18.Материал для учителя Экскурсионный потенциал архитектуры и скульптуры улицы Вайнера «Путешествие по улице Вайнера»

Материал для учителя

Экскурсионный потенциал архитектуры и скульптуры улицы Вайнера

«Путешествие по улице Вайнера»

Опираясь на критерии выбора экскурсионных объектов по Б.В. Емельянову, в качестве экскурсионных объектов могут быть:

  • памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;
  • здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
  • природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
  • экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
  • памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
  • памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно - прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство [17, с.123].

На основе этой классификации нами будут рассмотрены экскурсионные объекты улицы Вайнера города Екатеринбурга.

Улица Вайнера представляет собой уникальное сочетание разных архитектурных стилей и направлений: эклектики, модерна, конструктивизма.

Рассмотрим здания на улице Вайнера, отвечающие признакам направления эклектика.

Эклектика - (от греческого eklektikos - выбирающий), сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор сцелестического оформление зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. Это направление появилось во второй половине XIX века.

Признаки эклектики:

  • свободный план;
  • балконы с ажурной решеткой;
  • окна-витражи;
  • срезные углы здания;
  • угловые башенки и т.д.

Одним из объектов принадлежащих к этому направлению относится здание, расположенное на улице Вайнера 12 - это доходный дом Е.Е. Емельянова (1850-1897 годы) по проекту А.И. Черданцева.

Каменный двухэтажный дом московского купца находился в торговом центре города. Торговая Успенская улица - один из районов города с высокой плотностью застройки, что и обусловило фронтальность композиции у замыкающего внешнюю границу участка и лишенного кругового обхода здания. По проекту 1897 года уже существовавший дом был значительно расширен, что нашло выражение и в новой композиции главного фасада, расчлененного длинными рядами арочных и прямоугольных окон. Несмотря на наличие вертикальных акцентов, таких, как лопатки, венчающие фронтоны, и парапетные столбики, на протяженном фасаде преобладают горизонтальные членения. В целом убранст­во фасада довольно эклектично [10, с.165].

Следующий объект, находится на ул.Вайнера 14, - это дом Е.А. Телегина (1850 - 1880-е гг.).

Дом указан па квартальных планах с середины XIX века. Уже во второй половине прошлого столетия подвергался переделкам. Каменный двухэтажный особняк - характерная для архитектуры торгового центра Екатеринбурга постройка, с магазинами на пер­вом этаже, жилыми помещениями - на втором. Композиция до­ма соответствует его угловому положению: объем сбоку срезан, имеется большой угловой балкон с изящной металлической решеткой. Особенностью фасадного декора стали крупные «бароч­ные» наличники арочных окон второго этажа. Выполненные в лепнине, они включают в свой рисунок скульптурные головки, фигурки, растительный орнамент [10, с.110].

Интересным примером эклектики является торговый дом братьев Дмитриевых ­- Агафуровых (1880 - 1900-е гг.), под номером 16.

Данное сооружение являлось частью плотно застроенной усадьбы, где были также служебные постройки. Главный каменный дом возведен, но второй половине XIX века. В 1906 году городским архитектором К.А. Полковым у дома был надстроен третий этаж с мезонином, перестроены помещения ма­газинов и изменена композиция главного фасада.

В торговом доме располагались магазины, складские и кон­торские помещения, а также квартира владельца - И.М. Дмитри­ева. Сдавался в аренду екатеринбургским купцам - братьям Агафуровым.

Для главного фасада характерно многочастное решение. Его композиция образована соединением фасадов отдельных магази­нов. Фасадное решение 1906 года, предложенное К.А. Полковым, характерно для стилевых форм эклектики, с использованием «ренессансных» и «барочных» деталей убранства.

Это яркий образец архитектуры доходного дома в застройке тор­гового центра Екатеринбурга [11, с.87].

Начало XX века ознаменовано появлением в Екатеринбурге стиля модерн. Модерн - (франц. moderne - новейший, современный), стилевое направление в европейском и американском искусстве. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу.

Одним из сооружений в стиле модерн является, здание бывшей типографии «Гранит», ныне музей изобразительного искусства. Вайнера, 11. Здание имеет простую прямоугольную конфигурацию. В его объеме выделяется третий полуэтаж-мезонин, возвышающимся по оси главного входа, с пластичным по форме балконом и увен­чанный фронтоном. Главный фасад дома асимметричен. Относи­тельно его части с главным входом развиваются два разновеликих крыла. Фасад с облицовкой решен плоскостно. Его членят ряды окон (причем на первом этаже витринного типа) и лопатки в простенках. Главный вход акцентирован высоким порталом и ароч­ным окном над ним. По верху дома, между декоративными пара­петными столбиками, проходит легкая решетка линейного рисун­ка. Такой же решеткой забран балкон [6, с.45].

На смену стиля модерн пришел стиль конструктивизм. Конструктивизм возник как отрицание буржуазной архитектуры с ее напыщенностью, украшательством, барством. Принцип «мы наш, мы новый мир построим», отраженный в «Интернационале», проник и в театр (опыты Мейерхольда), и в поэзию (Бурлюк, Маяковский, Асеев), и в архитектуру.

Главные принципы и особенности конструктивизма в архитектуре заключались в том, что дом представлялся машиной для жилья, главное в нем - функция, а не какие-то украшательства. Жить в таких домах предполагалось не замкнутой ячейкой-семьей, а коммуной: столовая-общепит, спорт, воспитание детей, решение других социальных вопросов строго коллективно, а не индивидуально. Конструктивизм приветствовал отказ от буржуазной эстетики и национальных особенностей - все в угоду новому интернациональному стилю. В рамках этого направления внедрялась индустриализация строительства по типовым проектам с помощью широких возможностей сборного и литого железобетона [8, с.164].

Урал и Сибирь оказались теми свободными площадками с развивающейся индустрией, куда и устремились не только московские архитекторы, но и иностранцы. «Я знаю, город будет, я знаю - саду цвесть», - писал пролетарский поэт В. Маяковский о строительстве Новокузнецка.

В идеях конструктивизма, как и во всяком явлении, можно усмотреть и положительные моменты (внимание к функциональной составляющей, выделение зон активного общения, индустриализация, поточность строительства), и негативные стороны (абсолютный аскетизм, отказ от самобытных национальных черт). Во многом конструктивисты были мечтателями, нетерпение вело их к идее коммунального братства, что, как теперь понятно оказалось утопией. Однако рациональные зерна конструктивизма и поныне успешно используются архитекторами в организации жилой застройки (дома-комплексы), в нахождении возможных эстетически выразительных решений фасадов и объемов в целом (некоторые примеры современного хай-тека, стиля с использованием супертехнологий) [8, с.165].

Примерами конструктивизма на улице Вайнера являются: Вайнера, 9. Здание бывшей товарной биржи (ныне магазин «Пассаж»). 1916 - 1925 годы. Архитектор К. Г. Бабыкин.

Каменный трехэтажный дом расположен на территории тогдашней Торговой площади. Строительство биржи велось в течение длительного времени, что наложило отпечаток на ее архитектуру. Спроектированная по образцу столичных деловых домов дореволюционного периода в формах рационального модерна, в окончательном варианте она обрела и ряд черт архитектуры конструктивизма.

Здание имеет вытянутый в направлении запад-восток oбьем и главным торцовым фасадом раскрыто на улицу Вайнера. В 1929 году перед северным фасадом биржи по проекту архитектора С.В. Домбровского был разбит сквер. Фасады биржи расчленены большими окнами витринного типа с узкими простенками между ними. «Каркасной» структуре боковых северного и южного фасадов противопоставлена более традиционная симметричная схема главного фасада с центральным положение входа и венчающим фонтанчиком [37, с.8].

Вайнера, 10. Здание драматического театра (1928-1929 гг.).

Возведено на месте комплекса торговых и складских построек, принадлежавших товариществу «А.Ф. Второв с сыновьями». Первоначально, в 1928 году, на основе бывшего двухэтажного ма­газина был разработан проект кинотеатра. Затем, по проекту инженера-строителя И. Ф. Неймана, возведено здание театра, вобравшего в себя все постройки бывшего торгового комплекса. Главный фасад театра был решен в традициях конструктивизма. В настоящее время здесь располагается один из самых крупных торговых центров Екатеринбурга. [7, с.97].

Вайнера, 24. Здание Государственного банка (1930-е гг.).

Каменное трех этажное здание банка расположено в торго­вом центре Екатеринбурга. Главный фасад симме­тричен, его оформление основано на типичных для стилистики конструктивизма приемах: контрасте вертикально и горизонталь­но развивающихся форм, глухих и остекленных поверхностей. Центральная часть фа­сада, организованная рядами окон, имеет развитый аттик, в поле которого помещены надпись и герб. Вход в банк акцентирован выступом и глухой горизонтальной полосой, объединяющей заглубленные порталы и окна [37, с.11].

Помимо архитектурных сооружений, большим экскурсионным потенциалом обладают скульптуры представленные на улице Вайнера.

Ко дню города Екатеринбурга здесь установили, скульптуры: изобретателю велосипеда Ефиму Артамонову, друзья, коробейник, влюбленные, банкира, автомобиля. Все скульптуры, выбранные для украшения ул. Вайнера, неслучайны, они символизируют те социальные группы рабочих, кузнецов, которые в дореволюционное время обеспечивали процветание Екатеринбурга.

Так же как и скульптуры, ко дню города ул. Вайнера украсил фонтан «Спираль времени». Фонтан (итал. fontana, от лат. fons - источник) - это архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды. Это не единственный фонтан в Екатеринбурге. Самые большие фонтаны в городе это: фонтан на Октябрьской площади (у театра драмы), на ул. Баумана 3 (около кинотеатра «Заря»), на площади труда, в ЦПКиО им. В. Маяковского и др.

Подобный способ украшения главных улиц города, парков и прочих общественных мест уже давно практикуется в разных городах России.

Для комиссии, возглавляемой мэром Екатеринбурга А. Чернецким, было важно не только выбрать интересные, соответствующие духу пешеходной зоны малые архитектурные формы, но и привязать их к местности, выбрать подходящие материалы.

Но на этом «скульптуризация» Екатеринбурга не завершается, а лишь стартует. Идей у скульпторов всегда много, а мест для их реализации в нашем городе еще больше.

Как добавляют искусствоведы, малые архитектурные формы облагораживают городское пространство.

«В последнее время стали делать много различных скульптур и очень приятно, что, наконец, начали заниматься интерьером города, создавать уют и некую завершенность образа важных улиц. Эти скульптуры, пусть и не являются громким произведением искусства, зато привносят ощутимую историческую свежесть», - отмечает искусствовед Владимир Булавин.

Таким образом, опираясь на работы: А.А. Берсеневой, В.А. Блинова, В. А. Весновского, Б.В. Емельянова, А.А. Старикова и д.р., можно выделить следующие архитектурные стили и направления, представленные на улице Вайнера: эклектика, модерн, конструктивизм.

Здания, отвечающие признакам направления эклектика - это доходный дом Е.Е.Емельянова (Вайнера, 12), дом Е.А.Телегина (Вайнера, 14), торговый дом братьев Дмитриевых - Агафуровых (Вайнера, 16).

Стиль модерн представлен в зданиях бывшей типографии «Гранит», ныне музей изобразительного искусства ( Вайнера, 11).

Стиль конструктивизм на улице Вайнера встречается в зданиях магазина "Пассаж" (Вайнера, 9), драматического театра (Вайнера, 10), Государственного банка (Вайнера, 24).

В убранстве улицы Вайнера встречаются следующие декоративные скульптуры: изобретателю велосипеда Ефиму Артамонову, друзья (автор Борис Клочков), коробейник, влюбленные (автор София Прохоренко), банкира, автомобиля, а так же фонтан «Спираль времени».


Материал для учителя

Индивидуальный текст экскурсии по улице Вайнера

Экскурсия по улице Вайнера г. Екатеринбурга:

По содержанию: тематическая

По составу группы: групповая

По месту проведения: городская

По способу передвижения: пешеходная

По продолжительности: 1,5 часа

По форме проведения: экскурсия - прогулка

Количество объектов экскурсии: 13

Экскурсия предназначена для школьников и студентов.

Цель экскурсии: Историко-патриотическое и эстетическое воспитание экскурсантов на материале архитектуры и скульптуры улицы Вайнера г. Екатеринбурга.

Тема экскурсии: Путешествие по улице Вайнера.

Задачи экскурсии:

  1. познакомить с основными историческими этапами, повлиявшими на облик улицы Вайнера;
  2. познакомить с биографиями выдающихся жителей г. Екатеринбурга, проживавших на улице Вайнера;
  3. дать представление о наиболее интересных архитектурных и скульптурных объектах улицы Вайнера;
  4. выявить выразительные средства, стилистические особенности архитектуры и скульптуры улицы Вайнера;
  5. выявить функциональное разнообразие зданий улицы Вайнера;
  6. раскрыть символику скульптур и фонтана, представленных на улице Вайнера;
  7. воспитывать любовь к родному городу, к его истории и культуре.

Много ли вы знаете об улицах нашего города, о улицах, на которых вы живете, по которым вы проходите каждый день, направляясь в школу или в институт, на работу, прогуливаетесь вечером, встречаясь с друзьями, знаете ли вы их историю, происхождение их названий, и много ли вы знаете о домах и памятниках, расположенных на этих улицах? Сегодня мы познакомим сяс одной из центральных улиц нашего города. А знаете ли вы, какую улицу города Екатеринбурга называют «Уральским Арбатом»? Когда говорят «Уральский Арбат» мы понимаем, что речь идет об улице Вайнера, одной из старейших центральных улиц города.

История улицы восходит едва ли не к основанию города. Она одна из старейших и возникла после расширения Екатеринбургской крепости в 1735 году. Поселение завода-крепости быстро росло, места для строительства жилья не хватало. Дома стали ставить за проломом земляного вала. Так появилась новая улица, которую сначала так и называли - Проломная. Позже ее назвали Косая, т.к. она застраивалась вдоль косо расположенного берега протекавшей здесь речки Акулинки. Речку засыпали, канавами отвели лишнюю воду. Но болотистость ее долго сохранялась, и она получила еще одно название - Лягушечья, в народе еще проще - Лягушка. С открытием Ново-Тихвинского женского монастыря, от которого шла улица, она получила более торжественное наименование - по одному из храмов - Успенская. Улица Успенская была торговой улицей города, не случайно разговор будет связан с торговыми заведениями, да и находилась она торговой стороне города. Улица носила это название целый век, до 1919 года, а потом ее переименовали в честь большевика-революционера Леонида Вайнера.

Сегодня в рамках одной улицы мы проживем и узнаем маленькую жизнь о «городе в городе».

Но мы не пойдем по всей улице, а пройдем по самому красочному ее участку.

Первый объект нашей экскурсии будет здание бывшей товарной биржи (ныне «Пассаж»).

По нечетной стороне Успенской улицы (ул. Вайнера), до самой Кафедральной площади (Площадь 1905 года) были разбросаны торговые лавки. В 1916 году здесь началось грандиозное строительство. Обширное сооружение из железобетона предназначалось для постоя войск. Работы затянулись, потому что городские власти и купеческое сообщество никак не могли сговориться между собой. Язвительные журналисты прозвали долгострой "Вавилонской башней". Эпитет очень понравился горожанам и на несколько лет вошел в обиход. Потом началось революционное бурное время, а стены дома продолжали стоять. Время от времени пытались придумать варианты жизни для "башни": отель на 100 номеров с европейским уровнем сервиса, кинотеатр и так далее. В результате же здесь ютились беспризорники, а летом торговали ягодами и фруктами. Только в 1925 году, к очередным Октябрьским праздникам, здание достроили, сначала в нём помещалась товарная биржа, потом ряд строительных и проектных помещений, таких как Гипромез (он проектировал Уралмаш) и Магнитострой. Позже здесь расположился самый большой магазин на ул. Успенской - «Пассаж». А вы знаете, что означает слово пассаж? Слово «пассаж», модное в начале XX в. означает, что это здание - насквозь проходное, попадаешь в него с одного конца, а выходишь с другого. По такому же принципу в Москве устроен знаменитый ГУМ. В голодные послевоенные годы сюда ходили, как в музей: высокие пирамиды конфет, печенья, ветчина, крабы, осетрина, семга, красная и черная икра. Все это продавалось по коммерческим (недоступным) ценам. Впрочем, за просмотр денег не брали. Жители города, на протяжении четырех военных лет ковавшего оружие Великой Победы, тогда не ели ничего кроме картошки, поэтому все что продавалось, не казалось съедобным. Об архитектуре можно сказать, что длительное строительство наложило заметный отпечаток. Проектировалось здание в стиле модерн, но в окончательном варианте оно приобрело черты конструктивизма. Магазин «Пассаж», был одним из многих знаменитых торговых заведений на ул. Успенской, но не единственным. Наряду с государственными магазинами на ул. Успенской были и частные, к одному из них мы сейчас пройдем, принадлежало оно Александру Федоровичу Второву.

Основатель торгового предприятия «Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями» Александр Федорович Второв начав свою торговую деятельность мальчиком, а затем и приказчиком в мануфактурных лавках и магазинах, приобрел торговый опыт и в 21 год от роду решил открыть собственное дело. Первоначальный капитал, как это часто было в то время, «сложился» из небольших собственных средств, а также одолженных у родственников. В 1862 г. Второв записывается в III гильдию (объявленный капитал должен был быть в пределах от 1 до 5 тыс. руб.) и начинает мелкооптовую торговлю мануфактурой. Расширяя и укрепляя свою торговую «империю», Второв строит пассажи в 13 городах, таких, как: Екатеринбург, Томск, Иркутск, Чита, Барнаул, Новониколаевск, Сретенск, Камень, Петровский Завод, Верхнеудинск, Бийск, Троицкосавск. А.Ф.Второва называют «отцом русских супермаркетов». Он сделал карьеру и миллионы, развернув в Сибири и на Урале сеть фирменных магазинов. Во второвских пассажах можно было купить все. В начале XX века торгово-промышленная империя Второвых стала гордостью российской экономики. Сын Второва даже сшил новое обмундирование для царской армии. Второв первый застроил своими пассажами всю Россию, сто лет назад положив начало всем ГУМам, ЦУМам и «Детским мирам». Это здание магазина было приобретено А.Ф. Второвым раньше, подвергалось незначительной перестройке в духе требований модерна. «Второвские» магазины предлагали довольно широкий ассортимент товаров. В магазинах продавали не только различные материалы, но и одежду, а также аксессуары к ней, в том числе последние новинки парижской моды. После революции в здании располагались «Уралторг» и магазин «Пайторга». Сменились владельцы, но ассортимент некоторое время оставался прежним. Добавились, правда, продовольственные товары - бакалея, кондитерские и гастрономические изделия, вина, а также продукция табачных фабрик. В 1926 году дом сгорел, и через два года на его месте началось строительство здания драматического театра по проекту инженера-строителя И.Ф. Неймана. Главный театральный фасад при этом был решен без архитектурных излишеств, в духе конструктивизма. В дальнейшем театр переехал в новое помещение, а на этом месте, в 1996 году, начал работу один из первых магазинов будущего Торгового Центра «Успенский». Торговые центры пришли к нам на смену советских магазинов и магазинчиков сравнительно недавно. Знаменитое здание досталось руководству после пожара в плачевном состоянии. Предстояло решить непростую задачу - создать современные, удобные торговые площади на месте, где раньше располагались зрительный зал, сцена, гримерные, балконы и тому подобное, а несущие строительные конструкции возводились еще в XIX веке. Над планом строительства Центра трудились лучшие архитекторы, проектировщики и другие специалисты Свердловской области. Торговый центр использует самые прогрессивные методы торговли и услуг и удовлетворяет запросы покупателей с различным уровнем дохода. Реализация товаров по методу самообслуживания с активным консультированием в торговом зале, многочисленные акции по привлечению покупателей (сезонные распродажи, дисконтные карты, праздничные лотереи, продажа в кредит) ежегодно привлекают в ТЦ «Успенский» более 2 млн. человек, товарооборот при этом составляет около 1 млрд. рублей.

В настоящее время ТЦ «Успенский» - одно из самых популярных торговых предприятий Екатеринбурга, являющимся современным и технически совершенным торговым центром.

Как вы думаете, улица Вайнера раньше была проезжей? Правильно, раньше по ней передвигались конные повозки. Трудно сегодня представить город без машин, а в начале XX века трудно было представить себе город без велосипедов. А кто вспомнит фамилию изобретателя велосипеда? Давайте подойдем к одной из примечательных скульптур улицы Вайнера.

Переднами скульптура, которая посвящена «Изобретателю велосипеда Ефиму Артамонову» или просто - «Дедушке уральского маутинбайка.» По легенде, Ефиму Артамонову часто приходилось ходить пешком от завода в Нижнем Тагиле (где он работал с 14 лет) до Старо-Уткинской пристани, покрывая только в один конец восемьдесят верст (1 верста = 1,067 м). Тогда и появилась у него мысль о самокате - прототипе современного велосипеда. На нем в 1801 году он и совершил свое легендарное путешествие в Петербург, а затем и в Москву на коронацию Александра I. Но демидовские приказчики за порчу хозяйского железа и побег от своего хозяина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить». Изобретение Артамонова было забыто. Но в 2006 году, ко дню города Екатеринбурга вновь вспомнили эту историю и решили установить скульптуру, посвященную Ефиму Артамонову. Но, увы, на самом деле велосипед изобрел и выдал «на-гора» не русский Ефим, а чудаковатый немецкий барон. А вот Артамонов, как, к сожалению, и многое другое в нашей весьма запутанной истории - всего лишь легенда, несмотря на «исторические источники». Давайте от легенд перейдем к следующему объекту нашей экскурсии, это доходный дом Емельянова.

А знаете ли вы, что такое доходный дом? Доходный дом - это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. В доходном доме однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.

Но этот дом знаменит не тем, что это дом московского купца Е.Е.Емельянова, а тем, что до революции здесь располагалась страховое общество «Россия», в котором работал Леонид Исаакович Вайнер. Вот по причине расположения этого страхового общества на ул. Успенской именно она после революции и стала носить имя большевика. Л.И. Вайнер был одним из видных большевиков Урала - как до начала революции, так и в ее дни. Когда началась гражданская война между «красными» и «белыми», он ушел на защиту нашего города в составе красногвардейского отряда. Не во главе, а именно в составе, чуть ли не рядовым бойцом - видимо, трезво оценивая свои физические данные и военную компетентность. Как нередко бывало, вскоре погиб он от вражеской руки. Его прах перезахоронили на площади Коммунаров, в том месте, где теперь горит Вечный огонь.

В советское время на этом здании висела большая черная мемориальная доска с литым из чугуна рельефным портретом Вайнера. Читалась она плохо, зато нос революционера, значительно выступавший из плоскости металлической доски, был начищен до блеска - многие проходивший мимо считали делом чести подержаться за него.

Может, сегодня об этом доме никто бы не вспоминал, если бы в 20-е гг. XX века на втором его этаже не размещались редакции всех издававшихся в городе газет. Так в этих стенах работал будущий писатель П.П. Бажов, здесь перед рабочими корреспондентами выступал сам В.В. Маяковский.

Для торговой улицы Успенской было характерно множество доходных домов и следующий дом не является исключением.

Еще одним из доходных домов является дом Ефима Арсеньевича Телегина. Каменный двухэтажный особняк - характерная для архитектуры торгового центра Екатеринбурга постройка, с магазинами на пер­вом этаже, жилыми помещениями - на втором. Как вы думаете, глядя на дом, можно сказать о финансовом положении Телегина? Да, во второй половине XIX века купцам хотелось себя презентовать через наружное убранство дома. В оформлении окон второго этажа использовались элементы царского барокко. Выполненные в лепнине, они включают в свой рисунок скульптурные фигурки, растительный орнамент. Этот лепной декор напоминает здание Зимнего дворца в Петербурге - резиденции российских императоров. Выстроен дворец еще в XVIII веке, значит, к концу XIX века он уже был вроде бы старомодным. Но красивое не может устареть. Так, видимо, решил купец Телегин. А мы, екатеринбуржцы XXI века, имеем возможность, воочию наблюдать элементы стиля барокко, не выезжая в столицу бывшей империи.

В этом доме помимо модных, дорогих магазинов черты современности встречаются в том, что в дом вписана скульптура «Друзья».

В одну композицию скульптуры «Друзья» вплетены образы городского кузнеца, собаки и лошади. Собачка смотрит преданно на мужчину, кормящего лошадь. По замыслу автора, в левой руке должен быть образный кусок сахара, или пучок сена. Но народ думает иначе и даёт мелочь на корм лошадке. Металлической кобыле, металлический корм. Причем голова лошади установлена прямо на стене магазина, как бы выглядывая из окна конюшни. Как рассказывает автор Борис Клочков, прототипом скульптуры для него послужил екатеринбургский мастер Александр Лысяков. Кузница у него на Шарташе, там же есть и конюшня, и выглядит он именно так: борода, чепчик, кованая трость, саквояж, яловые сапоги, брюки-галифе. Но фартук он одевает только на работе. Высота скульптурного кузнеца составляет 2 м 25 см. Постановка сюжета пришла к автору скульптуры во сне. Как отмечает автор скульптуры: «Получился такой сюжет о дружбе, отношениях, природе».

Говоря о бывших жителях Успенской улицы, стоит вспомнить братьев Агафуровых. В торговом доме Агафуровых располагались магазины, складские помещения, а также квартира владельца - И.М.Дмитриева. Сдавалась в аренду екатеринбургским купцам - братьям Агафуровым.

Кто же такие братья Агафуровы? Чем были известны в дореволюционном Екатеринбурге? Братья владели одной из наиболее значительных и процветающих фирм города. По происхождению они были татары и среди татар, занимавшихся бизнесом, так же были первыми. А началось все с отца, Хисаметдина Агафурова. Он пошел в солдаты вместо сына помещика за большие деньги ради своих сыновей. Получил деньги, дворянское сословие, но не дослужил положенных 25 лет службы до офицерского звания и занялся торговлей. В Екатеринбурге о них заговорили в 1883 году, когда братья Камалетдин, Зайнетдин и Кашафетдин, продолжив отцовское дело, основали торговый купеческий дом. В Екатеринбурге Агафуровы арендовали под универсальный розничный магазин здание в центре города. Чего здесь только не предлагали покупателям! В магазинах Агафуровых продавалось все или почти все, начиная от позумента для сарафанов и маскарадных костюмов и кончая шпагами и револьверами разных систем. Агафуровские приказчики крайне любезно обходились с покупателями, стремясь как можно полнее и выгоднее представить свой товар. Из магазина невозможно было уйти без покупки. Приказчиков специально обучали хорошим манерам, танцам, для них регулярно приглашали парикмахера.

Для привлечения покупателей в магазинах разрешалась покупка в кредит, цены на неходовой товар сразу снижались. Приятными сувенирами становились маленькие подарки постоянным покупателям: дамам вручались флакончики духов, сопровождающим их детям дарили шоколадные «бомбы» с сюрпризами. К 1903 году Торговым домом были открыты отделения в Перми, Тюмени и на Ирбитской ярмарке, к 1912 году - еще два, в Москве и Варшаве.

Торговый дом братьев Агафуровых просуществовал до 1919 года. В разгар гражданской войны не принявшие Советскую власть братья и их близкие эмигрировали в Японию, где их потомки проживают до настоящего времени. Это здание до настоящего времени является образцом крупного торгового сооружения Екатеринбурга, оформление фасада которого выполнено в духе одной из разновидностей «кирпичного» стиля, оформившегося в архитектуре Урала в конце XIX столетия.

Все мы не раз видели молодых и не очень людей, предлагающих нам купить или продать золото, сотовые телефоны. А знаете ли вы, что раньше их называли коробейниками, правда, телефоны они не продавали, хотя бы потому, что их тогда и в помине не было? Сегодня, благодаря труду челябинского архитектора Алексея Тишина мы можем увидеть, как же выглядел коробейник. Скульптуру изготавливали специалисты предприятия «Литур» на базе НПО «Автоматики» (Екатеринбург) в течение двух месяцев.

Семисоткилограммовый «Коробейник» стал первым монументом из серии городской скульптуры. Что же означает слово коробейник?
Коробейник или Офеня - странствующий по деревням мелочный торговец с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками, преимущественно из крестьян Владимирской губернии (Вязниковского уезда) и др. У них развился особый условный язык (офенский). Так что второе название и более правильное, это Офеня. Это раньше был Офеня, а сейчас Сетевой маркетинг. Наш Коробейник специализируется на продаже флакончиков с парфюмом. Тем, кто верит в приметы, фигура Коробейника принесет удачу, счастье и деньги. Для этого стоит только потереть флакончик с духами в руках бронзового великана. Именно так завещал автор, который погиб за несколько месяцев до реализации проекта. Но заветный флакончик недолго продержался в руках Коробейника. Таинственная легенда быстро разлетелась по городу, и нашлись те, кто решил, что такой флакончик непременно должен находиться в их личной «сумочке». Какое-то время Коробейник был больше похож на человека с протянутой рукой, и сердобольные прохожие считают должным подавать ему милостыню. Однако это продлилось недолго: для ставшего легендарным торговца изготовили и установили на место новый флакончик. «Если в Челябинске таких скульптур уже достаточно много, и люди привыкли к тому, что они украшают город, то у нас к этому пока относятся как к диковинке и пытаются побыстрее оторвать себе кусочек на память.

Помимо представителей торговли, на улице Вайнера установлены и другие памятники, не связанные с этой сферой деятельности. К одному из них мы сейчас и перейдем.

На улицу Вайнера люди приходят не только с целью покупки, но и чтобы встретиться с друзьями, здесь часто можно встретить влюбленные парочки, и именно таким влюбленным и посвящен одноименный памятник.

Молодой человек и девушка сидят на ограждении вдоль обочины и смотрят на луну. Он и она сидят на перилах и наслаждаются жизнью.
Вместе они влюблённая пара. Счастье - это когда можно сидеть босиком. Первые робкие шаги к уже более близкому знакомству. У парня на рубахе модная надпись Sofia-pro. Это логотип автора скульптуры Софии Прохоренко. Скульптура является своеобразным символом перехода от старой к новой истории Екатеринбурга.

Это не единственная скульптура в г. Екатеринбурге, которая символизирует любовь. Недалеко от Екатеринбургского театра кукол, на ул. Мамина-Сибиряка, есть скамейка, на которой по краям сидят мужской и женский силуэты. Также в городе есть памятник, посвященный Александру Высоцкому и Марине Влади, расположенный у ТЦ «Антей» на улице Красноармейская.

В 1910-е годы на пересечении Покровского проспекта ныне улице Малышева и Успенской концентрировались все новые деловые здания. Так, словно символизируя расположение Екатеринбурга на границе двух материков - Европы и Азии свое здание возводит на углу улицы и проспекта Русско-Азиатский банк, автором проекта был архитектор К.Т. Бабыкин. В здании Русско-Азиатского банка теперь располагается Свердлсоцбанк.

А без кого трудно представить работу банка? Без банкира. Неслучайно рядом со зданием банка установлена скульптура банкира. Банкир после рабочего дня направляется из банка к ожидающему его кабриолету с водителем. Сиденье у автомобиля выполнено в виде плетёного дивана. Отличительные признаки банкира - это золотая цепочка и печатка. И эта скульптура не обошлась без легенд, говорят, если потрешь перстень на правой руке банкира, то будешь жить всегда в достатке.

Рядом со зданием банка находится еще одно здание, строительством которого также руководил архитектор К.Т. Бабыкин. По нормам начала ХХ века это были гигантское строительство. А находилась здесь раньше типографское здание - полиграфического предприятия «Гранит», возведенного в 1914 году. По своим архитектурным особенностям здание представляет собой разновидность модерна. В настоящее время в бывшем здании типографии «Гранит» находится Екатеринбургский музей изобразительных искусств, именно здесь когда-то для обозрения посетителей был представлен знаменитый каслинский павильон - уникальное архитектурное сооружение из чугуна. Его смело можно назвать восьмым чудом света. Сейчас павильон представлен по адресу Воеводина 5.

Последним объектом нашей экскурсии является один из красивейших фонтанов нашего города.

Фонтан представляет собой спираль времени, в центре которой шар, висящий на водяном столбе. Лучи, соединяющие временные потоки, символизируют наш мир. Фонтан еще раз напоминает нам о том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой, ведь без прошлого нет будущего. А в Екатеринбурге появилось еще одно место, где можно бросить на счастье монетку и загадать желание.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы познакомились с историей улицы Вайнера. Узнали, как она называлась в прежние времена, что на ней располагалось, кто здесь жил и что нового на ней появилась в наше время. Совершили маленькое путешествие в мир архитектурных стилей и современной скульптуры. Узнали много нового и интересного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алферов, Н. С. Свердловск: строительство и архитектура [Текст] / Н. С. Алферов, Г. И. Белянкин, А. Г. Козлов. - М.: Стройиздат, 1980. - 150 с.
  2. Бабыкин, К. Т. Из истории архитектуры Екатеринбурга - Свердловска: матер. первой науч. конференции по истории Екатеринбурга - Свердловска [Текст] / К. Т. Бабыкин. - Свердловск: Сократ, 1947. - 144 с.
  3. Бартнев, И. А. Архитектура [Текст] / И. А. Бартнев. - М.: Искусство, 1960. - 160 с.
  4. Бердников, Н. Н. Город в двух измерениях [Текст] / Н. Н. Бердников. - Свердловск: Сред. - урал. кн. изд-во, 1976. - 125 с.
  5. Беркович, А. А. Почетные граждане Екатеринбурга [Текст] / А. А. Беркович. - Свердловск: Знание, 1878. - 150 с.
  6. Берсенева, А. А. Городские усадьбы Екатеринбурга [Текст] / А. А. Берсенева // Урал. - 1973. - № 10. - С. 65.
  7. Берсенева, А. А. Облик города [Текст] / А. А. Берсенева // Урал. - 1976. - № 6. - С. 23-24.
  8. Блинов, В. А. Город посредине России [Текст]: культурно-исторические очерки / В. А. Блинов, Н. С. Корепанов. - Екатеринбург: Сократ, 2005. - 368 с.
  9. Борисовский, Г. Б. Слово об архитектуре [Текст] / Г. Б. Борисовский. - М.: Искусство, 1975. - 239 с.
  10. Буров, А. К. Об архитектуре [Текст] / А. К. Буров - М.: Искусство, 1960. - 143 с.
  11. Весновский, В. А. Весь Екатеринбург [Текст] / В. А. Весновский. - Екатеринбург: Сократ, 1903. - 336 с.
  12. Весновский, В. А. Екатеринбург в прошлом и настоящем [Текст] / В. А. Весновский. - Екатеринбург: Сократ, 1998. - 318 с.
  13. Власов, В. Г. Стили в искусстве [Текст] : словарь / В. Г. Власов. - СПб.: Нева, 1995. - 576 с.
  14. Воронова, О. П. Искусство скульптуры [Текст] / О. П. Воронова. - М.: Знание, 1981. - 112 с.
  15. Гладкова, И. М. 25 екатеринбургских тайн [Текст] / И. М. Гладкова. - Екатеринбург: Сократ, 2003. - 215 с.
  16. Доброхотов, Ф. П. Урал северный, средний, южный [Текст] / Ф. П. Доброхотов. - СПб.: Питер, 1917. - 352 с.
  17. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б. В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.
  18. Ермонская, В. В. Основы понимания скульптуры [Текст] / В. В. Ермонская. - М.: Искусство, 1964. - 215 с.
  19. Ермонская, В. В. Что такое скульптура [Текст] / В. В. Ермонская. - М.: Изобразит. искусство, 1977. - 96 с.
  20. Зорина, Л. И Улицы старого Екатеринбурга [Текст] / Л. И. Зорина, В. М. Слукин; под. ред. В. М. Слукина. - Екатеринбург: Баско, 2005. - 144 с.
  21. Ильин, М. А. Основы понимания архитектуры [Текст] / М. А. Ильин. - М.: Искусство, 1963. - 146 с.
  22. Козинец, Л. А. Каменная летопись города [Текст] / Л. А. Козинец. - Свердловск: Сред. - урал кн. изд-во, 1989. - 214 с.
  23. Козлов, А. Г. От Екатеринбургской фабрики до современного завода [Текст] / А. Г. Козлов. - Свердловск: Сред. - урал кн. изд-во, 1952. - 150 с.
  24. Корепанова, С. Добро наживать и другим помогать [Текст]: о династии Екатеринбурга братьях Агафуровых / С. Корепанова // Вечерний Екатеринбург. - 2004. - 27 янв. - С. 5.
  25. Корепенав, Н. В раннем Екатеринбурге [Текст] / Н. В. Корепенав. - Екатеринбург: Сократ, 1998. - 186 с.
  26. Крестовский, И. В. Скульптура [Текст] / И. В. Крестовский. - М.: Искусство, 1960. - 215 с.
  27. Либман, М. Я. О скульптуре [Текст] / М. Я. Либман. - М.: Наука, 1962. - 52 с.
  28. Лотарева, Р. М. Города - заводы России XVIII - первая половина XIX века [Текст] / Р. М. Лотарева. - Екатеринбург: СОКРАТ, 1993. - 336 с.
  29. Лукьянин, В. Прогулки по Екатеринбургу [Текст] / В. Лукьянин, Н. Никулина; под ред. Н. Никулиной. - Екатеринбург: СОКРАТ, 1997. - 225 с.
  30. Мамин - Сибиряк, Д. Н. От Урала до Москвы [Текст] / Д. Н. Мамин - Сибиряк. - Свердловск: Сред. Урал кн. изд-во, 1947. - 144 с.
  31. Мамин - Сибиряк, Д. Н. Город Екатеринбург [Текст]: исторический очерк / Д. Н. Мамин - Сибиряк. - Екатеринбург: СОКРАТ, 1996. - 215 с.
  32. Мурзина, И. Я. Художественная культура Урала [Текст] / И. Я. Мурзина. - Екатеринбург: СОКРАТ, 1999. - 150 с.
  33. Пудваль, А. Рассказы литературного следопыта [Текст] / А. Пудваль. - Свердловск: Сред. Урал кн. изд-во, 1974. - 140 с.
  34. Раскин, А. М. Архитектура классицизма на Урале [Текст] / А. М. Раскин. - Свердловск: Сред. Урал кн. изд-во, 1989. - 80 с.
  35. Седова, Н. А. Культурно - просветительный туризм [Текст]: учебное пособие / Н. А. Седова. - М.: Советский спорт, 2003. - 96 с.
  36. Стариков, А. А. Екатеринбург. История города в архитектуре [Текст]: каталог памятников архитектуры / А. А. Стариков. - Екатеринбург: СОКРАТ, 1998. - 128 с.
  37. Стариков, А. А. Маршрутами старых улиц [Текст] / А. А. Стариков // Уральский рабочий. - 1999. - 10 сент. - С. 51.
  38. Сутырин, В. А. Е-бург: Родной город Step by step [Текст]: путеводитель для тинэйджеров / В. А. Сутырин. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. - 144 с.
  39. Томский, Н. В. Монументальность искусств [Текст] / Н. В. Томский. - М.: ВЛАДОС, 1968. - 135 с.
  40. Шелушинин, А. Д. К истории архитектуры Свердловска [Текст]: из истории художественной культуры Екатеринбурга - Свердловска / А. Д. Шелушинин. - Свердловск: Сред. Урал кн. изд-во, 1974. - 215 с.
  41. Екатеринбург: листая страницы столетий. - Екатеринбург, 2003.
  42. Очерки истории Свердловска. - Свердловск, 1973.
  43. Город Екатеринбург. - Екатеринбург: изд-во И. И. Симонова, 1889.
  44. http://www.1723.ru/
  45. http://www.ekburg.ru/
  46. http://www.rambler.ru/

Прикрепленный файлРазмер
Материал для учителя Экскурсионный потенциал архитектуры и скульптуры улицы Вайнера.pdf196.67 кб
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта