«Мой выбор–сервис и туризм»

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОФЕССИИ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

«МОЙ ВЫБОР - СЕРВИС И ТУРИЗМ»

Раздел 1. Общие положения

Концепция профессиональной ориентации школьников на профессии в области сервиса и туризма строится на основе регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, разработанного в соответствии со следующими документами:

  • Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ст. 7, 9),
  • Законом Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-03 «Об образовании в Свердловской области» («Областная газета», 22.07.98 г. № 124),
  • Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования 2004 года,
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р,
  • Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования»,
  • Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации,
  • Концепцией формирования национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области,
  • мероприятиями по развитию образования Свердловской области на 2004 - 2007 годы, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 г. № 386-ПП (Собрание законодательных актов Свердловской области, 2004. № 6-1, ст. 780).

Концепция профессиональной ориентации школьников на профессии в области сервиса и туризма опирается также на следующие теоретико-методологические основания и принципы:

  • понимание образования как организованного на научной основе процесса развития и саморазвития личности учащегося;
  • гуманистической направленности образовательного процесса как реализации общечеловеческих гуманистических ценностей в содержании обучения и воспитания;
  • реализация личностно-ориентированного подхода, предполагающего организацию образовательного процесса в соответствии с интересами и запросами учащихся, в том числе и в сфере профессиональных склонностей;
  • компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • создание условий для освоения учащимися основных представлений о профессиях социокультурного сервиса и туризма и их места на рынке труда в городах Среднего Урала;
  • обеспечение субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса;
  • взаимосвязь с мировыми тенденциями в образовании и действующим федеральным компонентом государственного образовательного стандарта;
  • инновационный подход в осуществлении деятельности по профессиональной ориентации школьников на профессии в области сервиса и туризма.

Раздел 2. Методологические основания компетентностного подхода в образовании

Научные исследования ожиданий и требований современного общества к выпускникам школы показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. При этом требования к компетентности выпускника включают не только достаточно высокий уровень фундаментальных знаний, но и знаний на уровне функциональной грамотности.

В определении уровня готовности выпускника к самостоятельной жизни, следует четко представлять, чем характеризуется его личная компетентность, в чем сущность самого понятия «компетентность» и из каких структурных компонентов оно слагается.

«Компетентный человек», согласно словарю С.И. Ожегова - «знающий». В повседневной речи под компетенцией понимают, как правило, наличие «полномочий» («компетентные органы», «передать дело в компетенцию суда»). Однако усложнение и специализация социальных отношений и общественного производства, по мнению современных ученых, порождает необходимость обоснования термина «компетентность», как - иметь знания и опыт.

Понятие «компетентность» включает сложное и многоплановое содержание, интегрирующее деятельностно-практические, социальные, психологические и другие характеристики личности.

Понятие «компетенция» (лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) означает круг полномочий, прав и обязанностей, предоставленный законом, или иным актом конкретному государственному органу или должностному лицу; либо знания и опыт в конкретной области.

Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Competere - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция).

В обобщенном виде компетентность представляет совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной деятельности в той или иной сфере (В.А. Сластенин, А.К. Маркова, А.М. Новиков, Л.И. Кобышева, Н.В. Кузьмина, Г.В. Мухаметзянова, С.Н. Чистякова и др.). Все другие имеющиеся определения компетентности (В.Ландшеер, П.В. Симонов, М.А. Чошанов) не противоречат данным определениям, но в то же время не в полной мере отражают его суть. В частности, П.В. Симонов говорит о потенциальной готовности решать задачи со знанием дела, не раскрывая содержания данной готовности. М.А. Чошанов в основном указывает на содержательный компонент компетентности - знания и процессуальный - умения. В. Ландшеер под компетентностью понимает углубленное знание, адекватное выполнению задачи, способность к актуальному выполнению деятельности. Авторы Ю.И. Алюшина и Н.А. Дмитриевская считают, что компетенция - это «единство знаний, навыков и отношений в процессе деятельности, определяемых конкретной ситуацией, требованиями к деятельности и её целями».

В государственном образовательном стандарте общего образования, выделены следующие базовые компетентности:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, труженика);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, к базовым компетентностям следует отнести комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.

Анализ современных научных исследований показал, что понятие «компетентность» выпускника школы рассматривается, как совокупность знаний и умений, определяющих результативность его учебного труда; объем навыков выполнения учебных и практических задач; комбинация социально-личностных качеств и свойств; единство теоретической и практической готовности к труду, то есть субъектный опыт школьника.

К компонентам субъектного опыта (по Осницкому А.К., 1989) относят:

  • опыт ценностей;
  • опыт привычной активации;
  • опыт рефлексии;
  • операциональный опыт;
  • опыт сотрудничества.

Каждый из компонентов имеет три подструктуры функционирования: потребностную, деятельностную и межличностную. Для человека субъективно они выступают как: влечения - это природная биологическая подструктура, связанная с преобразованием жизнеобеспечения; интересы - деятельностная подструктура, предметно-преобразовательная; и подструктура долженствования, связанная с социализацией, преобразованием социальных и межличностных отношений.

Материал опыта (информация, представленная самыми различными процессами и зафиксированная в образной или понятийной форме) естественным образом объединяет все три составляющие. Это обусловлено тем, что в поведении и деятельности школьника мы не можем выделить ни «чистую» потребность (любая из них деятельностно и социально опосредована), ни «чистую» деятельность (не зависимую от биологической и социальной активности ребенка), ни «чистую» социальную активность (в ней полностью элиминированы биологическая активность и деятельностное опосредование).

Во взаимодействии, при достаточной сформированности каждого из компонентов субъектного опыта, обеспечиваются активные, целенаправленные, умелые, осознаваемые и координированные с усилиями других людей действия при исполнении поручений, выполнении самостоятельного задания, реализации замыслов, постановке и творческом решении задач, а также формируются соответствующее отношение к своим поступкам и поступкам других людей.

Итак, на основе изложенного выше анализа, дадим следующее определение «компетентности»:

  1. в широком смысле - это интегральная характеристика, определяющая способность школьника решать типичные учебные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях практической деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта на основе сформированности мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности и социально-обусловленных качеств личности;
  2. в узком смысле - это совокупность знаний и умений, определяющих результативность учебного труда; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

Условно отделяя компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвое­ние знаний (накопление информационного фонда) - не само­цель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия готовности школьника к самостоятельной жизнедеятельности.

Анализ научной литературы позволяет выделить различные компоненты компетентности, такие как: специальная (связанная с особенностями учебной деятельности), социальная, личностная и индивидуальная.

Так, под специальной компетентностью условимся понимать владение собственно учебной деятельностью на достаточно высоком уровне. Это, по сути, операционально-техническая компетентность.

Сущность социальной компетентности характеризуется навыками взаимодействия и сотрудничества в ситуациях школьного взаимодействия, принятыми в школьной среде, приемами конструктивного общения, обладание социальной ответственностью за результаты своего труда. Социальная компетентность, есть интегральное личностное образование, соединяющее ценностное понимание социальной действительности, конкретные социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию, способность к самоопределению и нормосозиданию, личное умение осуществлять индивидуальное, групповое и межгрупповое взаимодействие.

Социально компетентная личность умеет поставить свои интересы в равное положение с интересами других, понять ценности других лиц, видеть в людях партнеров.

Владение приемами самовыражения и саморазвития личности, средствами противостояния деформациям личности, характеризует личностную компетентность.

И, наконец, индивидуальная компетентность предполагает владение приемами самореализации и развития индивидуального стиля учебной деятельности и общения, готовность к личностному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность личностной стагнации и деградации.

Таким образом, в самом общем виде компетентности определяются как целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний.

Обратимся к анализу понятия «ключевые компетенции» было введено в зарубежной педагогической науке в начале 1990-х гг.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которые необходимо формировать у молодежи при подготовке к самостоятельной жизнедеятельности:

  • политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятий и общества, участвовать в функционировании демократических институтов;
  • межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
  • коммуникативные компетенции, определяющие владение навыками устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
  • социально-информационные компетенции, характеризующие владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
  • персональные компетенции - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Как структурно-функциональное понятие, ключевая компетенция имеет свое содержание, структуру и уровневую организацию.

Ключевые компетенции школьника, могут быть представлены несколькими видами компетенций: специальными, социальными, коммуникативными и технологическими.

Выделение различных блоков в формате ключевых компетенций является чисто условным и сделано в целях уточнения содержательного аспекта их составляющих, позволяющего определять качества школьных умений и на основе этого измерять, формировать и совершенствовать их.

Специальная компетенция включает предметные и надпредметные знания, которые развивают личность школьника. Другими словами, владение специальной компетенцией предполагает интеграцию научных знаний, а также тех учебных дисциплин, которые непосредственно или опосредованно «работают» на будущую профессию, т.е. науки о человеке, о природе, о технике, об обществе и т.п.

Социальная компетенция - это способность взять на себя ответственность, совместно выработать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности, личных интересов с потребностями общества. Она характеризует знание и понимание процессов, происходящих в современном обществе, экономике, социальной сфере, образовании, способность и возможность взаимодействия с людьми разных социальных групп, этнической и религиозной принадлежности.

Под технологической компетенцией понимается способность работать в автономном режиме, умение учиться, рационально добывать знания, совершенствовать практические навыки и умение трудиться.

Коммуникативная компетенция - это способность и возможность осуществлять устное и письменное общение с людьми, школьные и социальные коммуникации, решение общих школьных проблем, способность к партнерству и сотрудничеству в ситуациях школьного взаимодействия.

Особенностью коммуникативной компетенции является тот факт, что она органически входит в состав специальной и технологической в качестве средства их реализации, а успех учебной деятельности, во многом определяется качеством коммуникативной компетенции.

Итак, в настоящее время, в науке, ключевые компетенции трактуются как обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебной деятельности. Это способности школьника реализовывать на практике свою личную компетентность, которая понимается как согласованность между знаниями, личными убеждениями, реальным взаимодействием и поступками в социуме.

Таким образом, мы можем говорить о компетенции, если человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он мо­жет адекватным образом выполнять задачи, стоящие перед ним в по­вседневной жизни.

При этом социальная компетенция рассматривается как состояние равнове­сия. Мы говорим о наличии компетенции, если индивид обладает на­выками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в по­вседневной жизни (Слот, 1988). Рассуждая больше с точки зрения пси­хологии развития, мы говорим о социальной компетенции как о навы­ках человека, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором человек находится. Компетенция может пониматься как эффективная модель действия. Ее эффектив­ность рассматривается с точки зрения развития, факторов окружения и культурного контекста (Masten, Coatsworth, 1995).

Вместе с тем следует помнить, что целостное представление о компетентности школьника мы сможем получить только в том случае, если предметом педагогического анализа будут основные параметры социально-психологического статуса школьников, которые отражают основные сферы его жизнедеятельности:

  • Социальные особенности среды обучения, воспитания и развития:
  1. Положение школьника в системе социально-эконо­мических отношений (мате­риальная обеспеченность, социально-бытовые усло­вия).
  2. Положение школьника в системе внутрисемейных от­ношений (тип семьи, ее ко­личественный состав, воз­растные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельнос­ти членов семьи и др.).
  3. Положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологичес­кий статус в группе, пред­писанные роли, наличие близких друзей).
  • Особенности мотивационно - личностной сферы:
  1. Наличие учебной мотива­ции и ее конкретное содер­жание (познавательный, со­циальный, позиционный и др. мотивы учения).
  2. Ведущий тип регуляции учебной деятельности - до­стижение успеха, избегание неудачи.
  3. Конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность).
  4. Наличие выраженных личностных акцентуаций.
  • Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе:
  1. Отношения со сверстника­ми.
  2. Отношения в семье.
  3. Отношения со значимыми взрослыми (педагогом, тренером, взрослым родственником и т.п.).
  4. Отношение к важнейшим видам деятельности (в школьной среде).
  5. Отношение к себе.
  • Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия:
  1. Особенности поведения, обусловленные психодина­мическими свойствами нервной системы: повышен­ная энергетика, высокая саморегуляция, медлитель­ность, импульсивность, инертность и др.
  2. Дезадаптивные поведенческие синдромы: уход от деятельности, нарушение общения со сверстниками и педагогами, низкая соци­альная нормативность поведения, двигательная расторможенность, депрессивность, эмоциональная незрелость, невротические проявления.

Таким образом, анализ научных исследований, посвященных проблеме изучения научных феноменов «компетентность» и «компетенции», привели к следующим выводам:

  1. Компетентность - согласованность между знанием, убеждением, поступками и субъектным опытом личности.
  2. Личная компетентность школьника включает актуальный уровень жизнедеятельности и интеграции в социуме, характеризует степень его продуктивной самостоятельности.
  3. Базовую основу и запас знаний выпускника составляют ключевые компетентности и субъектный опыт личности, комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.
  4. Ключевые компетенции трактуются как обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивность учебной деятельности и продуктивность жизнедеятельности.
  5. Субъектный опыт - это продуктивная самостоятельность личности, представленная совокупностью компонентов:
  • Ценностный опыт связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов и убеждений.
  • Опыт рефлексии является опытом соотнесения школьником знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире с требованиями учебной деятельности, а также возможных преобразованиях в самом себе.
  • Опыт привычной активизации ориентирован на определенные условия учебной деятельности, определенные усилия и определенный уровень достижения успеха.
  • Операциональный опыт включает общетрудовые, учебные знания и умения, связанные с предметными преобразованиями, умения саморегуляции в школьном труде и социальных взаимодействиях.
  • Опыт сотрудничества соотносится с умением осуществлять, налаживать сотрудничество, коллективное взаимодействие и партнерство.

Раздел 3. Методологические принципы организации профориентационной образовательной деятельности в образовательном учреждении

Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить учащихся к активному освоению ситуации социальных перемен. Новая экономика требует новых профессионалов, человека нового типа: мобильного, толерантного, гибкого, владеющего навыками построения новой системы общественных отношений и ценностей, функционально грамотного, способного к личному и профессиональному самоопределению.

Главным результатом общего образования, должна стать готовность и способность молодых людей, выпускников школы, нести личную ответственность за собственное благополучие, равно как и за благополучие общества. Все это требует определенных социальных умений: правовой компетентности, способности самостоятельно принимать решение и проявлять свою волю, умения отстаивать свои права.

Самоопределение - это процесс определения самого себя, своих жизненных позиций и ценностей, личностных возможностей и способностей, своего жизненного пути.

В жизни каждого человека наступает период, когда он всерьез начинает задумываться о смысле жизни, пытается определить путь в свое будущее. Каждый может научиться многим и разным делам, но не всем сразу. Потому и приходится делать выбор, поскольку жизнь человека напрямую связана с профессией, которую он выбирает. Очень часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда студенты, сделавшие выбор и успешно сдавшие вступительные экзамены в высшее учебное учреждение, вдруг обнаруживают в первый же год обучения, что они совершили ошибку: профессия, которую они выбрали делом своей жизни, совсем им неинтересна.

Еще более сложной бывает ситуация, когда, получив профессиональное образование, уже в процессе трудовой деятельности человек не может реализовать себя. Ощущая поначалу легкую неудовлетворенность, дискомфорт, он постепенно начинает ощущать и снижение активности, повышенную утомляемость, да и просто потерю интереса.

Чтобы выбрать будущую профессию по душе и по способностям, одних только знаний недостаточно. Необходимо умение оценить свои возможности и ресурсы, выявить свои профессиональные интересы и склонности, а затем соотнести полученные данные с требованиями, которые профессия предъявляет специалисту.

Всё это актуализирует проблему поиска новых, инновационных подходов к профессиональной ориентации школьников, новых форм организации профориентационной работы в образовательном учреждении. Поскольку задача социальной политики государства, города и образовательного учреждения, в частности, заключается в том чтобы:

  • обеспечить социальные гарантии школьникам в сфере свободного выбора профессии, в форме занятости, в определении путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  • в достижении сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  • в обеспечении условий для прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  • в содействии личностному росту, как важнейшему условию удовлетворенности трудом, собственным социальным статусом;
  • в обеспечении условий для реализации индивидуального потенциала личности и осознать ею значения здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Профессиональная ориентация - это по-сути, забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, организация поддержки и развития его способностей, а также проведения комплекса социальных мер содействия в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

К основным направлениям профессиональной ориентации в образовательном учреждении относят: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный подбор, обеспечение профессионально-социальной адаптации выпускника школы.

Основными методами профессиональной ориентации в образовательном учреждении, являются: информирование (индивидуальное, групповое, массовое), психологическое и медицинское консультирование; психологическая и психофизиологичекая диагностика;различные педагогические методы: обучение, тренинги, организация клубов по интересам, студий, кружков, лабораторий и т.п.

Следует отметить, что психологическая поддержка - это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентноспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Основными направлениями психологической поддержки в образовательном учреждении являются: психологическое консультирование, профилактическая и коррекционная работа. Все эти меры способствуют психологическому обеспечению свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации, предупреждению и развитию негативных тенденций в самочувствии школьника, в преодолении трудностей личностного роста, в коррекции отклоняющегося поведения, в устранении конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Все эти условия известны педагогической общественности и многое делается в образовательных учреждениях для обеспечения успешной и продуктивной профессионально-социальной адаптации школьников. Вместе с тем, назрела пора создания областного научно-практического учреждения, возможно совместными усилиями ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и Министерства общего и профессионального образования, который можно обозначить как «Центр инновационных технологий профессиональной ориентации и психологической поддержки школьников», цель которого - поиск инновационных технологий в области профессиональной ориентации и психологической поддержки школьников. Такой центр должен не только координировать и обеспечивать научно-методическую и организационно-практическую деятельность всех региональных ресурсных центров и образовательных учреждений, но, прежде всего, искать уникальные инновационные способы профессионального самоопределения личности.

Такой центр способен:

  • обеспечивать гарантированный минимум бесплатных профессионально-психологических услуг школьникам, их родителям и педагогам;
  • внедрять инновационные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизического отбора и психологической поддержки; обеспечивать повышение квалификации педагогов;
  • осуществлять психологическую поддержку школьников, испытывающих проблемы социально-профессиональной адаптации;
  • осуществлять методическое руководство и координацию инновационной деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в городе.

Задачи образовательного учреждения (школа, центр дополнительного образования, специальные (коррекционные) учреждения) несколько иные, их задача - совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы школьников, на основе государственных стандартов и нормативов:

  • обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
  • проводить системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
  • формировать у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;
  • привлекать учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству;
  • организовать профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формировать у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
  • организовать дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
  • обеспечить органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
  • использовать возможности школьных психологических служб, для организации и проведения профориентационной работы.

Безусловно, все эти задачи известны педагогам и руководителям ОУ, и сознательная педагогическая общественность в меру своих сил и возможностей реализует их, но привычные педагогические методы не всегда работают и помогают выпускникам школы избежать ошибок своего выбора профессионального будущего. В связи с чем, есть острая потребность в поиске нестандартных и уникальных, а, следовательно, инновационных методах организации профессиональной ориентации и психологической поддержки современного школьника. Обратимся к некоторым методологическим аспектам педагогической инноватики.

Инновационность в образовании понимается - как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта. «Инновационное обучение» (innovative learning) - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру и социальную среду.

Инновационное обучение стимулирует к решению проблемных ситуаций, такое обучение ориентируется на творческий поиск решений, принимаемых на основе имеющегося опыта, но тем самым обогащающим его.

Неподготовленность современного школьника к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовность своевременно отозваться на возникающие проблемы - политические, экологические, экономические и т.д., порождает необходимость инновационных поисков не только к дидактическому построению образовательного процесса, но и к его социально значимым результатам.

Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений [3]. К инновационным относят модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, построение обучения в контексте непрерывного образования, определяет курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем [2].

Развитие творческого потенциала человека в ходе обучения, ориентирует учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, развитие своих познавательных и личностных возможностей.

Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса: инновации-модернизации (технологический подход) и инновации-трансформации(поисковый подход).

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения (ключевых компетенций).

Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Обобщенной базовой моделью в рамках поискового подхода является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы - к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Основными вариантами этой базовой модели являются модель обучения на основе систематического исследования (по типу естественнонаучного), модель обучения на основе игрового моделирования, модель обучения на основе дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений.

На протяжении десятилетий в педагогике ведутся разработки, в которых заложена общая идея: преодолеть противоречие между «заранее определенным и предписанным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности ребенка и их содержания в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и ситуативными потребностями».

Такой подход ставит целью активизировать обучение, придать ему исследовательский характер, передать учащемуся инициативу в организации своего учебного познания.

Моделирование реальных ситуаций, предполагающих решение проблем, стало своего рода эмпирической традицией в обучении. Исследования подтверждают целесообразность такого способа построения обучения, если целью и ценностью для педагогов и учащихся является способность осваивать новые, еще не выстроенные области знаний или деятельности. Деятельность экспертов в сложных, слабо формализованных областях строится именно на основе аналогий с предшествующим опытом исследований или решения проблем.

Модель обучения, основанного на собственном опыте учащегося, является наиболее актуальной и перспективной, особенно для социально-профессионального самоопределения школьника. Исходный момент в обучении и, соответственно, в развертывании учебного процесса - конкретный опыт учащегося. Он образует основу для наблюдений и рефлексии, которые составляют вторую фазу обучения. Наблюдения составляют основу для формирования абстрактных представлений и понятий (третья фаза), которые выступают как гипотезы и подвергаются проверке в различных ситуациях, включая реальные (четвертая - активное экспериментирование). Каждая фаза цикла обучения предполагает некоторые качества, способности и умения со стороны учащегося:

  • фаза конкретного опыта - способность высокой восприимчивости к новому опыту;
  • фаза рефлексивного наблюдения - способность к рефлексии над
    опытом, его интерпретации с различных точек зрения, подходов;
  • фаза абстрактной концептуализации - способность к целостному
    пониманию-схватыванию, выработке понятий и представлений,
    выстраивающих данные наблюдений в последовательную, логичную теорию;
  • фаза активного экспериментирования - способность использовать свои теоретические представления для принятия решений,
    решения проблем, что, в свою очередь, ведет к приобретению
    нового опыта; обращение к опыту (на этой фазе педагог помогает учащимся более объективно фиксировать происходившее без анализа или интерпретации); обращение к чувствам и переживаниям, сопровождавшим данный фрагмент жизненного опыта, их обзорная констатация; повторное обращение к жизненному опыту, его переосмысление.

Резюмируя мозаичность представленных выше педагогических размышлений и умозаключений, можно констатировать, что социально-экономическая ситуация в нашей стране находится в такой стадии, когда есть реальная возможность обеспечить современного школьника, его семью и педагогов, грамотным, высококвалифицированным научным и психолого-педагогическим сопровождением, основанным на поиске инновационных технологий и методик организации профориентационной работы и психологической поддержки личности.

Раздел 4. Содержание и формы реализации профессиональной ориентации учащихся основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области на профессии в области сервиса и туризма

Осуществление цели профессиональной ориентации учащихся основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области достигается обеспечением условий для формирования у обучающихся профессиональной направленности и готовности осуществить профессиональный выбор в области сервиса и туризма.

В настоящее время в регионе, да и в стране в целом, сложилась потребность в подготовке кадров в области сервиса и туризма следующих специальностей:

  1. менеджер социокультурного сервиса и туризма, обеспечивающий разработку и обслуживание туров (туроператор, турагент, менеджер культурного отдыха и гостеприимства);
  2. финансовый директор, обеспечивающий бизнес-планирование и организацию коммерческой, предпринимательской деятельности на туристских предприятиях и фирмах, развлекательных и культурных центрах;
  3. аниматор - специалист по организации и разработке программ социокультурных, рекреационно-оздоровительных мероприятий в процессе рекреационной и туристской деятельности, в туристских группах, учреждениях санаторно-курортного комплекса и рекреации;
  4. специалист, отвечающий за разработку и реализацию специальных циклов рекреационных и туристских занятий (инструктор-методист, тренер, преподаватель, педагог туристско-краеведческого профиля, гид-инструктор, гид-проводник и др.);
  5. специалист по культурно-познавательному туризму, экскурсоведению, музееведению.
  6. Большой перечень специалистов по гостиничному хозяйству и гостеприимству.

Профессиональная ориентация учащихся основного общего и среднего (полного) общего образования на профессии в сфере сервиса и туризма раскрывается через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентации и практических навыков, которые обеспечивают формирования профессиональной направленности и готовности к сознательному выбору профессий, перечисленных выше.

В соответствии с требованиями регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области содержание профессиональной ориентации учащихся включает три компонента: предметно-информационный, ценностно-ориентационный и деятельностно-коммуникативный.

Содержание предметно-информационной, ценностно-ориентационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется в зависимости от:

  • возраста учащихся;
  • требований профессии в области сервиса и туризма;
  • специфики содержательных линий общего образования;
  • требований личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

Профессиональная ориентация по программе «Мой выбор сервис и туризм» помогает выпускнику основного общего образования овладеть следующими компетенциями:

  • знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в формировании профессиональной направленности на профессии в области сервиса и туризма;
  • уметь планировать свою траекторию профессионального роста, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении трудностей в формировании профессиональной направленности:
  • владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессиопалыюго и профессионального обучения;
  • уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессии;
  • уметь проявлять ответственное отношение к выбору профессии, личностных и социальных последствий своего выбора;
  • владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований будущей профессии;

Выпускнику среднего (полного) общего образования программа профессиональной ориентации «Мой выбор - сервис и туризм» помогает овладеть следующими компетенциями:

  • уметь реализовывать полученные знания и сформированную профессиональную направленность в повседневной жизни;
  • знать собственные индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профессионального образования;
  • владеть навыками самосовершенствования в профессиональной области и умело их использовать для повышения конкурентоспособности на рынке занятости;
  • владеть навыками самоорганизации и самосовершенствования, проявлять заботу о росте профессиональной компетентности как в интересах личной удовлетворенности и успешности в профессиональной деятельности, так и в интересах фирмы, региона, страны;
  • владеть коммуникативными навыками, информационными технологиями знанием языков, пониманием механизмов и психологических особенностей человеческого общения;
  • иметь ценностное отношение к основным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона, России и других стран.

Реализация концепции предполагает опору на программу профессиональной ориентации «Мой выбор - сервис и туризм» и ее научно-методическое сопровождение.

Раздел 5. Сущность и назначение концепции профессиональной ориентации школьников «Мой выбор - сервис и туризм»

Профессиональная ориентация учащихся основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области на профессии в области сервиса и туризма обусловлена возникшим за последние годы противоречием между объективным ростом потребности рынка туристских услуг, сферы гостеприимства, шоубизнеса и т.д. в квалифицированных специалистах и недостатком соответствующих профессиональных кадров. Существует также настоятельная потребность в сокращении сроков адаптации к профессиональной деятельности, что в свою очередь зависит от психологической и практической подготовленности выпускников к выбору профессии. Все это вызывает необходимость в развитии системы профильной и профессиональной подготовки молодежи в рамках общего образования.

Целью концепции профессиональной ориентации учащихся основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области «Мой выбор - сервис и туризм» является обеспечение условий для формирования у обучающихся профессиональной направленности и готовности осуществить профессиональный выбор в области сервиса и туризма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. приобретение знаний о профессиях в области сервиса и туризма, современном состоянии и перспективах развития сервиса и туризма в Уральском регионе, их роли в решении социально-экономических проблем Урала, в развитии международных контактов со странами и регионами мира;
  2. формирование мотивации и готовности учащихся к осознанному профессиональному выбору профессий в области сервиса и туризма в соответствии с личными потребностями и потребностями развития региона;
  3. развитие профессионально значимых качеств: самостоятельности, коммуникативности, ответственности, толерантности, критического мышления в интересах личности школьника и успешности осуществления будущей профессиональной деятельности в конкретном муниципальном образовании.

Реализации концепции профессиональной ориентации школьников на профессии в области сервиса и туризма будет способствовать удовлетворению изменившихся образовательных потребностей школьников профессиональной направленности, реализации социального заказа на профессии динамично развивающейся сферы мировой и региональной экономики: социокультурный сервис и туризм.

Реализация концепции также позволит обогатить содержание регионального компонента образования в соответствие с перспективами социально-экономического развития Свердловской области, страны, тенденциями мировой динамики и создать условия для успешного включения выпускников школ в экономическую, социальную, и культурную жизнь региона.

Прикрепленный файлРазмер
Концепция Мой выбор сервис и туризм.pdf359.55 кб

Другие материалы по теме

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"