для учащихся 7-8 классов - от 12 до 18 км при весе рюкзаков не более 12 кг. Темп движения на маршруте будет зависеть от того, какой характер носит поход - прогулочный, оздоровительный или тренировочный.

Для учащихся старших классов дневные нормы переходов могут составлять 20-25 км в 1-дневном и 16-18 км в 2-3-дневном походе. Вес рюкзаков может достигать 15 кг у девушек и 18 кг - у юношей. Походы выходного дня со школьниками 9-11 классов рекомендуется совершать в пределах своей области или в прилегающих к ее границам районах.

Выбрав маршрут похода, необходимо тщательно ознакомиться с его описанием по литературным источникам. Неоценимую помощь в этом начинающим руководителям окажет путеводитель «По окрестностям Свердловска» авторов Е.П. Масленникова и Р.Е. Рубель [18]. В нем читатель найдет туристские схемы и техническое описание более ста маршрутов в радиусе до 120 км от Екатеринбурга.

Богатейший материал о туристских объектах Свердловской области содержится в работах Н.П. Архиповой [2,3]. Однако необходимо помнить, что хозяйственная деятельность человека постоянно меняет окружающий ландшафт, поэтому перед походом желательно уточнить схему маршрута в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дворец молодежи» (ГОУ ДОД «Дворец молодежи») (Екатеринбург) или в городском туристском клубе (Екатеринбург, ул. 8 Марта, 22).

Выбрать объекты для походов выходного дня в пределах Свердловской области поможет каталог туристских объектов, составленный авторами данного пособия (приложение 3).

На территории Свердловской области можно совершить многодневные походы, а также пешие и лыжные походы I-II категорий сложности. В библиотеке клуба туристов Екатеринбургского туристского спортивного союза, как и в библиотеках турклубов предприятий, находятся сотни отчетов о проведенных категорийных походах. В них содержится бесценный для начинающего руководителя туристских походов материал. Группе начинающих туристов можно порекомендовать маршруты в районе рек Серга и Ревда. Здесь, на территории природного парка «Оленьи ручьи», проходит специально оборудованная учебная тропа природы, рассчитанная на проведение как похода выходного дня, так и категорийного похода. Природа этого района уникальна и требует особо бережного отношения, тем более что район стал местом «паломничества» не только российских, но и иностранных туристов.

1.2. Оформление маршрутных документов

Перед выходом на маршрут туристская группа должна оформить путевые документы. Документом, дающим право на проведение некатегорийного путешествия, является маршрутный лист (приложение 4). Заполненный маршрутный лист подписывается руководителем клуба по месту жительства и заверяется печатью. Руководитель учреждения должен издать приказ о проведении похода с возложением ответственности за здоровье и жизнь участников на руководителя группы и провести инструктаж о мерах безопасности при перевозке участников и при прохождении маршрута. Маршрутный лист по окончании похода возвращается в учреждение и там хранится.

Походы выходного дня должны совершаться в строгом соответствии с правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории России. Требования к руководителю и участникам походов выходного дня и категорийных походов, совершаемых группами школьников, конкретизированы в Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение 5).

Документом, дающим право на проведение категорийного похода, является маршрутная книжка установленного образца, которая заполняется руководителем в двух экземплярах.

Заявочные документы (маршрутная книжка и ее копия, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки членов группы) предоставляются на рассмотрение маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) при органах образования или другой МКК, имеющей полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, не позже, чем за 10 дней до начала похода. При положительном заключении МКК руководителю группы выдается пронумерованная, зарегистрированная и заверенная штампом МКК маршрутная книжка. Второй ее экземпляр остается и хранится в МКК.

1.3. Проведение похода

Поход рекомендуется начать с линейки готовности, в ходе которой руководитель проверяет наличие группового и личного снаряжения, продуктов питания, путевых документов, денег; удостоверяется в хорошем самочувствии всех участников похода; проводит последний инструктаж о правилах поведения на дорогах и в общественном транспорте.

На марше группа движется, как правило, цепочкой, с направляющим впереди и замыкающим позади. Место руководителя - в начале или в середине цепочки. Основная задача направляющего - выдерживать темп движения, доступный самому слабому участнику похода. Никто не имеет права обгонять направляющего, даже на широкой лесной дороге, когда группа идет врассыпную. Замыкающий идет последним. Он помогает отстающим и следит, чтобы никто из участников не покинул походной колонны.

Норма дневных переходов зависит от физической подготовки туристов и колеблется от 10 до 20 км в день. Переход - время непрерывного движения группы от привала до привала - также может быть различным: 30-50 минут. Продолжительность привалов - 10‑15 минут. Первый после выхода на маршрут так называемый «подгоночный», или «установочный», привал устраивается через 15 минут хода. Он необходим для того, чтобы переложить рюкзак, подтянуть лямки, снять лишнюю одежду, переобуться и т.п. Во время перехода по сигналу замыкающего или по личной просьбе участника может быть устроен привал «минутка», в ходе которого участники нормализуют дыхание, наклонив корпус вперед под углом 90°, не снимая рюкзаков.

Скорость движения зависит от подготовленности участников, рельефа местности, состояния погоды и может колебаться от 1 до 4 км в час.

На маршруте туристам встречаются различные естественные препятствия: ручьи, реки, болота, овраги, осыпи, лесные чащи и завалы. С техникой их преодоления участников похода нужно ознакомить в предпоходный период [24]. Необходимо помнить, что прямой путь - не всегда самый короткий и, если целью похода не является отработка техники преодоления естественных препятствий, их лучше обойти.

Место для обеденного привала или ночлега выбирается сухое и ровное, на возвышенности. Окружающий ландшафт должен быть живописным. Необходимое условие для устройства бивака - наличие источника воды и топлива в радиусе 300 м.

Турист - друг природы. Эту заповедь любителей путешествий начинающий турист должен усвоить одной из первых.

Напоминаем несколько правил, которыми необходимо руководствоваться при устройстве и снятии бивака:

  • не останавливайтесь на ночлег вблизи населенного пункта;
  • разводите костер по возможности на месте старого кострища;
  • не рубите деревьев для устройства бивака;
  • палатки растягивайте между деревьями;
  • для приготовления пищи на костре используйте металлический тросик, натянутый между деревьями;
  • пилу и топор доверяйте только участникам, умеющим с ними обращаться;
  • не разрешайте участникам ходить без обуви;
  • не ставьте палатку у одиноко стоящих деревьев, особенно если это сосна или ель;
  • не выливайте остатки пищи в водоемы;
  • перед закапыванием в землю стеклянных и жестяных банок из-под консервов обжигайте их на костре, жестяные банки расплющивайте;
  • перед уходом не забудьте прибрать стоянку и залить костер.

Любой поход должен решать не только спортивно-оздоровительные и воспитательные, но и познавательные задачи. Поэтому свободное время на привале необходимо использовать для сообщения информации о животном и растительном мире района, о памятниках природы и влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду [2; 3; 5; 6; 11; 12; 19; 20; 22; 25; 31; 33].

1.4. Обеспечение безопасности похода

Обеспечение безопасности проведения похода достигается наличием многих факторов. В предпоходный период к этим факторам относятся: уровень физической, технической и морально-волевой подготовки руководителя и участников, качество подготовки группового и личного снаряжения, тщательность изучения района проведения путешествия и подъездов к начальной и конечной точкам маршрута. На маршруте обеспечение безопасности достигается путем выполнения всех норм и требований Инструкции по организации и проведению туристских походов, а также правильным использованием знаний и умений по технике и тактике туризма, приобретенных в предпоходный период.

При планировании и проведении похода с детьми руководитель должен учитывать физические возможности учащихся разных возрастных групп (табл. 2).

Максимальные нормы веса рюкзаков для тренированных участников похода [7, с. 80]

Таблица 2

Возраст (лет)

Вес рюкзака (кг)

мальчики

девочки

11 8 6
12 10 7
13 12 8
14 14 10
15 16 12
16 18 14

В зависимости от физической подготовленности и туристского опыта отдельных участников вес их рюкзаков может быть уменьшен или увеличен. В этом случае не будет как недовольных низким темпом движения, так и разочаровавшихся в своих возможностях.

На протяжении всего похода руководителю необходимо следить за самочувствием участников, не допуская их переутомления. Все участники похода должны знать внешние признаки утомления (табл. 3).

Примерная схема внешних признаков утомления [8, с. 24]

Таблица 3

Признак

Небольшое (физиологическое) утомление

Значительное утомление (острое переутомление I степени)

Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюха
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Особо резкая (ниже пояса); выступление солей
Дыхание Учащенное (до 20‑26 раз в мин) на равнине и до 36 на подъеме в гору Большое учащение (38-46 в мин) с поверхностным дыханием Резкое (более 50-60 в мин) учащенное, поверхностное, неровное, дыхание через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, легкие покачивания, отставание на марше Резкие покачивания, появление некоординированных движений; отказ от дальнейшего движения
Общий вид Обычный Снижение интереса к окружающему; усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи) Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет»)
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления Замедленное неправильное выполнение команд; воспринимается только громкая команда
Самочувствие Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости Жалобы на выраженную усталость («тяжело»), боли в ногах, сердцебиение, одышка Жалобы на резкую слабость, (до прострации), сильное сердцебиение, головную боль, жжение в груди, тошноту и даже рвоту
Пульс (ударов в минуту) 150 180 200 и более

В случае переутомления одного из участников похода необходимо остановиться и уменьшить его нагрузку, перераспределив груз и снизив темп движения в соответствии с неписаным туристским законом: «В походе семеро одного ждут!»

В пешем путешествии максимальное число несчастных случаев происходит на больших привалах, поэтому заготовка дров, приготовление пищи, подвижные игры и купание должны проходить под строгим контролем руководителя и при его непосредственном участии.

Во избежание пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний руководитель должен получить сведения от санэпидстанции о возможности использования источников водоснабжения и мест купания; лично проверять доброкачественность продуктов питания; провести с участниками похода беседу о ядовитых грибах и растениях, встречающихся в данной местности; контролировать соблюдение участниками группы правил личной и общественной гигиены. На марше особое внимание необходимо уделять состоянию ног.

1.5. Финансовое обеспечение похода

При проведении многодневных мероприятий туристско-краеведческих объединений образовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации возможно централизованное (бюджетное) финансирование. Оно регламентируется соответствующей нормативно-правовой базой (приложение 6).

Приведем пример финансирования многодневных туристско-краеведческих мероприятий учреждения дополнительного образования.

Изучив перспективные планы работы туристско-краеведческих объединений (в частности, планы проведения многодневных мероприятий), заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен просчитать необходимые затраты на проведение многодневных мероприятий всех объединений, свести их воедино и разнести по предметным статьям.

При непосредственной подготовке многодневного мероприятия педагог дополнительного образования (учитель-предметник) обязан составить подробную смету, учитывая все расходы, связанные с подготовкой похода, его проведением и подведением итогов.

По усмотрению руководителя образовательного учреждения финансируются различные туристско-краеведческие мероприятия:

  • учебно-тренировочные и зачетные походы, лагеря;
  • экспедиции с научными и общественно полезными целями (сбор краеведческого материала, археологические раскопки, геологические экспедиции, экологические исследования, природоохранная деятельность и т.д.);
  • участие в соревнованиях и в судействе соревнований;
  • дальние экскурсии;
  • участие в слетах, конференциях, сборах и других многодневных мероприятиях.
  • Все затраты в смете расходов можно разделить на следующие группы:
  • заработная плата;
  • питание участников;
  • транспортные расходы;
  • командировочные расходы руководителей;
  • экскурсионные расходы;
  • материально-хозяйственное обеспечение.

Вопросы оплаты труда педагога дополнительного образования (в период похода он - руководитель группы) и его заместителя можно с большой точностью рассчитать и внести в годовую смету расходов. Остальные расходы в годовом планировании можно учесть только приблизительно, так как не поддается анализу и прогнозу рост цен на продукты питания, цен на оплату транспортных расходов, других различных услуг.

В период непосредственной подготовки многодневного мероприятия педагог дополнительного образования корректирует эти позиции. Например, при расчете транспортных расходов необходимо уточнить стоимость проезда до начала маршрута и обратно. Это можно сделать в кассах по продаже билетов на транспорт. Для определения расходов на проезд в районе проведения мероприятия (внутримаршрутные переезды) следует связаться с работниками детских туристских станций той местности, куда направляется группа. Нужно уточнить наиболее удобный маршрут, вид транспорта, стоимость проезда, а заодно и расписание.

Для проезда по железной дороге в поездах дальнего следования и пригородных поездах для школьных групп свыше 30 человек существует льгота - 30 %-ная скидка на групповой билет.

Письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 июня 1996 г. № ВА-3/457 определены льготы по проезду детей в следующих размерах от стоимости проезда взрослого пассажира по видам транспорта:
  • автомобильный (от 5 до 10 лет) в размере 50 %;
  • воздушный (от 5 до 12 лет) в размере 50 %;
  • морской (от 5 до 12 лет) в размере 50 %;
  • речной (от 5 до 10 лет) в размере 25-30 % (по бассейнам).

Кроме того, многие транспортные предприятия при перевозке организованных групп детей дополнительно предоставляют коммерческие скидки. Например, существуют скидки для групп школьников на авиалиниях. Причем скидки различных авиакомпаний, выполняющих рейсы по одному и тому же маршруту, могут быть различными. Этим следует воспользоваться. Сравнив стоимость проезда по железной дороге и перелета самолетом, сэкономленное время и затраты на питание в поезде, многие руководители групп отдают предпочтение самолету. С другой стороны, переезды на автобусе экскурсионных групп в 30‑40 человек обходятся дешевле, чем на поезде или самолете.

Командировочные расходы руководителей рассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета». Периодически Правительство России пересматривает нормы по возмещению расходов по найму жилья и суточные. Следует отметить, что «суточные» - это средства, которые выдаются не на питание, а как компенсация за неудобства, которые испытывает командированный сотрудник вне постоянного места жительства. Командированный волен использовать эти средства по своему усмотрению.

Таким образом, руководителям группы возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в установленном Инструкцией порядке. Хорошее знание нормативно-правовой базы деятельности туристско-краеведческих объединений может существенно облегчить бремя финансовых расходов участников похода на питание, экскурсии, приобретение оборудования и инвентаря, хозяйственные расходы [21, с. 32-37].

Прикрепленный файлРазмер
Глава1.1.pdf1.1 Мб
Глава1.2.pdf2.37 Мб
Глава1.3.pdf1.92 Мб
Глава1.4.pdf7.63 Мб
Глава1.5.pdf4.04 Мб
Глава1.6.pdf245.13 кб
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта